Поиск по сайту

Home Артиллерия Ракетное оружие Зенитный ракетный комплекс 9К31 Стрела-1 (СССР)

PostHeaderIconЗенитный ракетный комплекс 9К31 Стрела-1 (СССР)


Войсковой самоходный зенитный ракетный комплекс ближнего действия 9К31 «Стрела-1» с визуальным обнаружением воздушных целей предназначался для прикрытия частей и подразделении Сухопутных и Воздушно-десантных войск, а также отдельных войсковых объектов от ударов низколетящих самолетов и вертолетов с реактивными, турбовинтовыми и поршневыми двигателями на встречных и догонных курсах. Головным разработчиком комплекса в целом и ракеты было определено Конструкторское бюро точного машиностроения (КБТМ). В соответствии с техническим заданием в зависимости от характера выполняемых задач, зенитные ракетные комплексы 9К31 «Стрела-1» могли действовать как автономно, так и в системе централизованного управления средствами войсковой ПВО с использованием данных целеуказания от начальника ПВО полка и дивизии.


Государственные испытания ЗРК 9К31 «Стрела-1» проводились на Донгузском полигоне. По результатам испытаний в апреле 1968 года комплекс был принят на вооружение. Серийное производство боевой машины 9А31 ЗРК «Стрела-1» было налажено на Саратовском агрегатном заводе Миноборонпрома СССР, производство ЗУР (9М31) - на Ковровском механическом заводе Миноборонпрома СССР. За рубежом комплекс получил наименование SA-9 Gaskin (по терминологии НАТО). Комплекс мог вести стрельбу по самолетам и вертолетам, летящим на высотах от 50 до 3000 м со скоростями до 310 м/с на встречных и до 220 м/с на догонных курсах, а также по зависшим вертолетам.

В качестве базы самоходного ЗРК 9К31 «Стрела-1» использовано колесное шасси, разработанное для бронированной разведывательно-дозорной машины БРДМ-2. На боевой машине (9А31) размещались: пусковая установка с четырьмя зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК), аппаратура запуска ракет, оптические средства обнаружения целей, средства связи. Выбранное самоходное шасси обеспечивало защиту от пуль и осколков, имело хорошую маневренность, обеспечивало преодоление вплавь водных преград. Разработчики ЗРК пошли по пути предельного упрощения конструкции боевой машины, в частности, отказались от использования механического привода для наведения пускового устройства. На марше пусковое устройство с ракетами опускалось на крышу боевой машины. В результате повышалась устойчивость машины, уменьшалась ее высота, снижались характерные для ЗРК разведпризнаки — размещенные под углом и устремленные в небо направляющие пусковой установки.

В зенитной управляемой ракете комплекса была использована фотоконтрастная головка самонаведения (ГСН), а не тепловая, как в переносном ЗРК «Стрела-2». Это объясняется тем, что в период разработки ЗРК «Стрела-1» уровень чувствительности отечественных тепловых ГСН не обеспечивал выделения воздушных целей в передней полусфере. Вследствие этого стрельба по самолетам с использованием ЗУР с такими головками могла вестись только вдогон, то есть, как правило, после выполнения ими боевых задач. Применение фотоконтрастной ГСП обеспечивало возможность обстрела средств воздушного нападения на встречных курсах, Фотоконтрастная головка самонаведения преобразовывала лучистый поток энергии от контрастной на фоне неба цели в электрический сигнал, содержащий информацию об угле между осью координатора ГСН и линией визирования «ракета-цель». В качестве чувствительных элементов в ГСН использовались неохлажденные сернисто-свинцовые фотосопротивления. Стрельба обеспечивалась по визуально наблюдаемым целям на фоне ясного неба или сплошной облачности при углах между направлениями на цель и на солнце более 20 градусов. Надежность захвата и отслеживания цели головкой самонаведения зависела от освещенности цели, метеоусловий и фоновой обстановки.

Зенитная управляемая ракета ЗРК «Стрела-1» оснащена твердотопливным двухрежимным двигателем, длина ракеты 1,8 м. диаметр 120 мм, размах крыла 360 мм. При работе стартовой ступени ЗУР разгоняется до максимальной скорости, при работе маршевой ступени поддерживается постоянная скорость примерно 420 м/с. При встрече ЗУР с целью (прямое попадание) срабатывал магнито-электрический (контактный) датчик, а в случае пролета мимо цели (на расстоянии до 5 м) срабатывал электронно-оптический (неконтактный) датчик. При большем промахе через 14-16 секунд предохранительно-исполнительный механизм ЗУР выводился из боевого положения, и боевая часть подорваться не могла. При падении на землю ракета не взрывалась.

Боевая работа осуществлялась следующим образом. При получении целеуказания или автономном обнаружении цели стрелок-оператор за счет своих усилий разворачивал пусковую установку в направлении на воздушную цель, используя для повышения точности оптический визир. Наведение пусковой установки па цель по азимуту и углу места осуществлялось усилиями оператора. Для визуального поиска цели в секторе 60 градусов по азимуту передняя стенка башни оператора была выполнена прозрачной (из пулестойкого стекла). Одновременно включалось питание бортовой аппаратуры первой ракеты (через 5 секунд - второй ЗУР) и открывалась крышка транспортно-пускового контейнера. Головка самонаведения ракеты осуществляла «захват» воздушной цели и её сопровождение. Услышав звуковой сигнал о захвате цели головкой самонаведения ЗУР и визуально оценив момент входа цели в зону пуска, оператор осуществлял пуск ракеты. При движении ЗУР по пусковому контейнеру срезался кабель электропитания ракеты, и тем самым в предохранительно-исполнительном механизме снималась первая ступень предохранения взрывательного устройства. При вылете ЗУР из транспортно-пускового контейнера связь ракеты с землей прекращалась (реализовывалась схема стрельбы «выстрелил-забыл»), и оператор мог осуществлять подготовку к пуску следующей ЗУР.

Наряду с ракетой переносного ЗРК «Стрела-2» зенитная управляемая ракета 9М31 была одной из первых двух отечественных ЗУР, которая хранилась, транспортировалась в специальном транспортно-пусковом контейнере и запускалась непосредственно из него. Использование такого контейнера обеспечивало лучшую сохранность ракет при их содержании на базах и арсеналах, в процессе эксплуатации, а также в определенной степени упрощало конструкторскую схему пускового устройства.

Комплексы «Стрела-1» входили в составе зенитного ракетного взвода (4 боевых машины) в зенитную ракетно-артиллерийскую батарею, состоявшую из ЗРК «Стрела-1» и ЗСУ «Шилка». Такая батарея являлась штатным подразделением мотострелкового (танкового) полка.

Дальнейшим совершенствованием ЗРК «Стрела-1» был комплекс «Стрела-1М», принятый на вооружение в 1970 году. В состав зенитного ракетного комплекса было включено вспомогательное средство обнаружения и пеленгования воздушных целей - пассивный радиопеленгатор, разработанный Ленинградским НИИ «Вектор» Минрадиопрома СССР. Этот радиопеленгатор позволял обнаруживать воздушные цели противника с включенными бортовыми радиосредствами, сопровождать их и вводить необходимые данные о них в поле зрения оптического визира. ЗРК «Стрела-1М» обеспечивал поражение самолетов и вертолетов, летящих со скоростью до 310 м/с на высотах от 30 до 3500 м, на дальности от 500 до 4200 м.

Зенитные ракетные комплексы «Стрела-1» и «Стрела-1М» широко экспортировались за рубеж и участвовали в реальных боевых действиях на разных континентах.

Боевая масса, т  7
Экипаж, чел.  3
Ракета :
 Стартовая масса , кг  42,5
 Масса боевой части , кг  2,35
 Длина ракеты, мм  1803
 Калибр, мм  120
 Скорость полета ракеты, м/с  420
Боекомплект, ракет  4
Зона поражения, км:
 По дальности  0,9 - 4,2
 По высоте  0,05 - 3
Максимальная скорость поражаемых целей (навстр./вдогон.), м/с  310/220
Габаритные размеры, м:
 Длина  5,75
 Ширина  2,35
 Высота в походном положении  2,55
 Высота в боевом положении  3,99
Клиренс, м  0,43
Двигатель  карбюраторный восьмицилиндровый V-образный
Максимальная мощность, л.с.  140 (при 3200 об/мин)
Максимальная скорость движения, км/ч  95 (на плаву - 10)
Запас хода, км  750
Колесная формула  4х4(8х8)
Преодолеваемые препятствия:
 высота стенки, м  0,4
 ширина рва, м  1,2
 подъем, град.  30

 
Кто на сайте
Сейчас 416 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru