


Сказки сивой кобылы


СКАЗКА ПЕРВАЯ
Тут я попытался развернуть материал по источникам, опубликованным и нас, у наших заклятых друзей и родных врагов. Сделал из своих запасов подборку, как всегда, комментарии мои, что непонятно, поясню с удовольствием. Итак, начну:
…Представители США передали военно-историческому музею Тихоокеанского флота материалы, освещающие историю поисков и подъема на поверхность погибшей в 1968 году советской подводной лодки К-129, сообщает сайт Министерства обороны России. Американские представители совместной российско-американской комиссии по делам военнопленных и пропавших без вести передали в музей видеоматериалы и документы, ранее носившие гриф "секретно". В числе материалов - видеозапись захоронения членов экипажа, а также документы экспедиции исследовательского судна "Гломар Эксплорер", в ходе которой часть корпуса лодки была поднята на поверхность. Дизельная подводная лодка К-129 построенная по проекту 629, вооруженная торпедами и баллистическими ракетами с ядерными боеголовками, пропала без вести со всем экипажем 8 марта 1968 года. Она была обнаружена неподалеку от Гавайских островов и поднята на поверхность в ходе секретной экспедиции, организованной ЦРУ.
В ходе подъема лодка разломилась надвое, однако американцам удалось спасти часть отсеков, в том числе ракетный. В извлеченных с океанского дна отсеках были найдены тела шестерых подводников, которые были погребены в океане.
Гибель и подъём дизельной крейсерской подводной лодки «К-129».
Приведу письмо:
«… К этой лодке я имел непосредственное отношение. Дело в том, что осенью 1967 года, после окончания 3 курса училища мы, курсанты, проходили практику на Камчатке, в соединении дизельных подводных лодок. Добирались на Камчатку на пассажирском теплоходе «Советский Союз». Этот здоровый теплоход достался Советскому Союзу после войны от раздела флота Германии. Назывался он раньше «Адольф Гитлер». Его от греха подальше, после гибели в Севастополе линкора «Новороссийск», убрали из европейской части Союза и отправили на Дальний Восток.
Добрались до Петропавловска-на-Камчатке, а затем на катерах перевезли нас в соединение подводных лодок, в бухту Крашенинникова. Когда-то эта бухта называлась Тарья, что в переводе с французского означает «могила». В этом месте в 1854 году, после неудачного штурма Петропавловска, застрелился командующий объединенной англо-французской эскадрой адмирал Прайс.
Жили мы в кубриках на плавучей базе для подводных лодок «Нева». Старая плавказарма, где по коридорам бегают дети, семьи офицеров молодых живут на «Неве». Тут же каюты для работы офицеров, кубрики, где проживают экипажи подводных лодок. На берегу казарм не хватает, не хватает и жилья для семей, все это восполняет старая «Нева». Среди подводников ходила легенда о её предшественнице. Была до неё плавказарма «ПКЗ-61», или, знаменитый по стихотворению Маяковского, бывший пароход «Теодор Нетте». Это бывшая царская яхта-пароход, отделанная красным деревом, а потом разгороженная досками на клетки-каюты с двухъярусными койками. Как-то, среди бела дня, начала эта плавказарма крениться и тонуть. Все подводники повыскакивали из неё на пирс, на корпуса своих, стоящих рядом, лодок. Потом вспомнили, что надо спасать секретные документы из своих секретных частей. Повытаскивали ящики-сейфы, с интересом наблюдают, когда же всем надоевшая казарма скроется под водой. Но упрямая ПКЗ накренилась, покряхтела, и вдруг раздумала тонуть. Она просто села на мель из консервных банок и бутылок. За 12 лет ее стоянки у пирса поколения подводников сбрасывали опорожненную тару под борта плавказармы, намертво причаленной к последнему своему пирсу. Вот теперь на этом месте стояла «Нева».
Расписали нас по подводным лодкам, по 3-4 человека, для стажировки в должностях командиров минно-торпедных групп, старшин команд. Я попал на подводную лодку, где командиром был капитан 1 ранга Кобзарь. Дизельная ракетная лодка 629 проекта, тактический номер «К-129», имела на борту три баллистические ракеты Р-13 с подводным стартом и ядерными головными частями большой мощности, и две торпеды с ядерными зарядами в носовых торпедных аппаратах. Неоднократно выполняла задачи боевой службы, патрулирования в Тихом океане в районе стартовой позиции своих ракет по введенным в них объектам поражения. Практика была для меня осмысленной, так как уже смотрел на торпеды со знанием дела, представлял, какие функциональные обязанности лягут на меня, будущего офицера. В этот период лодка готовилась к очередному походу, так что было, что познавать на той практике.
Ушла она в поход на боевую службу 24 февраля 1968 года. Вернуться должна была 5 мая, а 8 марта она не ответила на контрольную радиограмму, переданную штабом флота. Она должна была в этот день донести обусловленный боевым распоряжением сигнал о проходе контрольного рубежа. Но, как я понял, с целью проверки свзи в направлениях «берег- подволдная лодка – берег, штаб флота решил одной контрольной телеграммой получить установленное донесение от лодки. Но его не поступило. Контр-адмирал в отставке В. Дыгало, командовавший в то время дивизией, в состав которой входила лодка, вспоминает: «В соответствии с боевым рапоряжением В.Кобзарь регулярно направлял в штаб донесения о ходе плавания. Но 8 марта мы все были встревожены – лодка не ответила на контрольную радиограмму, переданную штабом Тихоокеанского флота для проверки связи. Правда, это не давало основания предположить трагический исход плавания – мало ли какие причины помешали командиру выйти на связь! Но донесение так и не поступило. Это было серьёзным основанием для тревоги».
Я помню, как среди преподавателей, курсантов Тихоокеанского училища шепотом обсуждался этот случай. Была надежда, что, может быть, вышли из строя передатчики. Был организован поиск лодки с привлечением авиации, в том числе и Северного флота, надводными кораблями. Надежда иссякла через две недели. Тогда стали говорить о возможной гибели лодки, но все это неофициально. Об этом тогда не принято было говорить вслух. Лодка погибла по не установленным тогда причинам.
В это время, в разгар боевых действий во Вьетнаме, американские ВМС тшательно прослеживали курс любого советского военного корабля в стратегически важной части Тихого океана. По версии флота, с выходом «К-129» из Авачинской бухты, за ней было установлено скрытое слежение американской атомной подводной лодкой «Суордфиш». Известно также, что 11-12 марта, предположительно через 3-4 суток после времени невыхода «К-129» на связь, эта американская лодка прибыла ночью в военно-морскую базу Японии Йокосука с повреждением ограждения боевой рубки. Американцами во время заходы этой лодки в порт принимались необычные меры безопасности: к ремонту привлекался только американский персонал. Лодке в течение ночи был выполнен ремонт, с рассветом она убыла в неизвестном направлении.
Это подтвердил позднее и бывший командующий ТОФ адмирал Николай Амелько, сообщивший, что в конце марта 1968 года ему начальник разведки флота принёс японскую газету, в которой был помещён снимок лодки «Суордфиш» и небольшая заметка о её заходе в базу для ремонта перископа.
Есть неофициальные данные, что с экипажа лодки была взята подписка о неразглашении какой-то тайны. Представители ВМС США упорно отрицали факт столкновения и удара своей лодки в корпус «К-129». По нашей версии «К-129» была непреднамеренно протаранена при повороте на новый курс следящей за ней американской лодкой. Слежение производилось в кормовом секторе нашей лодки на малых дистанциях. Вероятно, американская лодка прозевала поворот нашей лодки на новый курс, в результате чего произошел таранный удар. Наша лодка, наиболее вероятно, следовала на перископной глубине в режиме работы дизелей под водой, в условиях повышенной своей шумности. Лодка получила от таранного удара пробоину в корпусе, приняла огромное количество воды, быстро теряла плавучесть и провалилась в океанскую пучину, на глубину более 5200 метров. Место ее гибели на удалении от Камчатки около 1230 миль.
Первым в точку предполагаемого местонахождения лодки направился морской буксир СБ-43. На его борту находился заместитель командира дивизии, в состав которой входила «К-129», капитан 1 ранга Валентин Бец. Об этом он вспоминает: «Не успели мы приблизиться к району, где по нашим расчётам исчезла «К-129», как над нами начали кружить американские патрульные самолёты «Орион». Они буквально висели над мачтами, и это вызывало определённое подозрение: с чего бы такое пристальное внимание к нашему скромному судёнышку? Когда же через несколько дней в район подошли ещё 11 наших кораблей, интенсивность их полётов стала ещё большей. Между тем погода была не из лучших. Волнение моря было в пределах 8 –9 баллов, к тому же постоянно висел туман. Мы прочёсывали район на малых скоростях – максимум 2-3 узла. Вдруг за кормой на экране локатора появилась неизвестная цель. Мы делаем повороты – цель продолжает следовать за нами. Появилось предположение, что это иностранная ПЛ. Тогда я, подозвав гидрографическое судно «Невельский» на голосовую связь, в мегафон проинструктировал его командира о порядке действий и мерах безопасности, после чего по радио открытым текстом передал: «Обнаружил за кормой в 4 кабельтовых неизвестную морскую малую цель. Выйти на визуальный контакт с ней». Гису повернул к цели, кратковременно увеличил ход, а затем круто отвернул. Грубо говоря, попугал. Но цель сразу же пропала и больше не появлялась. Всё это и тогда и сейчас заставляет предполагать, что американцы знали и о цели наших действий, и о катастрофе «К-129», и более того – знали точное место её гибели. Они наблюдали за нами, дабы уяснить наши дальнейшие намерения.
С 8 марта по май 1968 года силами Тихоокеанского флота проводилась невиданная по размаху и секретности поисковая операция, в которой были задействованы десятки военных кораблей, суда морского и рыболовного флота, самолёты и вертолёты морской авиации флота. Однако не удалось обнаружить ни лодку, ни каких-либо признаков катастрофы. Было сделано заключение о гибели «К-129». Родственникам подводников сообщили об их смерти, вдовам подводников и их детям дали пенсии по случаю потери кормильца. На территории базы подводных лодок заложили камень для установки памятника.
Взрыв от разрушения корпуса лодки на глубине был зафиксирован донными акустическими системами ВМС США. Ну а если ещё и было столкновение американской атомной подводной лодки «Суордфиш» с «К-129», то американцы, естественно, точно знали координаты гибели лодки.
В период между 1968 и 1973 годами американцы обследовали место гибели нашей лодки глубоководным управляемым батискафом «Триест-2», определили, что она находится на ровном киле. Результаты обследования позволили сделать вывод о возможности подъема лодки. Так родился замысел проведения секретной операции под названием «Дженифер». Главной ее целью было проникнуть в шифрованную связь ВМФ СССР, т.е. «расколоть» шифры, которые считались «абсолютно стойкими». Для этого надо было поднять лодку и извлечь из нее шифрдокументы, боевые пакеты, аппаратуру радиосвязи. С помощью шифров планировалось прочитать весь радиообмен ВМФ СССР за несколько лет того периода, вскрыть систему развертывания и управления флотом. Интересовались американцы также ракетным и торпедным ядерным оружием лодки. Подъём «К-129» облегчил бы работу многим американским специалистам, занятым в оборонных отраслях, сэкономил бы федеральному правительству и налогоплательщикам большие средства. Операция носила совершенно секретный характер. Стало известно, что в полном объеме с ее замыслом были осведомлены лишь три высокопоставленных лица:
-президент США Ричард Никсон;
-директор ЦРУ Уильям Колби;
-миллиардер Говард Хьюз, финансировавший операцию.