Вторая мировая
Поиск по сайту
Home
Армии мира
Вооруженные силы
Силы специальных операций НАТО



Силы специальных операций НАТО



Основное ядро сил специальных операций НАТО составляют формирования США. Для задействования в составе оперативно-тактических групп привлекаются ССО объединенного командования (ОК) ВС США в Европейской зоне. ССО зональных ОК (кроме Европейской зоны) принимают участие в мероприятиях и акциях по своим планам, так как имеют зональную и региональную направленность. Задачи по непосредственному управлению формированиями в Европейской зоне возложены на центр координации специальными операциями (СО) со штабом в Касто. Большое внимание уделяется организации сотрудничества в сфере безопасности, психологических операций, а также действиям в чрезвычайных ситуациях, оказанию гуманитарной помощи населению страны пребывания.
Одно из приоритетных направлений строительства ССО НАТО - построение эффективной системы управления коалиционными силами, то есть создание многонациональных командований в наиболее значимых для альянса регионах. Особое внимание уделяется управлению частями и подразделениями, которое должно обеспечивать максимальную эффективность ведения специальных действий на Европейском континенте. В перспективе ССО должны стать еще более высокомобильными, боеготовыми и иметь гарантированные возможности по быстрому развертыванию в любом регионе мира.
Так, в октябре 2019 года Хорватия, Венгрия, Словакия и Словения подписали Меморандум о взаимопонимании по созданию регионального командования ССО. Основой для его развертывания послужат ССО Венгрии, цель - организация взаимодействия национальных органов управления, координация планирования применения в современной учебной деятельности ССО; выработка для формирования в кризисный период возможностей по руководству коалиционной группировкой ССО на Балканах, а также в других регионах Европы. По оценкам западных экспертов, создание данного командования является важным шагом на пути к укреплению специальных сил в регионе и расширению сотрудничества и взаимодействия в Североатлантическом союзе. Венгрия наделяется необходимыми полномочиями в вопросах развертывания этого формирования, оперативного планирования и руководства проведением спецопераций, а также предоставляет нужные объекты инфраструктуры для тренировок подразделений специального назначения. При этом каждое государство будет вправе применять свои национальные силы отдельно, но при необходимости они могут действовать как единое целое и принимать участие в миссиях и учениях Евросоюза, НАТО и ООН. Планируется, что региональное командование начнет работать с января 2021 года, а полное задействование данной структуры намечено на конец 2024-го.
В соответствии с требованиями руководства альянса национальные органы управления ССО должны быть способны обеспечить:
- доставку подразделений СО в назначенные районы (вывод из районов) путем привлечения национальных средств наземной, воздушной и морской переброски;
- надежную, устойчивую передачу информации по закрытым системам связи от подразделений СО до пунктов управления ОВС НАТО;
- поставку необходимых материальных средств для поддержки действий подразделений СО в назначенном районе в течение установленного периода времени;
- взаимодействие с формированиями СО другой национальной принадлежности.
- доставку подразделений СО в назначенные районы (вывод из районов) путем привлечения национальных средств наземной, воздушной и морской переброски;
- надежную, устойчивую передачу информации по закрытым системам связи от подразделений СО до пунктов управления ОВС НАТО;
- поставку необходимых материальных средств для поддержки действий подразделений СО в назначенном районе в течение установленного периода времени;
- взаимодействие с формированиями СО другой национальной принадлежности.
Все страны блока, за исключением Исландии и Люксембурга, имеют в составе всех видов национальных ВС подразделения сил специальных операций. В процессе военного планирования учет подразделений и органов управления ССО, входящих в разные виды ВС, ведется совместно. При этом среди участников альянса имеются существенные различия по численному, боевому составу и возможностям ССО, однако их оргштатная структура в основном схожа. Как правило, она включает определенное количество боевых (разведывательно-диверсионных) подразделений: штабные, связи, материально-технического и медицинского обеспечения. Кроме того, географические особенности союзников по альянсу, а именно отсутствие морских границ, лишает некоторые страны возможности иметь в своем составе морской компонент.
По взглядам западных экспертов, специальные операции могут проводиться в мирное время, в кризисный период и в ходе военных действий. В мирное время такие операции направлены на выявление источников возникновения кризисных ситуаций и их локализацию на ранних стадиях, а также противодействие терроризму, распространению оружия массового поражения, морскому пиратству, кибератакам, попыткам экономического давления и дестабилизации политической ситуации. Кроме того, формирования ССО могут привлекаться для освобождения заложников за пределами национальных территорий, проведения спасательных операций, а также оказания военной помоши дружественным НАТО государствам. В случае возникновения кризисной ситуации и угрозы ее перерастания в вооруженный конфликт подразделения ССО оказывают поддержку политическим усилиям альянса по разрешению кризиса, участвуют в свержении неугодных и приведении к власти лояльных Западу режимов, осуществляют рекогносцировку районов возможного развертывания группировок ОВС блока, а также участвуют в реализации планов НАТО по предотвращению конфликтов с использованием силовых методов.
В военное время от ССО во многом зависит ход и исход операций. Их применение создает условия, имеющие важное значение как в начале проводимых на ТВД операций, так и в последующем - при значительной поддержке сил общего назначения в ходе боевых действий. В основном ССО ориентированы на акции на территории иностранных государств на различной местности и в разных климатических условиях. При этом во всех случаях их деятельность преимущественно направлена на ведение специальной разведки, осуществление разведывательно-диверсионных мероприятий и оказание военной помощи союзным странам. Целью специальной разведки являются уточнение и дополнение сведений, поступающих от всех видов разведки, особенно в случае, если возможности других источников ограничены физико-географическими и климатическими особенностями района проведения операции.
Разведывательно-диверсионные действия осуществляются в интересах решения определенных задач стратегического или оперативного масштаба. Они, как правило, являются краткосрочными и предусматривают после их завершения немедленный вывод из района операции подразделений ССО, привлекавшихся к их проведению. С учетом того, что в ходе боевых действий силы специальных операций предполагается мобилизовать главным образом для захвата или вывода из строя критически важных объектов, эффект от задействования незначительных по численности подразделений ССО в определенных условиях может быть гораздо большим, чем от применения крупных группировок войск.
Основной формой применения сил является специальная операция. Она представляет собой совокупность действий, проводимых частями и подразделениями сил специальных операций, использующими тактические приемы и способы ведения боевых действий, нехарактерные для классических видов вооруженных сил. СО планируются и проводятся для выполнения отдельных акций по защите интересов НАТО, проведения специальных мероприятий в интересах обеспечения успеха военных действий (операций) в целом, а также обеспечения безопасности объектов и граждан.
Военное руководство альянса считает, что в отдельных странах и регионах мира ССО своими действиями способны нанести значительный ущерб потенциальному и реальному противнику, а также в короткие сроки осуществить подрыв политического режима, экономического и морально-психологического потенциалов. Кроме того, эти формирования в ходе спецопераций могут проводить рейды, налеты, устраивать засады, осуществлять постановку мин, фугасов и других взрывных устройств на особо важных объектах и путях подхода (подъезда) к ним, наносить точечные удары по противнику и осуществлять наведение высокоточного оружия на избранные цели. Успеху спецопераций способствует их детальное планирование и всестороннее обеспечение на всех этапах подготовки и применения таких подразделений.
Считается, что силы специальных операций обладают значительными возможностями и способны действовать автономно непродолжительный период времени, дополняя при этом усилия межвидовых группировок ОВС НАТО. Наиболее многочисленными и подготовленными формированиями ССО Североатлантического союза, предназначенными для рещения задач стратегического уровня, считаются формирования вооруженных сил США в Европейской зоне, Великобритании, ФРГ, Франции, Польши и Турции. В других странах блока они предназначены преимущественно для решения оперативно-тактического задач. Изменение характера вооруженных конфликтов с очевидным акцентом на «асимметричные действия» предъявляет качественно новые требования к мобильности, скрытности, оснащенности и профессионализму боевых подразделений ССО.
Важное внимание уделяется обучению личного состава по широкому спектру дисциплин, среди которых выделяются горная, парашютно-десантная и снайперская подготовка. На тренировках отрабатываются навыки по ведению разведки, совершению рейдов в тыл условного противника, захвату, удержанию отдельных объектов и освобождению заложников. Проводятся совместные учения с использованием передовых технологий в сфере коммуникации, направленные на достижение слаженных действий подразделений и частей ССО альянса. Силы спецопераций оснащаются современными средствами вооруженной борьбы. Они располагают стрелковым, артиллерийским, инженерным и ракетным вооружением, минометами, аппаратурой космической связи, малыми и сверхмалыми подводными лодками, гидроциклами, самолетами, вертолетами и другими средствами для решения разведывательно-диверсионных задач в глубоком тылу противника.
Таким образом, руководство НА ТО рассматривает силы специальных операций в качестве важного инструмента реализации альянсом своих целей, так как небольшие по численности подразделения ССО в определенной обстановке могут дать более значительный результат, чем применение крупной группировки войск. Оно возлагает на них важную роль в решении задач по защите территориальной целостности и суверенитета стран-участниц блока в рамках системы коллективной безопасности Североатлантического союза.