Зенитный ракетный комплекс 9К33 Оса (СССР)

Было ясно, что одной организации с такой объемной задачей не справиться. Поэтому разработка основных элементов ЗРК 9К33 "Оса" была поручена: НИИ-20 Госкомитета СССР по радиоэлектронике - головной разработчик ЗРК в целом и разработчик боевой машины; КБ-82 Тушинского машиностроительного завода Госкомитета СССР по авиационной технике - головной разработчик зенитной управляемой ракеты (главный конструктор ЗУР - А. Потопалов); Всесоюзный НИИ комплексного электрооборудования Министерства электротехнической промышленности СССР — разработчик системы электропитания; Кутаисский автомобильный завод Министерства автомобильной промышленности СССР — разработчик самоходного шасси.
Одновременно боевые средства комплекса 9К33 "Оса" разрабатывались как составные части ЗРК «Оса-М», предназначенного для зашиты кораблей ВМФ от низколетящих средств воздушного нападения. Необходимо отметить, что на формирование концепции построения такого автономного ЗРК определенное влияние оказали сведения о выполнявшейся в США разработке автономного самоходного зенитного комплекса «Маулер» (заявленная дальность стрельбы 10-15 км). В зарубежной печати сообщалось, что все боевые средства этого ЗРК должны быть размещены на одном самоходном шасси. В качестве такового был выбран широко распространенный в то время американский гусеничный бронетранспортер М-113. Выполнить эти требования оказалось в то время невозможным. Ради исторической достоверности следует сказать, что в конечном итоге американским разработчикам не удалось создать такой комплекс и в июле 1965 года разработка ЗРК «Маулер» бьпа прекращена.
В нашей стране решение подобной задачи всё-таки было осуществлено, хотя разработка такого уникального ЗРК шла очень непросто, сопровождалась заменой главных конструкторов (как комплекса в целом, так и его основных элементов) и организаций-разработчиков. В сентябре 1964 года специальным решением правительства был назначен новый разработчик ЗУР — МКБ «Факел» (главный конструктор — П. Грушин), разработка специального колесного самоходного плавающего шасси для ЗРК «Оса» была поручена новому предприятию — Брянскому автомобильному заводу. Главным конструктором ЗРК 9К33 "Оса" в целом был назначен В. Ефремов - директор Научно-исследовательского электромеханического института Минрадиопрома СССР (бывший НИИ-20 Госкомитета СССР по радиоэлектронике). В июле 1970 года ЗРК «Оса» был предъявлен на совместные испытания на Эмбинском полигоне.
Мобильный войсковой зенитный ракетный комплекс 9К33 «Оса» предназначался для обеспечения противовоздушной обороны Сухопутных войск и объектов в боевых порядках мотострелковых дивизий в различных формах боя и на марше. ЗРК 9К33 "Оса" был принят на вооружение войск ПВО Сухопутных войск в 1972 году. Впервые ЗРК 9К33 "Оса" был показан на военном параде на Красной плошади в Москве в ноябре 1975 года. Комплекс получил наименования: SA-8 (по терминологии США) и Gesco (по терминологии НАТО).
ЗРК 9К33 "Оса" являлся всепогодным автономным мобильным средством ПВО Сухопутных войск, имел хорошую проходимость и плавучесть, обеспечивал достаточно высокую эффективность, обладал хорошей помехозащищённостью.
В состав ЗРК 9К33 "Оса" входят следующие средства:
— боевая машина 9А33Б со средствами разведки, наведения и пуска ракет;
— зенитная управляемая ракета 9М33;
— транспортно-заряжаюшая машина.
Боевая и транспортно-заряжающая машины размещены на трехосных плавающих колесных шасси БАЗ-5937. Это шасси с тремя ведущими мостами было оснащено мощным ходовым дизельным двигателем, который обеспечивал работу водомета для движения на плаву. Шасси имело хорошую проходимость и плавучесть, было снабжено средствами навигации, топопривязки, жизнеобеспечения, связи и электроснабжения комплекса - от газотурбинного агрегата и генератора отбора мощности от ходового двигателя. Конструкция боевых средств комплекса позволяла транспортировать их воздушным (самолет Ил-76) и железнодорожным (с предварительной укладкой антенно-пускового устройства) транспортом.
Самоходное шасси обеспечивало средние скорости движения ЗРК по грунтовым дорогам: днем — 36 км/ч, ночью - 25 км/ч, при этом по грунтовым дорогам максимальная скорость движения составляла 45-55 км/ч, по шоссе - до 80 км/ч. На плаву комплекс перемещался со скоростью 7-10 км/ч.
РЛС обнаружения воздушных целей, размешенная на боевой машине комплекса, позволяла обнаруживать воздушные цели на месте и в движении, а также опознавать их государственную принадлежность по признаку «свой-чужой». РЛС осуществляет круговой поиск воздушных целей при вращении антенны со скоростью 33 оборота в минуту, при этом истребитель при полете на высоте 5 км обнаруживался на дальности 40 км, а при высоте полета 50 метров — на датьности 27 км.
Размещённая на боевой машине РЛС сопровождения воздушных целей обеспечивала захват на автосопровождение на дальности 23 км (при полете на высоте 5 км) и на дапьности 14 км (при полете на высоте 50 метров). В условиях сильных активных радиопомех автосопровождение воздушной цели могло осуществляться по угловым координатам с помощью телевизионно-оптического визира, а по дальности — по данным РЛС обнаружения.
В ЗРК 9К33 "Оса" использовался принцип командного наведения ЗУР на воздушную цель. В состав зенитной управляемой ракеты комплекса входили следующие блоки: аппаратура рулевого управления, автопилот, радиовзрыватель, бортовой источник питания, боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом (размещены в носовой части ракеты); двигательная установка, антенны командного радиоблока и бортового ответчика, трассеры для сопровождения ЗУР с помощью телевизионно-оптического визира (размещены в хвостовой части ракеты). Масса ЗУР - 128 кг, масса боевой части — 15 кг, длина ЗУР - 3.158 мм, диаметр - 206 мм. размах крыла - 650 мм.
ЗУР не требовала предстартовой подготовки, исключая установку литеры частот бортовой радиоаппаратуры. Ракета поступала в войска в полностью собранном и снаряженном виде и не требовала проведения подстроечных и проверочных работ при эксплуатации в войсках (кроме регламентных проверок на арсеналах и базах один раз в год).
Серийное производство боевых средств ЗРК 9К33 "Оса" было организовано на Ижевском электромеханическом заводе Минрадиопрома СССР (боевая машина), на Кировском машиностроительном заводе им. XX партсъезда Минавиапрома СССР (ЗУР).
В 1975 году на вооружение войск ПВО Сухопутных войск был принят модернизированный комплекс «Оса-АК». Этот комплекс по сравнению с ЗРК 9К33 "Оса" имел увеличенные размеры зоны поражения, а также шесть ЗУР в транспортно-пусковых контейнерах на пусковой установке, обеспечивал поражение более скоростных и маневренных воздушных целей.
Дальнейшая модернизация комплексов этого типа получила наименование «Оса-АКМ» (принят на вооружение войск ПВО Сухопутных войск в 1980 году). Основное отличие ЗРК «Оса-АКМ» заключалось в его повышенных возможностях по борьбе с вертолетами, так как в это время вертолеты, оснащенные противотанковыми управляемыми ракетами, стали основным средством борьбы с бронированными целями. В ракете комплекса «Оса-АКМ» был доработан радиовзрыватель и обеспечена возможность поражения на практически нулевой высоте вертолетов на дальностях от 2 до 6,5 км. При этом обеспечивалось поражение как зависших, так и летящих со скоростью до 80 м/с вертолетов. Также поражались вертолеты, находящиеся на земле.
ЗРК 9К33 "Оса" и его модификации состояли на вооружении зенитного ракетного полка мотострелковых дивизий Сухопутных войск. Зенитный ракетный полк состоял из пяти зенитных ракетных батарей и командного пункта полка с батареей управления. Зенитная ракетная батарея состояла из четырех боевых машин 9К33 "Оса" и батарейного командирского пункта. В составе батареи управления зенитного ракетного полка имелся пункт упрааления ПУ-12 и РЛС обнаружения воздушных целей П-15.
Для обеспечения функционирования боевых средств зенитного ракетного комплекса 9К33 "Оса" разработаны: транспортно-заряжаюшая машина (9Т27), машина технического обслуживания (9В210), машина группового ЗИПа (9Ф372), юстировочная машина (9В914), автоматизированная контрольно-испытательная проверочная станция (9В242), комплекс наземного оборудования (9Ф16).
ЗРК 9К33 "Оса" постаалялся в вооруженные силы стран Варшавского договора, Индии, Ирака, других стран Ближнего Востока, Азии и Африки.
Тактико-технические данные 9К33 "Оса"
Ракета 9М33
Масса ракеты,кг 128
Масса боевой части,кг 15
Длина ракеты,мм 3158
Диаметр корпуса,мм 206
Размах крыла, мм. 650
Скорость полета ЗУР,м/с 500
Зона поражения, км
- по дальности 2..9
- по высоте 0,05..5
- по параметру 2-6
Вероятность поражения истребителя одной ЗУР 0,35..0,85
Максимальная скорость поражаемых целей,м/с до 420
Время реакции,с 26-34
Время развертывания,мин 3-5
Число ЗУР на боевой машине 4