Поиск по сайту

Home Артиллерия Ракетное оружие Баллистическая ракета 4К75 Р-29 (СССР)

PostHeaderIconБаллистическая ракета 4К75 Р-29 (СССР)


Баллистическая ракета 4К75 Р-29БРПЛ Р-29 (индекс УРАВ ВМФ - 4К75, код СНВ - РСМ-40) - жидкостная двухступенчатая баллистическая ракета, предназначенная для размещения на подводных лодках проекта 667Б в составе ракетного комплекса Д-9. Предэскизное проектирование ракеты Р-29 началось в СКБ-385 в июле 1963 года. Работы велись в рамках конкурсной программы по решению Военно-промышленной комиссии при Совете Министров СССР. Было предложено два варианта: ракета УР-100 в морском варианте от ОКБ-52 и специализированная малогабаритная двухступенчатая морская баллистическая ракета комплекса Д-9 для вооружения подводных лодок. Ракета Р-29 разрабатывалась с трехкратным увеличением дальности и полуторакратным увеличением забрасываемого веса по сравнению с ракетой Р-27. Морской вариант ракеты УР-100 - УР-100МР за счет перекомпоновки ступеней должен был иметь меньшие габариты по сравнению с базовой ракетой. По точности, забрасываемой массе и дальности стрельбы конкурирующие ракеты были приблизительно равны.


В 1964 году было проведено заседание Совета обороны под председательством Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева. Несмотря на интересное предложение и яркий доклад В.Н. Челомея, предпочтение было отдано разработке СКБ-385. После этого конкурса ОКБ-52 больше не делало предложений по баллистическим ракетам морского базирования. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 808-33сс о начале работ по ракете Р-29 вышло 22 сентября 1964 года. Головным разработчиком ракеты и комплекса было назначено СКБ-385, главный конструктор В. П. Макеев. Разработчиком двигателей 1-й и 2-й ступеней было назначено ОКБ-2, главный конструктор А. М. Исаев.
 
Ракета Р-29 была выполнена по двухступенчатой схеме с отделяемой моноблочной головной частью. Моноблочная головная часть с ядерным зарядом мощностью 1 мегатонна имела форму конуса со сферическим затуплением спереди. Она размещалась в баке горючего 2-й ступени и устанавливалась в «перевернутом» относительно направления полета положении. Сфероконический приборный отсек с аппаратурой управления размещался в объеме, образованном головным обтекателем и задней частью боеголовки. Разделение ступеней осуществлялось с помощью детонирующих удлиненных зарядов и энергии газов наддува баков.
 
Для получения необходимой точности стрельбы впервые для баллистической ракеты в СССР была применена система азимутальной астрокоррекции (коррекция плоскости полета по звездным ориентирам). Также впервые была применена бортовая цифровая вычислительная машина. В качестве альтернативы рассматривался также вариант радиокоррекции с земли при стрельбе возле своих берегов. Впервые были применены и средства преодоления системы противоракетной обороны. Были разработаны легкие ложные цели с эффективной поверхностью рассеяния (ЭПР), соответствующей ЭПР головной части. В сложенном состоянии они размещались в баке горючего 2-й ступени в специальных цилиндрических контейнерах. Выброс ложных целей осуществлялся при отделении головной части.
 
Первый этап испытаний элементов комплекса Д-9 начался на Черном море пусками полномасштабных макетов ракет с двигателями 1-й ступени с погружаемого плавстенда ПСД-9. Пуски проводились из надводного положения стенда и в погруженном состоянии с глубины 40-50 метров. Было выполнено 6 пусков из подводного положения и один из надводного. 23 сентября 1964 года был осуществлен первый запуск - из подводного положения стенда. Старт был неудачен. Из-за преждевременной остановки двигателя макет не достиг расчетной высоты и упал в воду. При ударе о воду макет взорвался. Остальные 6 пусков со стенда были признаны успешными.
 
Второй этап - летные испытания с наземного стенда - производился на Государственном центральном морском полигоне на берегу Белого моря недалеко от поселка Ненокса с марта 1969 года по ноябрь 1971 года. Всего было произведено 20 пусков ракет. При одном из пусков маршевый двигатель при выходе на режим взорвался в шахте. В результате пожара пусковая установка была разрушена и испытания пришлось прервать на много недель.
 
Третий этап испытаний проводился с борта специально переоборудованной для этого подводной лодки К-145. Первый запуск был произведен 25 декабря 1971 года из акватории Белого моря из надводного положения, поскольку подводный старт был невозможен из-за ледовой обстановки. Первый пуск и три последующих прошли удачно. При предварительном наддуве баков во время пятого пуска в марте 1972 года началось разрушение ракеты и смешение компонентов топлива. Командир К-145 капитан 2 ранга Ю. Илларионов отдал приказ на немедленное всплытие и открытие крышки аварийной шахты. Произошел взрыв ракеты.
 
Испытания были продолжены после окончания ремонта лодки. Последний запуск был осуществлен 28 ноября 1972 года. Всего было выполнено 13 пусков, из них два пуска на межконтинентальную дальность -по акватории Тихого океана. В продолжение летных испытаний ракеты Р-29 было осуществлено шесть пусков с борта К-279 и 13 -с К-118. Было выполнено 13 одиночных пусков и два залпа - двух- и четырехракетный (залповая стрельба осуществлялась с борта К-279). Три ракеты были запущены на полную дальность - с лодки, находившейся в Белом море, по полигону на Тихом океане. Из 19 пусков один закончился аварией. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 177-67сс от 12 марта 1974 года комплекс Д-9 с ракетой Р-29 был принят на вооружение. Всего было построено 18 подводных лодок проекта 667Б, оснащенных ракетами Р-29.
 
В 1972 и 1974 годах были подписаны советско-американские соглашения об ограничении систем противоракетной обороны. В связи с этим в августе 1976 года вышло постановление правительства о модернизации ракеты Р-29 - Р-29Д. Дальность стрельбы была увеличена на 1200 км (15%) в результате снятия средств преодоления противоракетной обороны. Также упростилась технология производства ракеты. В рамках совместных летных испытаний в конце 1976-го - начале 1977 года было выполнено четыре пуска. Ракета Р-29Д в составе комплекса Д-9Д была принята на вооружение в марте 1978 года. Комплексом Д-9Д были вооружены 4 подводных лодки проекта 667БД, а также часть подводных лодок проекта 667Б. В соответствии с российско-американскими договоренностями о сокращении стратегических вооружений в 1990-х годах подводные лодки проектов 667Б и 667БД были выведены из состава флота, а ракеты Р-29 и Р-29Д сняты с вооружения.
 
В июне 1983 года вышло постановление правительства о разработке модернизированного варианта ракеты Р-29Д с боевым блоком увеличенной массы и мощности - Р-29ДУ. Во время летных испытаний было проведено 12 пусков. Дополнительно выполнены доработки математического обеспечения комплекса под новые параметры ракеты. В июне 1986 года постановлением правительства ракета Р-29ДУ в составе комплекса Д-9ДУ была принята на вооружение. За время эксплуатации ракеты Р-29 и ее модификаций было осуществлено 368 пусков, из которых 322 были признаны успешными.
 
Технические характеристики 4К75 Р-29
Длина, м 13
Диаметр, м 1,8
Стартовая масса, т 33,3
Масса боевой части, т 1,1
Максимальная дальность, км 7800
Круговое вероятное отклонение, км 1,5
Тип головной части - ядерная
Мощность головной части, Мт 1
 
авторы статьи: А.Б. Железняков
первоисточник: «100 лучших ракет СССР и России»
 
Кто на сайте
Сейчас 177 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru