Баллистические ракеты средней дальности S-2 / S-3 (Франция)

В 1966 г. начались испытания опытной двухступенчатой баллистической ракеты S-112. Это была первая французская ракета, запускаемая из шахты. Затем французы испытали еще одну опытную ракету - S-1, также запускаемую из шахты. А в мае 1969 г. начались испытания первого прототипа баллистической ракеты средней дальности, получившего обозначение S-2. Испытания, проводившиеся в течение двух лет, были признаны успешными, и летом 1971 г. началось серийное производство ракет S-2. 18 ракет S-2 (две группы) было развернуто в шахтах на плато Альбион в провинции Прованс.
Ракета S-2 имела две ступени и оснащалась твердотопливными двигателями. Двигатели обеих ступеней имели по 4 поворотных сопла. Топливо смесевое, одинаковое для обоих двигателей. Инерциальная система управления размещалась в специальном приборном отсеке. Для придания ракете дополнительной устойчивости на задней юбке первой ступени крепились аэродинамические стабилизаторы. Ракета S-2 оснащалась отделяемой в полете моноблочной ядерной головной частью мощностью 150 кт. Ракета стартовала из шахтной пусковой установки с помощью работавшего двигателя первой ступени. Предстартовые операции проходили автоматически после получения команды с командного пункта ракетной группы.
В 1973 г. начались работы по модернизации ракеты S-2. Глубокая модернизация ракеты S-2 получила индекс S-3. Эта ракета создавалась с таким расчетом, чтобы заменить свою предшественницу с минимальными переделками шахтных пусковых установок. Для этого на новой ракете оставили первую ступень от S-2, зато вторую ступень основательно переделали. Твердотопливный двигатель ракеты S-3 имел только одно поворотное сопло. Увеличение энергетических характеристик смесевого топлива дало возможность уменьшить длину корпуса ракеты и вес ступени при одновременном увеличении максимальной дальности полета. Ракета S-3 получила модернизированную инерциальную систему управления, обеспечившую ей КВО 700 м. Ракета S-3 была оснащена новой боевой частью мощностью 1,2 Мт. Кроме того, боеголовка несла комплекс средств преодоления ПРО-противника. Техническая готовность к старту ракетного комплекса S-3 составляла 30 секунд.
Новый ракетный комплекс с ракетой S-3 был принят на вооружение в 1980 г. 18 французских ракет S-2, а затем заменивших их S-3 не играли особой роли в балансе сил НАТО - СССР. В ходе предварительных переговоров с американцами о ликвидации ракет средней дальности советская сторона и ее СМИ в пропагандистских целях несколько раз поднимали вопрос о французских ракетах средней дальности. Но, в конце концов, обе стороны решили не связываться с амбициозными французами, и эти 18 ракет были попросту проигнорированы в договоре 1987 г. 22 февраля 1996 г. президент Французской Республики заявил о начале демонтажа ракет S-3, развернутых на плато Альбион.
Данные французских баллистических ракет средней дальности S-2 / S-3
Длина, м 14,8 / 13,8
Диаметр, м 1,5 / 1,5
Стартовый вес, т 31,9 / 25,8
Первая ступень:
Длина, м 6,9 / 6,9
Диаметр, м. 1,5 / 1,5
Вес, т 17,5 / 17,5
Тяга двигателя, т 55 / 55
Время работы двигателя, с 74 / 72
Вторая ступень:
Длина, м 5,7 / 3,0
Диаметр, м 1,5 / 1,5
Вес, т 12,0 / 6,5
Тяга двигателя, т 45 / —
Время работы двигателя, с 50 / 60
Дальность полета максимальная, км 3000 / 3700
КВО, м 1000 / 700
Длина, м 14,8 / 13,8
Диаметр, м 1,5 / 1,5
Стартовый вес, т 31,9 / 25,8
Первая ступень:
Длина, м 6,9 / 6,9
Диаметр, м. 1,5 / 1,5
Вес, т 17,5 / 17,5
Тяга двигателя, т 55 / 55
Время работы двигателя, с 74 / 72
Вторая ступень:
Длина, м 5,7 / 3,0
Диаметр, м 1,5 / 1,5
Вес, т 12,0 / 6,5
Тяга двигателя, т 45 / —
Время работы двигателя, с 50 / 60
Дальность полета максимальная, км 3000 / 3700
КВО, м 1000 / 700