Поиск по сайту

Home Артиллерия Ракетное оружие Баллистические ракеты средней дальности 8К63 Р-12 / Р-12У (СССР)

PostHeaderIconБаллистические ракеты средней дальности 8К63 Р-12 / Р-12У (СССР)


Баллистические ракеты средней дальности 8К63 Р-12 / Р-12УПроектирование ракеты Р-12 было начато в НИИ-88, но по Постановлению Совмина от 13 февраля 1952 г. все работы по Р-12 передали конструкторскому отделу завода № 586 (г. Днепропетровск). Туда были отправлены и все материалы НИР по Р-12, выполненные в НИИ-88. 13 августа 1955 г. принято Постановление Совмина «О создании и изготовлении ракет Р-12 (8К63) с началом летно-конструкторских испытаний - апрель 1957 г.». В октябре 1955 г. был выпущен эскизный проект ракеты Р-12. В марте 1957 г. в НИИ-229 в г. Загорске были успешно проведены первые стендовые испытания Р-12. А 22 июня 1957 г. на полигоне № 4 (Капустин Яр) произведен первый пуск ракеты. В сентябре 1958 г. в Капустин Яр прибыл Н.С. Хрущев с руководством Министерства обороны. В его присутствии был проведен успешный пуск Р-12. В октябре 1958 г. ракету Р-12 запустили в серийное производство на заводе № 586, несмотря на то что ее летные испытания закончились лишь 27 декабря 1958 г.


Ракета была одноступенчатая, с несущими баками и жидкостным двигателем, работавшим на азотнокислом окислителе АК-27П и керосине ТМ-185. Для воспламенения основного топлива использовалось пусковое горючее типа ТГ-02, состоявшее из смеси ксилидина и триэтиламина. Двигательная установка Р-12 состояла из четырехкамерного жидкостного реактивного двигателя РД-214 с тягой на земле 60 т. Его вес составлял 645 кг, высота 2,38 м, время работы 140 с. Камеры жидкостного двигателя изготовлены из стали. Они скреплены в жесткий блок, к которому сверху на специальной раме крепился турбонасосный агрегат. Управление ракетой осуществлялось с помощью газоструйных рулей. Кроме того, ракета имела четыре небольших неподвижных стабилизатора. Ракета Р-12 стартовала с наземной пусковой установки. Заправка топливом ракеты производилась на пусковой установке.
 
Баллистические ракеты средней дальности 8К63 Р-12 / Р-12У
Первоначально Р-12 имела открытый старт (с пускового стола). Для установки на стартовое сооружение ракеты Р-12 был использован установщик портального типа 8У25 из состава ракетного комплекса на базе ракеты Р-5 с незначительными доработками. Впервые такой установщик был применен 22 июня 1957 г. при пуске ракеты Р-12 с наземного старта. Вместо тележки был использован модернизированный лафет 8У211. в начальный момент подъема, при отрыве стрелы лафета с изделием от рамы, и в конечный момент, при подходе к вертикали, работали совместно: лебедка подъема на установщике 8У25 и гидроцилиндры лафета 8У211. Портал 8У25 неотклонялся, и его гидроцилиндры в качестве буферов не использовались. От опрокидывания в сторону установщика стрелу лафета с ракетой удерживали гидроцилиндры лафета. Приспособление установщика 8У25 заключалось в устройстве на нем новых площадок обслуживания. Произведен полный силовой и прочностный перерасчет всех узлов установщика на повышенную нагрузку.
 
Одновременно с использованием установщика 8У25 при полигонных испытаниях в ЦКБТМ проводилось проектирование штатного установщика 8У210 для ракетного комплекса на базе ракеты Р-12. Для повышения проходимости установщик был выполнен в виде полуприцепа к одноосному тягачу МАЗ-529В. В связи с увеличением базы установщика и веса его с тягачом отпала необходимость закрепления передней его части к якорям (анкерам) в грунте. Обеспечено более плавное регулирование скорости подъема тележки с ракетой. Достигнута большая безопасность эксплуатации за счет повышения надежности работы блокировочных устройств механизма подъема. Упрощен процесс укладки на раму оттяжных и грузовых канатов при опускании портала за счет введения оттяжного устройства, состоящего из жестких штанг и канатов, что ускорило процесс отвода установщика. Серийное производство установщика 8У210 было начато в 1958 г. на Новокраматорском машиностроительном заводе, а потом на Омском заводе подъемных машин.
 
Наземная установка ракеты Р-12 имела четыре степени готовности:
Готовность М 4 (постоянная).Ракета находится в проверенном состоянии на технической позиции. Гироприборы не установлены, головная часть хранится отдельно. В такой готовности ракета могла храниться (при условии проведения периодических проверок) в течение всего гарантийного срока (7 лет). Минимальное время до пуска — 3 часа 25 минут.
Готовность М 3 (повышенная).Ракета на технической позиции. Приборы установлены, головная часть пристыкована. Время возможного нахождения в этой готовности 3 года, время пуска - 2 часа 20 минут.
Готовность М 2 (повышенная первой степени).Ракета на боевой позиции, установлена на стартовом столе. В системы управления введены необходимые для пуска данные, система проверена. Рядом с ракетой находятся машины-заправщики топлива. Время нахождения в готовности — до трех месяцев. Пуск возможен через 1 час.
Готовность № 1 (полная).Заправлены основные (кроме ТГ-02) компоненты топлива. Произведено прицеливание. В готовности № 1 комплекс мог находиться в течение месяца, пуск производился через 30 минут.
 
Боевой ракетный комплекс с ракетой Р-12 наземного базирования принят на вооружение Постановлением Совмина от 4 марта 1959 г. В декабре 1959 г. из частей, вооруженных ракетами Р-12, был создан новый вид Вооруженных сил СССР - Ракетные войска стратегического назначения (РВСН). Параллельно разрабатывалась модификация ракеты Р-12У, предназначенная для шахтных пусковых установок. В сентябре 1959 г. состоялся первый пуск ракеты Р-12У из экспериментальной шахты «Маяк» на полигоне Капустин Яр. 30 мая 1960 г. вышло Постановление Совмина о разработке шахтных стартовых комплексов «Двина» для ракеты Р-12 и «Чусовая» для ракеты Р-14. Испытания шахтного варианта ракеты проводились на Капустином Яре до октября 1963 г., а по Постановлению Совмина от 5 января 1964 г. боевой ракетный комплекс с ракетой Р-12У был принят на вооружение.
 
Баллистические ракеты средней дальности 8К63 Р-12 / Р-12У
В 1963 г. в западных районах СССР началось строительство и развертывание шахтных пусковых установок «Двина» с ракетами Р-12У. Стартовая позиция Р-12У состояла из четырех шахтных пусковых установок, расположенных по углам прямоугольника с размерами 80х70 м, и командного пункта. Ракета Р-12 имела отделяемую головную часть-моноблок с зарядом 1 Мт. Кроме того, в начале 1960-х годов к ракете Р-12 разрабатывалась химическая боевая часть «Туман» кассетного типа. В июле 1962 г. в ходе операций К-1 и К-2 были произведены пуски ракет Р-12 с ядерными боевыми частями. Цель испытаний — исследование влияния высотных ядерных взрывов на радиосвязь, радиолокаторы, авиационную и ракетную технику. В декабре 1987 г. СССР и США подписали договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. На момент подписания договора СССР располагал 65 ракетами Р-12, развернутыми на боевых позициях, и 91 складированной ракетой. Кроме того, на полигоне Капустин Яр находилось 14 ракет. Согласно договору все ракеты Р-12 были ликвидированы к 1991 г.
 
Работы по созданию ракетоносителя для запуска искусственного спутника Земли (ИСЗ) на базе Р-12 были начаты еще в январе 1957 г. 8 августа 1960 г. вышло Постановление Совмина «О создании ракетоносителя 63С1 на базе боевой ракеты Р-12». С помощью этого носителя выводились на орбиту спутники серии «Космос». В 1950-х - 1960-х годах разработан проект подвижного железнодорожного комплекса с ракетами Р-12. Железнодорожный состав должен был состоять из 20 вагонов, включая 6 вагонов с пусковыми установками. Реализован проект не был. Правительственным постановлением техническая документация на ракету Р-12 была поставлена КНР. На ее основании китайцы создали первую собственную межконтинентальную баллистическую ракету среднего радиуса действия (до 2000 км) «Дун-1». Ракета внешне очень похожа на Р-12. На вооружение она была принята в 1970 г.
 
Данные баллистической ракеты Р-12 (Р-12У)
Индекс ГРАУ 8К63 (8К63У)
Дальность максимальная, км 2000
Число ступеней 1
Стартовый вес, т 41,7
Вес полезной нагрузки, кг 1600
Вес топлива, т 37,0
Длина ракеты, м 22,1
Максимальный диаметр, м 1,65
Число головных частей, шт 1
Мощность головных частей, Мт 2,3
Предельное отклонение, км 5,0
Номинальная тяга двигателя в вакууме, кН 721
Тип топлива - Жидкое
 
Кто на сайте
Сейчас 219 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru