Поиск по сайту

Home Артиллерия Пушки, гаубицы Противотанковый ракетный комплекс ACRA (Франция)

PostHeaderIconПротивотанковый ракетный комплекс ACRA (Франция)


Противотанковый ракетный комплекс ACRAФранцузские военные при создании своего ПТРК основывались на известных данных по широко разрекламированному ПТРК MGM-51 Shillelagh, но подошли к своему детищу более требовательно. Учитывая низкую помехозащищенность ИК канала наведения, они решили использовать принципиально новое средство - лазерный луч. Французская программа разработки перспективного противотанкового комплекса ACRA (Anti-Char Rapide Autopropulse - противотанковое высокоскоростное реактивное оружие) стартовала в 1961 г и ставила целью получение сверхзвуковой противотанковой управляемой ракеты второго поколения, носителем которой могли бы стать существующие и перспективные танки, а также (желательно) вертолеты.


Головным исполнителем назначили конструкторское бюро Atelier de construction de Puteaux (APX); в качестве субподрядчиков выступали компании АМХ, ЕСР de Bourges, MAS, ASS, ETBS, TRT, CGE, Thompson Brandt, BEZU, Auxilec, SNIAS и др. Согласно первым тактико-техническим требованиям, стрельба должна была вестись через ствол гладкоствольного танкового орудия на дальность 5000-4000 м; минимальная дальность определялась в 75 м (для сравнения: американская ПТУР MGM-51 управлялась с дальности 730 м). Начальная скорость ракеты при выстреле должна была составлять 100 м/с, после чего в течение одной секунды двигатель разгонял бы ее до сверхзвуковой скорости 600 м/с с перегрузкой 50д; время полета до цели - не более 4 с.
 
В качестве органов управления вместо интерцепторов рассматривались более эффективные воздушные рули. Управление задавалось полуавтоматическим, что упрощало бы процесс наведения на цель и снижало требования к подготовке оператора. Кроме того, оговаривалось совмещение в прицеле оператора линии визирования и линии лазерного луча передачи команд (ПТРК Shillelagh имел разнесенные в пространстве прицел и ИК прожектор наведения). Помимо ПТУР, орудие должно было стрелять и обычными боеприпасами для поражения второстепенных целей.
 
Противотанковый ракетный комплекс ACRA
В первые годы разработчики занимались формированием общего облика перспективного ПТРК и проводили НИОКР, определяя аэродинамическую схему и конструкцию будущей ракеты, а также реализацию нового способа ее наведения. После первых бросковых испытаний в 1965 г. была определена возможность сверхзвукового полета и стабилизации крена ракеты. Последнюю задачу удалось решить только после создания компактного гироскопического блока,так как до этого стабилизацию крена пытались осуществить установленными на головной части фотоэлементами, различающими небо (светлую верхнюю полусферу) и поверхность земли (темную нижнюю полусферу). Тогда во время очередных летных испытаний ракеты падали из-за того, что бортовая система путалась, обнаруживая внизу более светлую, чем земля, поверхность цветущей травы. Тогда же для системы наведения окончательно выбрали твердотельный Nd:YAG лазер. В 1966 г. началась отработка управляемого полета на малых дистанциях, а еще через год были полностью преодолены все трудности, связанные с аэродинамикой и стабилизированным полетом на требуемой высоте.
 
В течение 1965-1968 гг. министерство обороны Франции выработало уточненное ТТЗ, которое представило 3 мая 1968 г. В нем, помимо других деталей, указывалось на необходимость достижения высокой надежности оборудования комплекса. При хранении ракеты следовало обеспечить ей минимум контрольно-проверочных операций, а оборудование системы управления сделать легко доступным для профилактических операций или замены. Оговаривались также следующие параметры точности наведения: неподвижная цель размером 1,8x0,9 м должна была поражаться с 90%-ной вероятностью на дальности до 2 км, с 80%-ной вероятностью - от 2 до 3 км; вероятность поражения подвижной цели размером 4,6x2,3 м определялась такой же.
 
При попадании в цель ракета должна была гарантированно выводить ее из строя (полное уничтожение, повреждение ее оружия или двигателя либо выведение из строя экипажа). От системы управления требовалось обеспечивать скорострельность не менее 3 выстр./мин на любую дальность (желательно 4 выстр./мин). Ракету, имевшую габариты для свободного перемещения внутри боевого отделения машины, предусматривалось запускать без специальной подготовки. Наведение должно было осуществляться днем и ночью при любом направлении ветра, в условиях помех, при температурном диапазоне от -40 до +52°С, а оптическое оборудование - функционировать в любых боевых условиях, в том числе при применении ОМП. Обеспечение безопасности экипажа предусматривало взведение взрывателя БЧ не менее чем через 20 м после вылета из ствола. Помимо боевого комплекса, разработчикам надлежало представить оборудование для обучения операторов с использованием минимального количества пусков ракет.
 
В том же 1968 году провели первые пуски ПТУР в телеметрическом исполнении на дальность более 1000 м с передачей команд управления по лучу лазера, а также отработали основные режимы вариантов управления полетом. Здесь разработчики столкнулись с очередными трудностями: дым реактивного двигателя ракеты часто перекрывал источник ИК излучения трассера, и система управления теряла контроль над ПТУР В сжатые сроки было создано усовершенствованное смесевое топливо с пониженным дымообразованием при горении. Повысили и чувствительность оптических датчиков ракеты, воспринимающих сигналы лазерного луча, путем установки интерференционных фильтров на приемной оптике.
 

Противотанковая управляемая ракета ACRA

 
Ракета ACRA была выполнена по нормальной аэродинамической схеме; она включала цилиндрический корпус и коническую головную часть. Стартовая масса - 24 кг, длина - 1220 мм, диаметр - 142 мм, размах крыла - 438 мм. Снаружи на корпусе располагались два обтюрирующих пояска. Ракета состояла из следующих четырех отсеков, состыкованных друг с другом. Головной отсек массой 6035 г включал контактный головной взрыватель, кумулятивный заряд (масса заряда - 3555 г, масса ВВ - 2500 г), детонатор и предохранительно-исполнительный механизм, который взводился через 50 м после вылета из ствола. В качестве ВВ использовалась смесь «гексолит», состоящая из 62% гексогена и 38% тринитротолуола. В состав приборного отсека входили бортовое устройство вычисления отклонения и передачи команд, усилитель сигнала и блок питания.
 
Двигательный отсек содержал корпус твердотопливного двигателя, выполненный из жаропрочной стали, и кабель-канал, соединяющий приборный отсек с хвостовым. В качестве смесевого топлива использовался двухслойный состав «Эпиктет». Горение первого слоя радиально от центрального канала происходило со скоростью 15 мм/с в течение первых 1,5 с после покидания ствола; в этот период ракета разгонялась со 150 м/с до 500 м/с. Второй слой горел со скоростью 4 м/с - за это время (до 6,5 с) поддерживалась постоянная маршевая скорость. Хвостовой отсек включал сопло двигателя из титанового сплава, четыре оптических приемника лазерного модулированного излучения, предусилитель, гироскопический блок, складываемые управляющие аэродинамические поверхности и их приводы (электромагниты и пружины). Аэродинамические поверхности удерживались в корпусе специальной втулкой, которая сбрасывалась при выстреле, освобождая их.
 
ПТУР заряжалась в орудие как обычный артиллерийский выстрел, вручную. На ней имелись специальная маркировка и выступ для правильного положения в стволе (в полете оно удерживалось гироскопом). Для пуска применялся метательный заряд в металлической гильзе. Выстрел с ракетой имел длину 1250 мм и массу 26 кг. Начальная скорость, сообщаемая метательным зарядом, составляла 150 м/с (максимальная перегрузка 2 д). Маршевая скорость, сообщаемая двигателем ракеты, достигала 500 м/с (перегрузка 6 д).
 
В комплекс ACRA входили также прицел-прибор наведения с квантовым генератором, вычислительный блок, блоки питания и контрольно-проверочная аппаратура. Неотъемлемой его частью являлось 142-мм гладкоствольное орудие-пусковая установка. По некоторым данным, такой нестандартный калибр был использован исходя из имеющегося 142-мм штурмового орудия французской бронированной инженерной машины AMX-30EBG.
 
автор: Леонид Корякин
источник: "Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра" №4/2019 г.
 
Кто на сайте
Сейчас 189 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru