


Чисто английское убийство


А теперь кое-что из переписки по этой теме с моими знакомыми:
«Здравствуйте, Евгений Евгеньевич! К сожалению, мой отец сейчас тяжело болен и не может ответить на Ваши вопросы. Что поделать, возраст дает о себе знать. Однако, я знаком с темой, ознакомился с Вашим материалом, присланным отцу, а так же пересмотрел запись передачи от 3-4 февраля, генеральной темой которой были диверсии боевых пловцов против советских военных кораблей, в том числе, и крейсера "Орджоникидзе", при его визите в Англию в 1956 году.
Что касается визита "Орджоникидзе", то в угоду "таинственности и секретности" факты и даты переставлены под легенду об убийстве Крэбба нашим водолазом-пловцом Кольцовым, и "обсасыванию" готовившейся диверсии против советской правительственной делегации и крейсера "Орджоникидзе". Б р е д я т и н а!!!
Мой отец был участником и очевидцем этих событий, и не в качестве старшего матроса, а в качестве офицера РТС (радиотехнической службы), в ведении которой, в частности, находился и гидроакустический комплекс, на который в своих воспоминаниях ссылается Кольцов: "В 2 часа ночи акустик услышал шум по правому борту..." Так вот, гидроакустическая рубка, как и все остальные рубки РТС были закрыты и опечатаны, и никакой вахты в них не неслось! Это жёстко контролировалось офицерами РТС. Далее. Кольцов нигде не указывает, какого числа это произошло. И - это понятно: если это произошло в ночь с 18 на 19 апреля 1956г., то, как мог Крэбб 19 апреля утром выйти из гостиницы, чтобы затем начать свои диверсионные действия, будучи уже без головы? Если это произошло в ночь с 19 на 20 апреля, то, как днём 19 апреля сопровождавший Крэбба офицер ЦРУ Бернард Смит мог понимать, что Крэбб пропал (срочно были забраны его вещи из отеля и вырван лист из книги регистрации)? Тем более, как Хрущёв мог заявить протест Идену 18 или 19 апреля об инциденте от 20 апреля (2 часа ночи, по словам Кравцова)? Надо сказать и том, что Хрущёв не был официальным руководителем делегации, а был просто лидером КПСС. Руководитель - Булганин. И в официальных документах английских офицеров связи они обозначались как: Маршал Булганин и мистер Хрущёв. Причём, именно в такой последовательности. Сами понимаете теперь, кто мог заявить протест.
На самом деле хронология событий такова.
Советская делегация во главе с Булганиным прибыла в Портсмут 18 апреля 1956 года в 11.45 (ошвартовался крейсер "Орджоникидзе"). В 12.15 Булганин и Хрущёв покинули Портсмут и уехали в Лондон. Вечером того же дня, в промежутке с 21 до 23 часов от авианосца "Булварк", ошвартованного впереди крейсера "Орджоникидзе", под водой заметили луч света, который протянулся почти до крейсера и погас. Сразу доложили по команде, и информация в тот же вечер дошла до Булганина с Хрущёвым. Они, согласно воспоминаниям самого Хрущёва, не придали большого значения этому инциденту, но Идену своё недовольство высказали, а командиру крейсера было дано указание провести все мероприятия, обеспечивающие противодиверсионную безопасность. Были спущены шлюпки (по корме крейсера), в которых находилось легководолазное снаряжение, усилена верхняя вахта, проведены дополнительные мероприятия по обеспечению прямой связи верхней вахты с ПЭЖ (постом энергетики и живучести), обеспечена проворачиваемость турбин на винт и т.д. На следующий день, 19 апреля 1956 года, около 9.00 утра личный состав, находившийся на верхней палубе, увидел подвсплывшего на некоторое время человека в легководолазном костюме. Затем он погрузился. Об этом было с верхней вахты доложено в ПЭЖ, и были провернуты турбины на винт. 27 апреля 1956 года Булганин и Хрущёв вернулись на корабль и отбыли в СССР.
Выводы:
1.Понятно, что согласно своего же рассказа, Кольцов не мог убить Крэбба - слишком путается в датах, времени и событиях. А уж детальный рассказ о том, как он отрезал голову, а затем снял мину и оставил её англичанам - невероятная сказка, особенно для тех, кто хоть раз погружался под воду ночью.
2. Тело, найденное через 14 месяцев и, пока, неоднозначно опознанное ("против" говорит то, что жена не опознала тело и мать колебалась в опознании; "за" говорят косвенные приметы - снаряжение, шрам на ноге, маленькая величина стопы и т.д.), скорее всего, принадлежит командору Крэббу. А остаться без головы и кистей рук он мог, только попав под винты крейсера. (Про кисти рук Кольцов ничего не говорит).
3. Никакой диверсии англичане не планировали: во-первых, прошло только 11 лет после окончания войны, и никто войны новой с СССР не хотел - в Англии хорошо помнили совместные конвои и борьбу с гитлеризмом; во-вторых, поскольку Булганин с Хрущёвым уже были осведомлены об инциденте, то, если бы существовала реальная опасность, они вряд-ли бы возвращались назад на крейсере - они могли улететь на Ту-104, который произвёл огромное впечатление на королеву или, хотя бы - на Ил-18.
4. Английскую и американскую разведки действительно интересовали ходовые и маневренные качества крейсеров проекта 68-бис, а особенно - винты.
5. Крэбб осуществлял свою деятельность под прикрытием ЦРУ, которой было глубоко плевать на престиж Англии.
6. И главное! Когда делаешь передачу о таинственных и секретных историях, хорошо бы изучить проблему всесторонне, а не только со слов представителей разведки, спецподразделений и партийных органов. Хорошо бы поднять и западную (английскую и французскую) прессу тех лет. Не худо было бы посмотреть, что по этому поводу делают коллеги: в апреле 2009 года мой отец дал короткое интервью телеканалу 100-ТВ с описанием событий и предоставлением документов английских офицеров связи, обслуживавших этот визит.
P.S.
Кому и зачем понадобилось делать героя из Кольцова? Ответ - на официальном сайте «Единой России» в заметке «Встреча с морским дьяволом». Там PR-щики «Единой России» договорились даже о предотвращении Эдуардом Кольцовым 3-й мировой войны.
Нет слов – одни междометия!
С уважением, Александр.
«Здравствуйте, Евгений Евгеньевич. Отец просил отправить Вам напоследок описание известных событий неким Фергусом Флемингом, хранящееся в его архиве:
"...вахтенные на судах, стоявших в портсмутском порту, заметили, что вокруг крейсера "Орджоникидзе" происходит что-то непонятное. Советские водолазы буквально окружили корабль. Неожиданно между "Орджоникидзе" и стоявшим рядом с ним эсминцем всплыл на поверхность еще один водолаз. Водолазы с "Орджоникидзе" рванулись к нему Последовала непродолжительная борьба, а потом все они ушли под воду
Вскоре на поверхность всплыли трое. Двое затащили третьего на поджидавший поблизости моторный катер, который тут же завелся и направился к "Орджоникидзе"."
Так что дело ясное, что дело тёмное. Но наши СМИ это событие, насколько я понял, не замалчивали, и о вероломстве бывшего союзника в СССР все знали, и соответствующие инстанции сделали соответствующие оргвыводы.
А. Хохлов»
«Здравствуйте, Евгений.
Этот секретный крейсер в 1961 году был продан Индонезии, где вскоре превратился в груду металлолома. Но не со всеми потрохами
Крейсер продали в 1963, очень многие "потроха" с него сняли задолго до продажи. В металлолом его превратили индонезийцы.
Мой друг был близко знаком с покойным Алексеем Ивановичем Холодовым-служил в 1956 на нем мичманом-ВОДОЛАЗОМ. Тот даже в середине 90-х побаивался рассказывать об эпизоде с английским водолазом. Давал подписку. По его словам периодическое проворачивание винтов было штатной процедурой по двум причинам
-ПДСС-уже тогда понимали и организовывали
-готовность турбин к немедленной даче хода.
Про мину он ничего не говорил, а вот всплывший труп покоцаный винтами обнаружили практически сразу, что с ним сделали он не знал.
С уважением-Максим»