


Сказки сивой кобылы


На подготовку и осуществление операции ушло почти 7 лет, затраты составили около 350 миллионов долларов.
Для подъема корпуса лодки были спроектированы и построены два специальных судна – «Гломар Эксплорер» и доковая камера НСС-1 с раздвигающимся днищем, на котором были расположены гигантские клещи-захваты по форме корпуса лодки. Оба судна изготовлялись по частям на разных судоверфях западного и восточного побережий США. Даже при окончательной сборке инженеры не могли понять назначение этих судов. Для них по специальному найму, с подпиской о полном молчании, были скомплектованы экипажи. Основная легенда, под которой строилось судно, гласила, что оно предназначено для исследования и разработок морского дна, что Говард Хьюз будет первым, кто сумеет добыть драгоценные металлы со дна моря. Но никто не знал в то время, что сам Хьюз был уже неизлечимо болен. Он потерял рассудок, был худым как скелет с длинными волосами, отказывающийся носить одежду.
Специальное судно «Гломар Эксплорер» представляло собой плавучую платформу водоизмещением свыше 36000тонн. Судно использовало спутниковую систему точной ориентации «Транзит-С», которая позволяла отыскивать нужную точку в океане и удерживаться с помощью специальных подруливающих устройств над ней с точностью до 10 сантиметров. Специальная доковая камера представляла собой погружаемое самоходное судно с раздвигающимся днищем и специальными гидравлическими упорами для подныривания и жесткой постановки на стопора под днищем «Гломар Эксплорера».
Вся операция по подъему лодки предположительно проводилась в три этапа:
-на первом этапе, в 1973 году в район гибели лодки было направлено судно «Гломар Челленджер», которое, по-видимому, имитировало океанологические работы, бурение морского дна, а главное приучало службы наблюдения нашего флота, что именно такие работы ведутся. На самом деле это судно никакого отношения к подъему не имело;
-на втором этапе, во второй половине 1973 года произошла подмена «Челленджера» судном «Эксплорер», производились подготовительные мероприятия непосредственно над лодкой;
-на третьем этапе, в 1974 году был произведен судоподъем в кратчайшие сроки.
В первой половине 1974 года, когда «Эксплорер» был уже готов, операция оказалась, чуть ли не на грани срыва. В ночь на 5 июня лос-анджелесские грабители проникли в штаб-квартиру фирмы Говарда Хьюза. Там с помощью газовой горелки они вскрыли сейф, где к своему разочарованию, крупных сумм не обнаружили, а нашли кое-какие документы, которые прихватили с собой. Ознакомившись с бумагами, среди которых оказался и совершенно секретный меморандум, где в деталях описывался план подъёма русской подводной лодки, они решили шантажировать ЦРУ, потребовав полмиллиона долларов за возврат совершенно секретных документов. Разведчики торговались, тянули время, надеясь, что ФБР найдет и обезвредит грабителей. В это время судно «Гломар Эксплорер» уже находилось в районе гибели лодки и готовилось к уникальному подъёму.
Частично информация об этом проникла в средства массовой информации. Но самое удивительное то, что по словам бывшего посла Советского Союза в Америке Анатолия Добрынина, кто-то сумел подсунуть в посольство записку, что американцы занимаются подъёмом лодки. Эта информация была передана в Москву, но там ей не поверили, считая, что это утка, и поднять с такой глубины лодку невозможно.
Через пять суток в Москву прибыл президент США Ричард Никсон. Это было время перестройки в отношениях двух государств в сторону их улучшения. Но, по словам Виктора Суходрева, бывшего личного переводчика генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева, на переговорах руководителей двух государств речь шла обо всём, но только не о том, что американцы закулисно, тайно готовятся к подъёму нашей лодки. Мало того, после возвращения Никсона в США, директор ЦРУ Уильям Колби настоял на продолжении работы по подъёму лодки. И 20 июня судно «Эксплорер» вышло из порта Лонг-Бич и прибыло в район гибели лодки 4 июля 1974 года, в день независимости США. Нашей разведкой был направлен в район разведывательный корабль «Пеленг», который обнаружил судно «Эксплорер» странной конструкции. Американцы, не обращая внимание на наш корабль, деятельно демонстрировали проведение бурильных работ, для чего навинчивали и прогоняли вниз трубы, за сутки до 1,5 километров, поднимали их. Наш корабль ежесуточно доносил, что действия американцев непонятны, но все признаки того, что ведут поиск нефти. У корабля были на исходе запасы продовольствия и воды, он был возвращен в базу. Далее на его место отправили океанский спасательный буксир, он вел наблюдение в течение 10 суток, но не выявил ничего нового, и был также возвращен в базу. Скрытное проведение операции американцам удалось.
Когда же операция была завершена и опасность от разглашения сведений, по мнению разведки, стала не такой уж важной, грабителям поставили новые условия, которые их явно не устаивали. Тгда те сторговались с журналистами, и 8 февраля 1975 года газета «Лос-Анджелес таймс» поместила сенсационную статью о сделке ЦРУ с Хьюзом.
Напрасно директор ЦРУ Уильям Колби призывал журналистов в интересах национальной безопасности забыть об этом деле и не дразнить Москву, с газетных и журнальных страниц сыпались всё новые и новые подробности.
Как стало известно, была поднята не вся лодка. Когда до лодки оставались считанные десятки метров, за рычаги управления захватом сел главный конструктор подводной платформы – слишком велико было искушение стать не только теоретиком, но и исполнителем кульминационной части операции. Управляемый неопытной рукой захват ударился о грунт, оператор неверно рассчитал расстояние лдо лодки, так как не учёл эффекта преломления света в воде. От удара одна из клешней захвата дала трещину. До поверхности океана оставалось совсем немного, когда повреждённая клешня рассыпалась. Теперь лодку удерживала за носовую часть лишь одна пара клешней. И здесь случилось непредвиденное. Сыграли свою роль скрытые разрушения корпуса лодки. На глазах у американцев субмарина раскололась, и примерно три четверти её корпуса, с четвёртого по восьмой отсек, вместе с телами большинства погибших и баллистическими ракетами стали погружаться в океанскую пучину. И вдруг из этой части выскользнула ракета с ядерным зарядом и пошла ко дну. Все замерли в ужасе, но к счастью взрыва не произошло. Были подняты только 1, 2 и часть третьего отсеков.
Американцы считали, что интересующие их шифрдокументы, аппаратура засекреченной связи, боевые пакеты находятся, как на всех советских лодках, во втором отсеке, в командирском, поэтому посчитали, что главную часть работы выполнили. «Эксплорер» с доковой камерой под своим днищем ушел в район Гавайских островов, где в работу вступили боевые пловцы ВМС США. Забраться внутрь лодки было очень трудно, там всё было исковеркано и сдавлено взрывом и огромнейшим давлением воды. Матрацы матросских коек были спрессованы до 40 сантиметров в длину. Из носовой части лодки были извлечены тела погибших подводников, большая часть которых находилась в первом и втором отсеках, где по всей видимости все свободные от вахты моряки смотрели кинофильм или проводили собрание.
Противоречивы данные по поводу захоронения экипажа. Одни утверждают, что были найдены тела многих членов экипажа, другие говорят лишь о восьми подводниках. По одним сведениям, погибшие погребены в океане с отпеванием на русском и английском языках, под звуки траурного салюта и гимна СССР, по другим – на суше, на американской территории. Во всяком случае, я видел по телевизору в конце прошлого столетия фильм телевизионного журналиста и ведущего на канале НТВ Сергея Киселёва, где были показаны фрагменты перзахоронения американцами 6 подводников в море по принятому в советском ВМФ ритуалу. Гробы с ними стояли у развёрнутого военно-морского флага СССР, был исполнен Гимн Советского Союза, прозвучали выстрелы траурного салюта. Затем гробы были помещены в контейнер, который медленно опустили в море. Этот процесс был заснят на цветную кинопленку. Куда делись остальные, извлеченные из корпуса лодки тела, неясно до сих пор.
Затем судно через 40 дней вернулось ночью в Лонг-Бич. К нему подогнали грузовики, и что-то вывезли на них. А что – это одна из самых охраняемых тайн американского ЦРУ.
Несмотря на все принимаемые меры, американцам не удалось сохранить полное молчание и тайну о проведённой операции. Наибольшую активность при этом проявил журналист Андерсен, который потом рассказал, что в то время с ним лично разговаривал Уильям Колби и настоятельно рекомендовал прекратить журналистское расследование по данной теме.
Министерство иностранных дел СССР направило ноту США, в которой указывалось, что службы США тайно, в нарушение норм международного морского права, т.е. грубо говоря, по-воровски, подняли наш корабль. В ответной ноте Госдепартамент США заявил, что Советский Союз не объявлял о гибели своей подводной лодки, следовательно, по нормам международного права, это ничейное, бросовое имущество. Сложилась практически такая ситуация, когда страна отказалась от граждан, которых послала охранять безоасность своей территории. СССР было достаточно опубликовать в «Извещениях мореплавателям» или в открытой печати сообщение о гибели лодки с примерным указанием района, чтобы ни одна другая страна не имела юридического права поднять лодку.
Тогда МИД СССР направил вторую ноту, что США надругались над вечным покоем наших погибших подводников, нарушили их братскую могилу. В ответ было заявлено, что моряки подводники перезахоронены в море по всем правилам, принятым в ВМФ СССР, убедитесь в этом, получите копию киносъемки. На этом выяснение отношений закончилось.
Однако в СССР гибель подводников официально не была зарегистрирована. Подводная лодка направлялась на патрулирование в крайней спешке, с отзывом офицеров из отпусков и приписыванием ряда подводников, не входящих в постоянный экипаж. Даже список личного состава, выходящего в море и оставляемый в штабе соединения, не был подписан и заверен печатью лодки или соединения, пооэтому родственники погибших не могли добиться назначения пенвии. Почти через 30 лет, после распада СССР, им были выданы свидетельства о смерти мужей, отцов, сыновей.
А из носовой части лодки в обстановке абсолютной секретности американцами были извлечены торпеды, в том числе и две с ядерными боевыми частями. Но главного, шифров, они не нашли. Причина оказалась весьма неожиданной. Дело в том, что командир лодки капитан 1 ранга Кобзарь был высокого роста и всегда мучился в тесной и короткой командирской каюте. В период ремонта он уговорил главного строителя за соответствующее вознаграждение корабельным спиртом перенести соседнюю каюту шифровальщика в четвертый отсек, увеличив за счет этого свою каюту. Четвертый отсек американцам не удалось поднять, шифры остались на дне.
Обо всем этом мне рассказал в Кишиневе контр-адмирал Штыров Анатолий Тихонович. Он в те годы, когда поднималась американцами лодка, был заместителем начальника разведывательного управления Тихоокеанского флота. А в Кишиневе он был на пенсии, после завершения службы в военно-морском управлении штаба войск юго-западного направления. Штаб этот находился в Кишиневе. В нём я проходил службу в должности помощника начальника штаба войск юго-западного направления по военно-морским вопросам.
Затраты на операцию, сделанные ведомством Г.Хьюза, требовалось возвратить. Тогда «Эксплорер» был использован оригинальным способом. В 16 или 17 веках, в районе западнее Калифорнии затонул испанский галеон с грузом золотых и серебряных слитков. Одна из фирм, купив лицензию, начала подготовку к подъему судна. Пока фирма готовилась, в район тайно прибыл «Эксплорер», и в одну из ночей зачерпнул своими клешнями и утащил в неизвестном направлении испанский галеон со всем его содержимым. Обиженная фирма подала иск в верховный суд США, но получила ответ из ЦРУ: «если хотите себя сохранить, то заберите иск». Что фирма и сделала, с сильными мира сего не спорят!
В октябре 1992 года директор ЦРУ Р.Гейтс во время встречи с Президентом России Б. Ельциным передал ему материалы, касающиеся гибели «К-129». Гейтс информировал Президента, что летом 1974 года специально построенное американское судно подняло носовую часть советской подводной лодки, которая затонула в марте 1968 года в северном районе Тихого океана. В лодке были обнаружены останки шести погибших, трое из них имели удостоверения личности Виктора Лохова, Владимира Костюшко, Валентина Носачёва. Этим ребятам в момент гибели было по 20 лет. Остальных троих опознать не удалось. К сожалению, Гейтс не поведал ничего нового, что могло бы пролить свет на тайну гибели «К-129».