Поиск по сайту

Home Артиллерия Ракетное оружие Межконтинентальная баллистическая ракета 8К99 РТ-20П (СССР)

PostHeaderIconМежконтинентальная баллистическая ракета 8К99 РТ-20П (СССР)


Межконтинентальная баллистическая ракета 8К99 РТ-20ПРассказывая о ракетах, созданных в КБ «Южное», нельзя не упомянуть подвижный ракетный комплекс с МБР РТ-20П (индекс ГРАУ - 8К99, по классификации МО США и НАТО - SS-X-15 'Scrooge', в переводе на русский «Скряга»). Кстати, это была первая попытка создания в нашей стране мобильной МБР. Разработка РТ-20П началась в ОКБ-586 под руководством М.К. Янгеля на основании постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР №316-137сс от 4 апреля 1961 г. НИР по ракете было предписано провести в 1961-1962 годах с последующим их переводом в ОКР. В основу НИР было положено ТТЗ Министерства обороны СССР по созданию малогабаритной трехступенчатой твердотопливной МБР со стартовой массой 25 т.


Для работы была привлечена широкая кооперация КБ и предприятий по различным направлениям. Проведенная НИР показала, что с учетом всех факторов стартовая масса малогабаритной МБР на твердом топливе может быть реализована лишь на уровне, в 1,5 раза превышающем заданный. В итоге в ОКБ-586 предложили создать двухступенчатую малогабаритную МБР комбинированного типа - твердотопливный двигатель на 1-й ступени и жидкостный - на 2-й. Применение ампулизированной ступени с жидкостным ракетным двигателем позволяло сохранить основные эксплуатационные преимущества твердотопливного двигателя и уложиться по стартовой массе в допустимые пределы. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №565-197сс от 22 мая 1963 г. НИР по данной теме была переведена в ОКР. При этом ОКБ-586 поручалась разработка предэскизного проекта комбинированной ракеты РТ-20П со стартовой массой не более 30 т. Ракете был присвоен индекс 8К99.
 
На основании положительных результатов, проведенных проектных и экспериментальных работ руководство ОКБ-586 в ноябре 1963 года вышло в правительство с предложением о создании подвижного ракетного комплекса на гусеничном ходу с комбинированной двухступенчатой МБР. Предложение рассматривалось как первый этап создания комплекса, с последующей модернизацией и заменой ступени с жидкостным двигателем на ступень с твердотопливным двигателем. Ответственным за создание подвижного ракетного комплекса М.К. Янгель назначил своего первого заместителя В.С. Будника. В начале 1964 года на базе расположенного в Павлограде Днепропетровской области филиала ОКБ-586 было создано подразделение (КБ-5) во главе с Г.Д. Хорольским, задачей которого стала разработка первых твердотопливных ракетных двигателей. Через два года Главным конструктором и начальником КБ-5 был назначен В.И. Кукушкин, возглавлявший это подразделение более 25 лет. Предэскизный проект комплекса был разработан в январе 1964 года, а эскизный проект двухступенчатой ракеты был выпущен в декабре того же года.
 
1-я ступень ракеты РТ-20П имела длину 6,12 м и диаметр 1,8 м. К нижнему торцевому шпангоуту двигателя 1-й ступени крепится хвостовой отсек, предохраняющий сопла двигателя и рулевой привод от потока воздуха и газовых струй. Крепление ракеты к опорной плите контейнера производилось с помощью восьми разрывных болтов, установленных на нижнем торцевом шпангоуте двигателя 1-й ступени. Он имел узлы продольного крепления ракеты к ТПК. В качестве узлов поперечного крепления ракеты в ТПК использовались четыре кольцевые опоры, сбрасываемые после выброса ракеты из контейнера. Вдоль корпусов обеих ступеней ракеты снаружи имелись короба, в которых была проложена бортовая кабельная сеть. С противоположной стороны вдоль корпуса 2-й ступени были проложены трубопроводы пневмогидравлической системы.
 
1-я и 2-я ступени соединялись клепаным переходным отсеком цилиндрической формы из алюминиевого сплава Д19АТ с 16 окнами для обеспечения «горячего» старта 2-й ступени. Ко 2-й ступени переходное кольцо крепилось разрывными болтами. Ступень также была оснащена двумя тормозными соплами, расположенными в приборном отсеке. Сопла использовали газ наддува топливных баков для увода ступени с траектории движения ГЧ. Топливный отсек 2-й ступени - сварной, с промежуточным днищем вафельной конструкции. В полостях бака установлены сферические демпферы для уменьшения колебаний жидкости при транспортировке. Материалы ступени - алюминиевые сплавы.
 
«Запутать» систему противоракетной обороны противника предполагалось с помощью ложных целей. Роль таковой выполняла после отделения 2-я ступень ракеты. Кроме того, на заднем днище топливного отсека 2-й ступени размещались контейнеры с надувными ложными целями. Такое размещение позволяло осуществлять отстрел последних с требуемыми скоростями и направлением для обеспечения построения совместно с боевым блоком эффективной боевой цепочки. Система управления ракетой - инерциальная, автономная, с гироприборами на воздушном подвесе (разработка НИИ-49) и быстродействующей цифровой вычислительной машиной. Связь бортовой аппаратуры с пусковой установкой осуществляется с помощью двух блоков разъемов, один из которых располагался на боковой поверхности корпуса приборного отсека, другой - на контейнере. Перед выходом ракеты из контейнера при помощи разрывных болтов и отталкивающих пружин происходит разделение блока разъемов контейнера. После выхода ракеты из контейнера аналогичным образом разделяется блок разъемов ракеты. Оставшаяся на ракете часть блока закрывается крышкой. Приборный отсек крепится болтами к верхнему торцевому шпангоуту топливного отсека.
 
Полетное задание вводилось дистанционно. Перед стартом осуществлялось азимутальное прицеливание ракеты - происходило совмещение оси X гиростабилизированной платформы с плоскостью стрельбы. Грубое совмещение оси X с плоскостью стрельбы (±10°) производилось путем разворота стартового агрегата, точное - поворотом гиростабилизированной платформы. По команде «Пуск» начинались операции, предшествующие старту - проверка бортовых систем, переключение ракеты на бортовое питание и т.д. Примерно через 3 мин. после команды «Пуск» подрывался удлиненный кумулятивный заряд крышки ТПК, запускался пороховой двигатель увода крышки и крышка отделялась от контейнера. После разделения блока разъемов контейнера и разрыва болтов крепления ракеты в ТПК запускался пороховой аккумулятор давления, и при достижении в подракетном объеме давления 600 килоньютонов на квадратный метр ракета начинала движение.
 


 
Кто на сайте
Сейчас 142 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru