Вторая мировая
Поиск по сайту

Home Артиллерия Ракетное оружие Самоходная пусковая установка 2П16 ракетного комплекса 2К6 «Луна» (СССР)

PostHeaderIconСамоходная пусковая установка 2П16 ракетного комплекса 2К6 «Луна» (СССР)


Самоходная пусковая установка 2П16 ракетного комплекса 2К6 «Луна»Самоходная пусковая установка 2П16 с пороховой тактической ракетой «Луна» класса «Земля-Земля», входившая в состав тактического ракетного комплекса 2К6 «Луна», была разработана на основании Постановления СМ СССР от 18 мая 1957 г. Технический проект пускового реактивного комплекса С-125А, получившего обозначение «Пион», был разработан КБ ЛКЗ. При проектировании в состав пускового комплекса входили пусковая установка С-123А («Объект 160») и транспортно-заряжающая машина С-124А («Объект 161»). Проектирование пускового комплекса и транспортно-заряжаюшего оборудования было поручено ЦПИИ-58. Базовой машиной при разработке пусковой установки «Объект 160» и тpaнcпopтнo-зapяжaющeй машины «Объект 161» являлся легкий плавающий танк ПТ-76.


В августе 1958 г. пусковая установка С-123А («Объект 160») была изготовлена и отправлена на испытания в ЦНИИ-58. 8 апреля 1959 г. Постановлением СМ СССР были уточнены ТТТ к комплексу и сроки его предъявления на государственные испытания. После успешно проведенных государственных испытаний в январе-марте 1960 г. войсковой реактивный комплекс 2К6 по названию ракеты получил обозначение комплекс «Луна». Он был принят на вооружение Советской Армии Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 6 июля 1961 г. Серийно выпускался с 1960 по 1964 гг. Комплекс 2К6 «Луна» состоял на вооружении Советской Армии до 1982 г. Комплекс предназначался для поражения командных пунктов, огневых средств, боевой техники, укреплений и средств ядерного нападения противника с открытых и закрытых позиций.
 
Самоходная пусковая установка 2П16 ракетного комплекса 2К6 «Луна»
Комплекс оснащался двумя типами неуправляемых ракет 3Р9 или 3Р10, которые отличались только типом головной части. Ракета 3Р9 имела калиберную (диаметр 415 мм) осколочно-фугасную головную часть 3Н15 массой 360 кг. Стартовая масса ракеты составляла 2175 кг. Ракета 3Р10 имела более тяжелую надкалиберную (диаметр 540 мм) головную часть 3Н14 с ядерным зарядом. Масса головной части - 500 кг. Стартовая масса ракеты 1Р10 составляла 2287 кг. Твердотопливный (пороховой) двухкамерный двигатель обеих ракет «Луна» был одинаков. Длина ракеты - 10,5 м. За счет меньшей массы и лучшей аэродинамики боеголовки ракета 3Р9 имела большую дальность стрельбы, чем ракета 3Р10 (44,5 км и 32,2 км соответственно). Минимальная дальность полета ракеты составляла 15 км.
 
Пусковая установка для ракеты «Луна» была создана в ЦНИИ-58 и получила индекс 2П16 (С-123А). Она предназначалась для пуска пороховых ракет и транспортировки одной ракеты в полностью снаряженном виде. Базовой машиной пусковой установки 2П16 являлся легкий танк ПТ-76Б. Серийное производство базовой машины «Объект 160» (главный конструктор ИЗ. Гавалов), было налажено на Сталинградском (Волгоградском) тракторном заводе, а пусковой установки 2П16 - на Сталинградском (Волгоградском) заводе № 221 («Баррикады»). За пять лет было выпушено 432 пусковых установки 2П16, причем в первый год серийного производства было изготовлено 80 пусковых установок и 365 ракет.
 
Конструктивные элементы, узлы и агрегаты самоходной пусковой установки была максимально унифицированы с танком ПТ-76Б. Вместо башни на крыше корпуса было смонтировано оборудование ракетной пусковой установки. В кормовой части машины устанавливались механизм вывешивания и домкраты. Масса машины возросла с 14,5 до 17,5 т. Свойства плавучести были утрачены и поэтому водометные движители не устанавливались. Для выполнения заданных ТТТ по величине массы пусковой установки бронирование машины было несколько ослаблено (вместо 13-мм броневых листов устанавливались 10-мм).
 
Самоходная пусковая установка 2П16 ракетного комплекса 2К6 «Луна»
В состав оборудования ракетной пусковой установки входили: вертлюг со стволом, уравновешивающий механизм, пневматическая система и система обогрева головной части ракеты. Вертлюг устанавливался на крыше корпуса машины и предназначался для окончательной (точной) горизонтальной наводки ракеты, установленной на стволе. Вертлюг опирался на три опоры - в передней части на обойму, которая вращалась во втулке корпуса и в задней - на два катка, опиравшихся на направляющие опоры. В задней части вертлюга был установлен ручной поворотный механизм винтового типа, обеспечивавший горизонтальную наводку ствола в пределах - +5°. Удержание ракеты в походном и боевом положениях, а также направление ее при пуске осуществлялось с помощью ствола, представлявшего собой сварную ферму коробчатого сечения. Крепление ракеты на стволе в походном положении осуществлялось с помощью двух стальных лент шириной 70 мм. Наводка ствола с ракетой в вертикальной плоскости до угла +65° осуществлялась с помощью гидравлического подъемного механизма с электромоторным и ручным приводами. Для облегчения подъема ствола из нижнего положения до угла +12°27' внутри передней опоры вертлюга устанавливался уравновешивающий механизм, состоявший из цилиндра и трех пружин.
 
Пневматическая система обеспечивала приведение в действие импульсной батареи головной части ракеты 3Р10. Подача сжатого воздуха под давлением до 0,49 МПа (5 кгс/см) в головную часть ракеты осуществлялась по трубопроводам от воздушного баллона. Рабочее давление в баллоне составляло 12,2 МПа (125 кгс/см). Поддержание в головной части ракеты 3Р10 требуемой температуры (+5 - +35°С) осуществлялось с помощью термочехла, надевавшегося на головную часть ракеты и входившего в состав электрической системы обогрева. Система обогрева была подключена к электрической бортовой сети машины. При неработающем двигателе источником электроэнергии являлся генератор бензоагрегата. Силовая установка и трансмиссия пусковой установки были такими же, как и на базовой машине.
 
В результате снятия башни и нагружения кормовой части машины центр тяжести сместился назад. Нагрузка на опорные катки стала крайне неравномерной (на передних - 1000 кг, на задних - 1600 кг), поэтому была создана усиленная ходовая часть с поддерживающими катками (по два на борт) и винтовыми механизмами натяжения гусениц. Кроме того, на каждом борту были установлены по два амортизатора и нижние ограничители хода балансиров крайних узлов подвески. Для частичной разгрузки подвески машины с целью повышения ее устойчивости от действия сил отдачи струи пороховых газов при пуске ракеты в конструкцию пусковой установки были введены гидравлический механизм вывешивания и два домкрата. Плунжерный насос с ручным приводом и силовые цилиндры располагались внутри корпуса машины.

При подготовке машины к пуску ракеты штоки силовых цилиндров, располагавшихся на бортах корпуса, выдвигались и упирались в рычаги осей балансиров вторых узлов подвески. Корпус пусковой установки приподымался и частично разгружал подвеску. Двумя другими точками опоры являлись домкраты винтового типа, располагавшиеся в кормовой части машины. Помимо повышения устойчивости установки при пуске ракеты домкраты использовались для горизонтального расположения машины, необходимого для обеспечения правильной установки расчетных данных углов при подготовке ракеты к пуску. Для внешней связи использовалась радиостанция Р-113, для внутренней - переговорное устройство Р-120.
 
Технические характеристики пусковой установки 2П16 («Объект 160»)
Боевая масса - 17,5 т;
экипаж - 3 чел.;
вооружение - пусковая установка оперативно-тактических ракет ЗР9 «Луна»;
броневая защита - противопульная;
мощность двигателя - 176 кВт (240 л.с.);
максимальная скорость 44 км/ч.
 
автор статьи: Солянкин А.Г.
первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»
 
Кто на сайте
Сейчас 321 гостей онлайн

Возвращайте себе от 7% до 18% от стоимости каждой покупки!

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru