Поиск по сайту

Home Артиллерия Пушки, гаубицы Береговой самоходный артиллерийский комплекс А-222 «Берег» (Россия)

PostHeaderIconБереговой самоходный артиллерийский комплекс А-222 «Берег» (Россия)


Береговой самоходный артиллерийский комплекс А-222 «Берег»Береговой самоходный артиллерийский комплекс (артиллерийская система береговой обороны) А-222 «Берег» калибра 130 мм предназначен для поражения малых и средних надводных кораблей, движущихся со скоростями до 100 узлов(более 185 км/ч), на подступах к охраняемому побережью, в проливных и островных зонах и шхерных районах, а также для поражения наземных и воздушных целей на дальностях до 23 км. К созданию берегового самоходного артиллерийского комплекса (БСАК) советские конструкторы приступили в 1976 г. Он должен был прийти на смену 130-мм береговым пушкам СМ-4, обладавшими недостаточной мобильностью. При проектировании А-222 «Берег» в его конструкцию были заложены решения, позволяющие осуществлять модернизацию для повышения его тактико-технических характеристик, что позволит ему оставаться на передовых позициях еще не менее четверти XXI века.


В качестве основы артиллерийской части нового комплекса было использовано 130-мм орудие корабельной артустановки АК-130, а также некоторые элементы качающейся части орудия 152-мм самоходной гаубицы 2С19 «Мста-С». Длина ствола 130-мм корабельной пушки была уменьшена с 70 до 55 калибров, он получил также дульный тормоз и эжектор, расположенный по центру. Боевая скорострельность орудия комплекса А-222 «Берег» по сравнению с корабельной артустановкой АК-130 сократилась почти в четыре раза (на одно орудие). Тем не менее, выбор калибра 130-мм обеспечивал унификацию берегового артиллерийского комплекса по боеприпасам с ВМФ.
 
К 1980 г. была подготовлена техническая документация, которую передали для постройки опытного образца в волгоградское ПО «Баррикады». Однако на тот момент предприятие было перегружено работами по созданию грунтового ракетного комплекса РСД-10 «Пионер». В результате первый опытный образец БСАК А-222 «Берег» с одной артиллерийской установкой был собран только к 1988 году и был направлен на предварительные испытания на феодосийский полигон, которые продолжались до 1992 года. В том же году в начале ноября там же в Крыму в районе Феодосии стартовали государственные испытания комплекса «Берег» в составе опытной батареи из 2-х установок, которые завершились в конце мая 1993 г. На государственных испытаниях береговой самоходный арткомплекс показал себя с самой лучшей стороны. «Берег» уверенно уничтожал надводные и наземные цели в присутствии членов государственной комиссии. Несмотря на это на вооружение российского ВМФ БСАК А-222 «Берег» не принимался. Сказывалось снижение финансирования военных программ и развал в промышленности. Тут надо еще учесть и то, что еще до завершения государственных испытаний министр обороны Украины в одностороннем порядке «прихватизировал» опытную батарею.
 
Предпринималась попытка получить финансирование для организации производства комплекса за счет получения прибыли от поставок его на экспорт. В начале 1993 г. артиллерийский комплекс А-222 «Берег» был продемонстрирован на первой Международной выставке вооружений IDEX в столице ОАЭ г. Абу-Даби, ставшей позднее одним из крупнейших мировых военно-технических форумов. Но зарубежные контракты редко случаются, пока образец не принят на вооружение в стране-разработчике. А-222 «Берег» не стал исключением. В 1996 году опытный образец комплекса А-222 «Берег» был возвращен России, как и когда-то 152-мм артиллерийский комплекс СМ-9-1, был все-таки взят на вооружение ВМФ России, но официально на вооружение принят не был. И вот в 2003 году БСАК А-222 «Берег» был продемонстрирован тогдашнему Министру обороны РФ Сергею Иванову на полигоне Прудбой. Демонстрация прошла успешно и комплекс в августе того же года принимается на вооружение. Еще через месяц первый серийный комплекс А-222 «Берег» поступает на вооружение одной из частей береговых ракетно-артиллерийских войск Черноморского флота, дислоцирующейся недалеко от Новороссийска. Несмотря на то, что от начала разработки до принятия на вооружение комплекса А-222 «Берег» прошло 27 лет, он и сейчас остается уникальным в своем роде артиллерийским комплексом, а по ряду характеристик не имеет аналогов.
 
Впервые в береговом самоходном артиллерийском комплексе А-222 «Берег» были реализованы передовые идеи, воплощение которых в артиллерии Сухопутных войск началось совсем недавно, таких как:
- артиллерийская батарея представлена в виде комплекса, имеющего широкую номенклатуру средств разведки, систему управления огнем, огневые средства для стрельбы по высокоманевренным морским и наземным целям, средства обеспечения длительного автономного боевого дежурства;
- централизованное наведение и стрельба залпом всех артиллерийских орудий производится с центрального поста комплекса;
- возможность ведения управляемого огня артиллерийскими орудиями комплекса одновременно по двум морским или по морской и наземной целям.
 
Высокая тактическая подвижность комплекса А-222 «Берег» позволяет ему быстро менять огневые позиции, контролируя значительно большую, по сравнению со стационарными артсистемами зону поражения, обеспечивая скрытность перемещения и быстрое развертывание в боевое положение. Комплексу А-222 «Берег» присущи полная автономность, возможность развертывания на любых позициях, а также способность действовать при любой погоде и в любое время суток, а также в условиях постановки противником активных и пассивных помех. К достоинствам БСАК А-222 «Берег» можно отнести крупный калибр, высокую универсальность по используемым боеприпасам и по поражаемым целям, высокую скорострельность комплекса (до 12 выстрелов в минуту из каждого орудия),оснащение всех элементов комплекса единой автомобильной базой МАЗ-543М и возможность работы в полностью автоматическом и других режимах. Комплекс «Берег» способен выполнять задачи при температуре окружающей среды от -50 до +50.
 
В состав берегового самоходного артиллерийского комплекса А-222 «Берег» входят:
- мобильный центральный пост (ЦП) с системой управления (СУ) МР-195 и системой управления огнем БР-136 «Подача»;
- от 4 до б самоходных 130-мм артиллерийских установок (САУ);
- 1-2 машины обеспечения боевого дежурства (ОВД).
 
В качестве базы всех элементов комплекса используется автомобильное четырехосное шасси МАЗ-543М с колесной формулой 8x8.1 разработки и производства Минского автомобильного завода. Использование колесного шасси обеспечивает высокую тактическую
мобильность комплекса и высокий ресурс его элементов по сравнению с гусеничным. Машины комплекса «Берег» способны двигаться с максимальной скоростью 60 км/час, а запаса топлива в баках хватает для преодоления расстояний до 850 км. Ни одна предшествующая «Берегу» береговая подвижная артиллерийская система не обладала такой высокой мобильностью. Максимальное время развертывания комплекса в боевое положение с марша не превышает 20 минут. Центральный пост состоит из СУ МР-195, системы управления огнем (СУО) БР-136 с радиолокационными и оптико-электронным каналами обнаружения и сопровождения целей и вспомогательного оборудования, предназначенного для связи с машинами комплекса и поддержания нормальных условий обитания личного состава.
 
Машина мобильного ЦП берегового самоходного артиллерийского комплекса А-222 «Берег» представляет собой установленный на шасси автомобиля МАЗ-543М кузов-фургон, разделенный на 5 отсеков: моторный, антенного поста, высокочастотный, радиооператорский и операторский. В них размещены элементы СУО БР-136 «Подача», вспомогательное оборудование и оборудованы рабочие места 7 членов экипажа. В моторном отсеке размещены дизель-электрический агрегат аварийного питания (в случае отсутствии питания от машины обеспечения боевого дежурства или от централизованных энергосетей) номинальной мощностью 30 кВт переменного трехфазного тока частотой 50 Гц напряжением 380/220 В, а также электромашинный преобразователь с вторичным напряжением 220 В, частотой 400 Гц и мощностью 15 кВт для питания системы управления огнем БР-136.
 
В отсеке антенного поста на выдвижном основании размещены приемо-передающие приборы системы управления: антенна радиолокационной станции (РЛС) кругового обзора с собственным приводом вращения, а также дальномерно-визирное устройство оптико-электронного канала обнаружения и сопровождения целей. Система приводов антенного поста позволяет крепить антенные его устройства по-походному, поднимать их и опускать в автоматическом и ручном режимах через проем крыши кузова-фургона, который в походном положении закрывается крышками. Через специальный подвижный волновод к антенному посту подводится СВЧ-энергия.
 
В высокочастотном отсеке размещены приборы, излучающие СВЧ, такие как, передающее устройство, прибор управления поляризацией и устройство поддержания давления в волноводах. Поэтому отсек и его дверь оборудованы специальным экранированием, защищающим от СВЧ-излучения. В радиооператорском отсеке располагаются приборы первичной обработки информации, СВЧ-приемное устройство, цифровой вычислитель и оборудованы рабочие места для радиотелеграфиста и электрика-водителя. Рабочее место радиотелеграфиста оборудовано радиостанцией, прибором коммутационной аппаратуры внутренней связи, блоком проводной связи с машиной ОБД, а также индивидуальные вентилятор и обогреватель. Антенна радиостанции может складываться в транспортное положение при перемещении машины ЦП, для этого в кабине водителя установлены специальные органы управления. В боевом положении водитель-электрик занимает свое рабочее место в радиооператорском отсеке. Оно оборудовано пультом управления дизель-генератором, системами электроснабжения, жизнеобеспечения, вентиляции приборов и пожаротушения.
 
В операторском отсеке оборудованы рабочие места командира артиллерийского комплекса, командира ЦП, старшины группы управления, артиллерийского электрика и артиллерийского радиометриста. Место командира арткомлекса А-222 «Берег» оборудовано навигационной аппаратурой, средствами связи и сигнализации, визиром наблюдения и целеуказания. Для уменьшения мертвой зоны видимости при работе с визиром наблюдения и целеуказания командир может приподнять его с помощью подъемных механизмов, установленных на крыше кузова-фургона. Также у командира комплекса имеются откидные столики для работы с топографическими картами, аварийный прибор для управления огнем и телефонным аппаратом для связи с наблюдательными постами. Место командира ЦП оборудовано средствами связи и приборами управления огнем: прибором первого канала управления огнем и аппаратурой связи с САУ.
 
Рабочее место старшины группы управления имеет аналогичное оборудование для обеспечения стрельбы самоходных артиллерийских установок по данным второго канала. Перераспределение орудий по каналам управления огнем может быть произвольным. Рабочие места электрика и радиометриста оборудованы приборами первого и второго каналов сопровождения обнаруженных целей, управления дальномерно-визирным устройством, средствами связи наблюдения. В передней части кузова-фургона над кабиной автомобиля установлены два кондиционера - один для охлаждения приборов и электронного оборудования ЦП, другой - для системы жизнеобеспечения боевого расчета. При развертывании на местности для обеспечения горизонтирования плоскость вращения радиолокационной антенны ЦП на машине имеются домкраты с электромеханическими и ручными механическими (для использования в аварийных ситуациях) приводами.
 
СУО БР-136 «Подача» артиллерийского комплекса А-222 «Берег» обеспечивает круговой (или в заданном секторе) радиолокационный обзор и обзор с помощью оптико-электронной аппаратуры надводной и прибрежной обстановки в любое время суток и при постановке противником активных и пассивных помех. СУО комплекса позволяет автоматически сопровождать до четырех целей, при этом наведение и стрельба САУ могут вестись одновременно по двум морским или наземным целям в любой комбинации. После выполнения текущей огневой задачи - поражения назначенной цели, СУО БР-136 позволяет сразу же перенести огонь на следующую цель из числа обнаруженных и взятых на сопровождение. Для эффективного управления огнем САУ комплекса, расстояние от них до ЦП не должно превышать 1 км, а превышение между машинами комплекса - 300 м.
 
По определенным параметрам движения сопровождаемых целей СУО вычисляет полные углы наведения для шести орудий в режиме центральной наводки с учетом баллистических и метеорологических поправок, а также удаления каждого орудия от ЦП. При этом обеспечивается полная автоматизация всех процессов вычисления параметров, в том числе автоматическая корректировка по радиолокационно наблюдаемым всплескам от разрывов снарядов. Максимальная дальность обнаружения надводных целей с помощью РЛС - 35 км. В режиме центральной наводки по параметрам движения сопровождаемых целей вычислительный блок СУО вычисляет углы наведения с учетом баллистических и метеорологических поправок для каждого из шести орудий с учетом положения каждой САУ относительно ЦП. При этом обеспечивается полная автоматизация всех процессов вычисления параметров, в том числе автоматическая корректировка по радиолокационно наблюдаемым всплескам от разрывов снарядов.
 
В процессе работы ЦП информация кругового радиолокационного обзора отображается на индикаторе обзора с прямоугольной разверткой по азимуту. На индикаторе обзора также отображаются два электронных визира первого и второго каналов сопровождения. Они представляют собой две тонкие линии, передвигаемые операторами с помощью шариковых джойстиков ручного управления. При совмещении электронных визиров с отметками обнаруженных целей включается режим автоматического сопровождения целей. Данные оптико-электронного канала сопровождения выводятся на телевизионный дисплей. При этом на специальном световом табло высвечивается информация о расстоянии до обнаруженных объектов, полученная от лазерного дальномера.


 
Кто на сайте
Сейчас 238 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru