Поиск по сайту

Home Артиллерия Ракетное оружие Тактический ракетный комплекс 2К6 «Луна» (СССР)

PostHeaderIconТактический ракетный комплекс 2К6 «Луна» (СССР)


Тактический ракетный комплекс 2К6 «Луна»Ракетный комплекс 2К6 «Луна» (по классификации НАТО - FROG-3 (с ракетой 3Р9), FROG-5 (с ракетой 3Р10), экспортное название - R-30) - советский тактический ракетный комплекс с твёрдотопливной неуправляемой ракетой. Комплекс 2К6 «Луна» стал советским ответом MGR-1 Honest John. С принятием на вооружение комплексов 2П1 и 2П4 с ракетами «Марс» и «Филин» Сухопутные войска получили оперативно-тактическое ядерное оружие. Однако по дальности применения эти ракеты уступали американской ракете «Онест Джон». Кроме того, «Марс» и «Филин» с их гусеничными шасси существенно уступали по мобильности колесным пусковым установкам MGR-1 Honest John.


Наши гусеничные пусковые установки 2П2 и 2П4 не удовлетворяли условиям «гарантийного километража», Особенно это было заметно на комплексе «Марс». Для перемещения на большие расстояния комплексы «Марс» и «Филин» транспортировались на колесных трейлерах. Проектирование комплекса «Луна» было начато в 1953 г. в Московском институте теплотехники под руководством Н.П. Мазурова, а полномасштабные работы - в 1S56 г. В том же году В.Г.Грабин в ЦНИИ-58 закончил проектирование самоходного пускового комплекса С-125А («Пион») под ракету «Луна». Комплекс представлял собой маневренную полевую систему, состоявшую из двух самостоятельных агрегатов - самоходной пусковой установки С-123А и самоходной заряжающей установки С-124А. Установки создавались на шасси специального гусеничного транспортера «объект 160» и «объект 161» соответственно. Конструкция этого транспортера была разработана на Сталинградском тракторном заводе на базе танка ПТ-76. Но конструкторы, сохранив лишь схему ходовой части танка, практически создали новое шасси.
 
После защиты эскизного и технического проектов вышло Постановление Совмина № 558–583 от 16 мая 1957 г. об изготовлении опытных элементов комплекса и проведении их испытаний. Ракета изготавливалась на заводе № 75 Кемеровского совнархоза. А на опытном производстве ЦНИИ-58 в 1958 г. были изготовлены по одной пусковой установке и транспортно заряжающей машине и в том же году начались их испытания. Осенью 1958 г. комплекс С-125А участвовал в смотре военной техники на полигоне Капустин Яр, на котором присутствовали ответственные лица во главе с Н.С. Хрущевым. Согласно рукописи историка завода «Баррикады» и ОКБ «Титан» А.Ф. Рябеца «Обратная сторона комплекса «Луна» этот визит существенно повлиял на комплекс «Луна». «Перед началом показа тракспортио-заряжающая машина, загруженная двумя ракетами по штатному, подошла к пусковой установке, зарядила ее собственным краном и удалилась с оставшейся одной ракетой в конец плаца.
Прибыли гости. Когда осмотрели пусковую установку, хозяин положения показал рукой на стоящую вдали транспортно-заряжающую машину и спросил:
— А это что?
— Никита Сергеевич, там транспортно-заряжающая машина для этой пусковой.
— Как! Она с одной ракетой?!
Поблизости не оказалось сведущих генералов, чтобы правильно ответить на простой вопрос.
— Нет. Для двух ракет.
И вот результат:
— Убрать!
 
Так незнание основных характеристик лишило комплекс машины с краном. Осознали этот факт быстро. Но исправить положение с транспортно-заряжающей машиной высшие чины не решились». И поэтому в 1958 г. на зимние климатические испытания в Забайкальский военный округ отправилась только пусковая установка С-123А, которой присвоили индекс 2П16. В этих испытаниях участвовали также основные машины комплекса «Марс», и «Луна» показала лучшие результаты, хотя к ней тоже было много претензий — и к ракете, и к ходовой части пусковой установки. Н.П. Мазуров, несмотря на решение «обкорнать» комплекс «Луна» и другие неудачи, нашел в себе силы пересмотреть все наработки, особенно ракеты и состава комплекса «Луна», и вместо одного варианта ракеты 3Р5 предложил два варианта: 3Р9 с фугасным зарядом и 3Р10 с ядерной боевой частью.
 
Для ядерного заряда пришлось делать новую ракету 3Р10 с более тяжелой надкалиберной головной частью 3Н14. Ракетный двигатель обеих ракет был одинаков. Твердотопливный двигатель имел два сопловых блока и две камеры, подобно ракете 2Р1 комплекса «Марс». За счет меньшего веса и лучшей аэродинамики боеголовки ракета 3Р9 имела большую дальность стрельбы, чем 3Р10 (44,5 км против 32,2 км). Двигательная установка была спроектирована НИИ-1 и НИИ-125. 8 апреля 1959 г. по предложению НИИ-1 вышло Постановление Совмина № 378–180, которое развивало постановление 1953 г. и предусматривало:
— изготовление и отстрел опытных ракет 1Р9 и 1Р10 (НИИ-1);
— углубленную модернизацию «объекта 160» (СТЗ);
— решение вопроса по комплектации комплекса 2К6 краном и транспортной машиной (НИИ-1, ГАУ);
— изготовление опытной партии пусковых установок 2П16 и транспортных машин (завод «Баррикады»);
— создание колесного варианта пусковой установки (ОКБ завода «Баррикады» и ОКБ ЗИС).
 
На первые три разработки ГАУ выдало тактико-технические требования № 007428, на колесные базу — тактико-технические требования № 007762. Предусматривалось разработать большегрузное и маневренное колесное шасси с характеристиками выше, чем для ракетного комплекса «Онест Джон». В 1959 г. проводилась дальнейшая доработка комплекса «Луна». Для увеличения дальности при заданной точности требовалась реализация новых технических решений. Для осреднения действия эксцентриситета тяги на начальной, «критической», части полета в переходник между камерами между двигателями установили специальный двигатель поворота. Периферийные сопла обеих камер сориентировали в сторону центра масс ракеты. Всего конструкторы внесли в ракету более сотни изменений.
 
Интенсивно проводились работы и по пусковой установке С-123А (2П16). В 1959 г. ее доставили из Забайкальского округа на полигон Капустин Яр для обеспечения заводских испытаний новых модификаций ракет комплекса «Луна», радиодатчиков «Треугольник» и «Вибратор», взрывателей И-37 и И-38. Перед началом испытаний инженеры и рабочие НИИ-1 со своими смежниками провели некоторые доработки. Новая пультовая аппаратура устанавливалась в бункер, на пусковой установке добавили новый отрывной разъем. Когда установка 2П16 выходила на старт, к ней тянулись десятки кабельных сборок.
Одновременно с доработками боевой машины велись работы на 8-й площадке полигона, с которой проводились пуски. Здесь построили стартовые позиции, корпуса, дороги. Пуски ракет проводились в марте — апреле 1959 г., после чего до июля было проведено еще несколько пусков для дополнительных испытаний радиодатчиков ВНР.
 
В ходе работ над «объектом 160» его артиллерийская часть увеличилась почти на 40 % по сравнению с артиллерийской частью «Марса», а общий вес пусковой установки «Луны» превысил 18 т. Анализ эксплуатации пусковых установок комплекса «Марс» стал смертным приговором и для утяжеленной пусковой установки «Луны»: от нагрузки клиренс устремляется к нулю; верхние и нижние листы от ударов и неровности дорог деформируются и имеют значительный прогиб; этот прогиб приводит к расцентровке осей коробки передач и двигателя, и к деформации балансира. Создалось критическое положение, но конструкторы под руководством С.А. Федорова внесли существенные изменения в конструкцию шасси. Были поставлены дополнительно усиленные буферные пружины у второго и пятого опорного катков, усилены опорные катки и балансиры, изменен механизм натяжения гусеничных цепей — он стал кривошипно-винтовым.
 
С этими доработками конструкторская документация была запущена в производство. Новые узлы должны были быть готовы к августу 1959 г. Для их установки на СТЗ прибыли пусковая установка 2П16 и транспортно-заряжающая машина комплекса «Марс» 2ПЗ. С пусковой установки демонтировали направляющую и вместе с транспортно-заряжающей машиной направили на завод «Баррикады». Дело в том, что на направляющей из-за интенсивных пусков ракет расстояние между внутренними поверхностями боковых полозков вышло из допустимого размера 416±1 мм, и требовалось восстановление. А транспортно-заряжающую машину 2ПЗ нужно было переоборудовать для транспортировки ракеты «Луна».
 
Тактический ракетный комплекс 2К6 «Луна»
В связи с устранением транспортно-заряжающей машины С-124А в состав комплекса «Луна», которому к тому времени был присвоен индекс ГАУ 2К6, пришлось ввести автокран К-6 грузоподъемностью 5 т. Несколько позже (16 апреля 1959 г.) НИИ-1 получило указание вместо С-124А ввести в состав комплекса транспортную машину. Мазуров решил создать ее на базе полуприцепа 2У663, буксируемого автомобилем ЗИЛ-15ТВ. 12 ноября 1959 г. две транспортные машины были изготовлены заводом № 29 и прошли испытания на трассе Свердловск — деревня Чусовое. Согласно заключению комиссии: «Полуприцеп 2У663 отвечает всем требованиям тактико-технического задания как с точки зрения устойчивости, прочности, жесткости конструкции, так и надежности в эксплуатации».
 
Государственные испытания комплекса «Луна» должны были начаться в середине января I960 г. Но, не дожидаясь их результатов, 29 декабря 1959 г. вышло Постановление Совмина, согласно которому заводы «Баррикады» и Сталинградский тракторный должны были приступить к серийному производству. Первые пять машин заводам предписывалось сдать к началу Государственных испытаний. Государственные испытания комплекса «Луна» производились в два этапа и на нескольких полигонах: стрельбы — на Ржевке под Лениградом, ходовые испытания — в Бронницах и в Кубинке под Москвой. Испытания эти проводились одновременно — с января по март 1960 г.
 
На Ржевку были доставлены две пусковые установки 2П16 № 503 и № 504, две транспортные машины 2У663, три автокрана К-51, АК-5Г и К-121, автомобиль МАЗ-200 и другое оборудование. За время испытаний проведено 73 пуска ракет с различными головными частями. Все пуски проходили нормально, кроме 29-го, когда ракета вместо 10 км пролетела всего 2,5 км. Причина неудачи была найдена быстро — подвела недостаточная точность баллистических таблиц. Пусковую установку 2П16 № 503, с которой неудачно стартовала ракета, отправили в НИИДТ в Бронницы, где ока совместно с еще одной пусковой установкой 2П16 № 501 продолжила ходовые испытания. Обе пусковые установки прошли более 3000 км каждая. Максимально низкая температура в ходе испытаний достигала -27 °C. Были выявлены недостатки машин, для устранения большинства которых достаточно было мероприятий, вносимых в эксплуатационную документацию. Но некоторые недостатки, выявленные на испытаниях, требовали вмешательства конструкторов. Например, требовалась разработка нового крепления, исключающего упругое и остаточное перемещение ракет на походе.
 
В целом вывод подкомиссии по испытаниям был таким: «По ходовым испытаниям машины отвечают предъявленным требованиям и могут быть рекомендованы для принятия на вооружение Советской армии». А тем временем на Ржевку прибыла пусковая установка 2П16 № 502, с которой продолжались пуски ракет. На предпоследнем, 72-м, пуске через 0,5 с из-за дефекта пороховой шашки произошел разрыв корпуса переднего полудвигателя. Это происшествие, естественно, повлияло на выводы комиссии по испытаниям, тем более что в ходе испытаний отмечались и другие недостатки элементов комплекса «Луна». Автокраны из-за плохой маневренности не успевали за пусковыми установками, а к транспортной машине 2У663 комиссия высказала целый ряд претензий, в том числе недостаточная прочность рамы, отбойников и торсионов. Низкая проходимость по сравнению с пусковой установкой и система обогрева не отвечала требованиям тактико-технического задания.
Выводы Государственной комиссии с учетом двух этапов испытаний были следующие:
1. Ракета «Луна» и пусковая установка 2П16 рекомендуются для приемки на вооружение.
2. Ходовой ресурс пусковой установки 2П16 утвердить 2000 км.
3. Автокраны АК-5Г и К-51 принять, однако, учитывая малую проходимость этих кранов, снижающих маневренность комплекса, рекомендуется разработать кран на шасси высокой проходимости.
4. Транспортная машина 2УС63 не может быть принята на вооружение»»
 


 
Кто на сайте
Сейчас 601 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru