


Военно-морской спецназ ЮАР


Специальные подразделения вооруженных сил Южно-Африканской Республики относятся к наименее известным и наиболее закрытым специальным силам в мире. Их подготовка, применение, методы действий, операции долгие годы оставались тайной «за семью печатями». Это объясняется и тем, что ЮАР, как государство «апартеида», долгое время находилось в международной изоляции, военные связи Южно-африканских оборонетельных сил (SADF) с другими государствами были ограничены. Война же, которую вело белое правительство ЮАР как против собственного чернокожего населения, так и с «прифронтовыми государствами»: Анголой, Мозамбиком, Зимбабве, Ботсваной и другими странами ради сохранения своего расово-сегрегированного государства, официально публично осуждалась на уровне ООН и Организации африканского единства (ОАЕ).
Между тем, возможно, благодаря этой изоляции, отсутствию реальной военной помощи извне и беспрерывной войне, в вооруженных силах ЮАР возникли уникальные специальные подразделения: разведгруппы командос. Они представляли собой глубоко специализированные разведывательно-диверсионные подразделения, способные, часто полагаясь только на себя, долгое время действовать в отрыве от основных сил на территории противника. Командос ВС ЮАР не только выработали свою, с одной стороны, чрезвычайно эффективную, а с другой - «безжалостную» систему отбора и подготовки спецназовцев, но и обогатили тактику спецназа специфическими приемами и способами действий, с профессиональной точки зрения, их опыт бесценен и уникален.
В течение более чем двадцати лет с момента своего основания разведгруппы командос ВС ЮАР находились в полной боевой готовности, они провели десятки секретных специальных операций на территории и в прибрежных водах Анголы, Намибии, Мозамбика, Танзании и других африканских стран, при этом оставались глубоко засекреченными. Среди подразделений специальных сил ЮАР выделяется 4-я (военно-морская) разведгруппа командос. Многими операциями, проведенными её бойцами, могли бы гордиться и знаменитые французские боевые пловцы из отряда «Юбер», и израильские морские командос из «Шайетет-13», и члены команд американских SEAL.
В 1995 году в составе Южно-африканских национальных оборонительных сил на основе разведгрупп командос была создана бригада специального назначения. В неё вошли лучшие аэромобильные и подводно-диверсионные подразделения бывших специальных сил ЮАР. Особое внимание было уделено военно-морскому спецназу — одному из самых уникальных и эффективных среди разведгрупп командос ВС ЮАР, на счету которого десятки успешных и до сих пор не рассекреченных операций у берегов Анголы, Мозамбика и даже отстоящей от ЮАР на сотни миль Танзании. При формировании бригады было признано, что военно-морской спецназ ВС ЮАР по уровню подготовки, профессионализма, жесточайшей системы отбора не уступает широко известным «морским котикам» США или боевым пловцам фуппы SBS Великобритании. Вот только известно о нём очень мало.
Элита сил специального назначения ЮАР
Боевые пловцы ВС ЮАР формально являются старейшим подразделением среди сил специального назначения Южно-Африканской Республики. Считается, что они ведут свою историю с 1941 года, с момента образования Военно-морской школы подводного плавания в порту города Кейптауна. Школа готовила кадры для спасательной службы ВМС ЮАР, которые принимали участие в боевых действиях Второй мировой войны, весьма, впрочем, ограниченное. Подразделения южно-африканских военно-морских пловцов участвовали в некоторых операциях союзных войск в районе Средиземноморья. Они, в частности, отличились при проведении нескольких спасательных операций в портах Средиземного моря, действуя на спасательном корабле «Гамтуз». Однако после окончания войны подразделения военно-морских пловцов ЮАР были расформированы «за ненадобностью». Служба пришла практически в полный упадок, и к началу 1955 года в ВМС насчитывался всего только... один квалифицированный пловец.
Начало возрождения подразделений южно-африканских военно-морских пловцов относится к сентябрю 1955 года, когда в ЮАР был произведен первый послевоенный набор на курсы пловцов ВМС. 1 июля 1957 года в городе Симонстаун была вновь открыта школа подводного плавания со штатом в 5 человек и небольшим комплектом оборудования, которое постоянно пополнялось. К 1958 году в школе была установлена компрессионная камера, а в 1965 году 10-метровая тренировочная башня для погружения. Однако школа в Симонстауне не являлась центром по подготовке собственно боевых пловцов спецназа: до 1972 года в составе ВС ЮАР просто не существовало никаких специальных подразделений, они были прерогативой полиции. Поэтому практически до 1972 года школа оставалась центром, ответственным только за подготовку подводников при спасательных операциях. В 1973 году спасателям были выделены два 11-метровых судна, а затем открыты аналогичные школы в Дурбане, Восточном Лондоне и Порт Элизабете.
Формирование специальных сил ВС ЮАР относится к началу 70-х годов, когда регулярные южно-африканские вооруженные силы все активнее стали втягиваться в войну в Намибии, где активизировались действия боевых отрядов организации СВАПО, борющейся за независимость этой оккупированной ЮАР территории. Тогда стало ясно, что специальные подразделения полиции уже не справляются со своими задачами. Именно в это время руководство военной разведки ЮАР во главе с ее начальником генералом Фрицем Лотцем, как и армейское командование, «осознало необходимость создания специальных подразделений в составе вооруженных сил». Повстанческие операции на границе с Намибией приобретали все больший размах, и аэромобильным подразделениям, в частности, элитному 1-му парашютно-десантному батальону армии ЮАР, все чаще приходилось выполнять несвойственные им задачи. Участвуя в «антиповстанческих действиях», парашютисты все больше переключались с проведения специальных операций на обычные общевойсковые «мероприятия». Поэтому в связи с изменением роли, которая отводилась 1-му парашютно-десантному батальону армии ЮАР, было признано целесообразным начать формирование в структуре вооруженных сил специальных подразделений. С целью выработки соответствующих предложений была создана отдельная группа из компетентных офицеров армии и военной разведки, которая в течение нескольких лет изучала способы действий «партизанских и контрпартизанских формирований» в Родезии и Намибии, возможные «пути противодействия повстанцам», а также опыт применения специальных сил США, Великобритании, Франции в конфликтах на Ближнем Востоке, в Индокитае.
Формально силы специального назначения ВС ЮАР были созданы 1 октября 1972 года на базе пехотной школы города Оудцхоорн. Там из офицеров, имевших опыт проведения специальных операций в Намибии и Родезии, была сформирована первая спецгруппа, которая стала позже известна как 1-я разведгруппа командос (1-st Reconnaissance Commando) или сокращенно Recce.
1-я разведгруппа командос специализировалась на воздушно-десантных специальных операциях и создавалась на тех же организационных принципах, что и британская SAS. Изначально она готовилась как аэромобильное подразделение, предназначенное для проведения глубоких разведывательно-диверсионных рейдов в тылу противника, уничтожения стратегически важных объектов: штабов, мостов, узлов связи, тыловых пунктов обеспечения. Однако с 1975 года ЮАР втянулась в новую войну в Анголе, получившей независимость от Португалии. Масштаб всё расширяющихся военных действий как в Анголе, так и в Мозамбике, также ставшем независимым, присутствие на ангольской территории крупного контингента кубинских войск, снабжение которого шло морем, заставило командование спецсил ЮАР задуматься о создании особого подразделения, которое специализировалось бы на морских подводных и десантных операциях.
Как вспоминал один из основателей специальных сил ВС ЮАР Ян Брейтенбах, военное командование столкнулось при этом с большими трудностями. Дело в том, что с момента создания специальных сил в ВС ЮАР была задана «очень высокая планка», т.е. сформулированы очень высокие требования, предъявляемые будущим бойцам спецназа. А многие из морских пловцов-спасателей, подготовленных в спасательных школах Симонстауна, Порт Элизабета и Восточного Лондона не годились по своим профессиональным качествам для зачисления в создаваемую группу боевых пловцов. Поэтому 1 марта 1976 года в Дурбане из состава первой разведгруппы командос на базе военно-морской школы пловцов-спасателей было сформировано небольшое подразделение, в которое были выделены люди, «по своим характеристикам пригодные для обучения в качестве боевых пловцов». В данном случае руководство специальных сил ВС ЮАР действовало по принципу: лучше из опытного разведчика или парашютиста-десантника сделать надежного боевого пловца, чем выдающегося пловца-спасателя превратить в посредственного морского диверсанта.
В результате проведенной работы в 1977 году была сформирована 4-я разведгруппа командос (4-th Reconnaissance Commando), задачей которой стала подготовка и проведение морских специальных операций. Она стала базироваться в Лангебаане, расположенном на западном побережье ЮАР, недалеко от Кейптауна. К 1978 году в её состав вошли подразделения, способные выполнять морские штурмовые десантные операции, группа боевых пловцов-диверсантов и подразделение обслуживания и обеспечения. Морские командос имели в своем распоряжении быстроходные катера, резиновые моторные лодки. Группа формировалась постепенно ввиду отсутствия в то время в спецсилах ЮАР опыта подготовки «морского спецназа» и соответствующих кадров. Полностью организационно она оформилась к началу 80-х годов, имея в своем составе собственно боевые подразделения, способные выполнять секретные морские десантные операции, несколько групп боевых пловцов-диверсантов, учебный центр и подразделение обслуживания. В случае необходимости группе могли придаваться боевые корабли ВМС ЮАР, в том числе и подводные лодки.
4-я разведгруппа командос предназначалась для проведения секретных морских и подводных диверсионных операций, в т.ч. для организации диверсий в сопредельных странах, через которые шло снабжение из СССР и с Кубы оружием, боевой техникой, продовольствием ангольской армии (ФАПЛА), кубинского экспедиционного корпуса, боевых структур АНК («Умконто ве сизве» — «Копье нации»). Кроме того, на группу возлагались задачи по разведке ангольского ВМФ и группировки советского ВМФ в портах Анголы и Мозамбика и снабжению оппозиционных правительству Анголы и Мозамбика вооруженных движений (УВИТА и РЕНАМО) вооружением и спецсредствами для проведения «особых операций».