Вторая мировая
Поиск по сайту
Home
Армии мира
Вооружение
Разработка самоходных ракетных пусковых установок в СССР



Разработка самоходных ракетных пусковых установок в СССР


Страница 2 из 2
Первый тактический ракетный комплекс 2К1 с неуправляемой твердотопливной пороховой ракетой «Марс» с ядерной боевой частью был принят на вооружение в 1958 г. (главный конструктор комплекса Н.П. Мазуров, наземного оборудования - В.Г. Грабин). Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина были смонтированы на одной и той же базе - на базе танка ПТ-76. Почти одновременно были завершены работы по созданию комплекса 2К4 со значительно большими дальностями стрельбы. Комплекс 2К4 (Н.П.Мазуров, Ж.Я. Koтин, И.И.Иванов) был принят на вооружение Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 17 августа 1958 г. Комплекс предназначался для поражения командных пунктов, огневых средств, боевой техники, укреплений и средств ядерного нападения противника с открытых и закрытых позиций. Разработка комплекса осуществлялась на основании Постановления СМ СССР от 13 октября 1955 г.
Опытный образец самоходной пусковой установки 2П4 «Тюльпан» («Объект 804») проходил испытания на Государственном центральном полигоне МО летом 1957 г. После устранения недостатков, на ЛКЗ была изготовлена небольшая партия этих машин в количестве 36 единиц. Комплекс оснащался пороховой двухкамерной неуправляемой ракетой с максимальной дальностью стрельбы - 25,7 км. Ракета, оснащенная фугасной боевой частью, имела обозначение 3Р2 «Тюльпан», а ядерной -3Р3 «Филин». Масса надкалиберной боевой части, оснащенной ядерным зарядом, составляла 1,3 т, фугасным - 1,2 т. Пусковая установка 2П4 была создана под руководством К.Н. Ильина в КБ Ленинградского Кировского завода с использованием узлов и агрегатов самоходной установки ИСУ-152К. Характерной особенностью данной небронированной пусковой установки являлась укладка и пуск ракеты в направляющей трубе.
Опытный образец самоходной пусковой установки 2П4 «Тюльпан» («Объект 804») проходил испытания на Государственном центральном полигоне МО летом 1957 г. После устранения недостатков, на ЛКЗ была изготовлена небольшая партия этих машин в количестве 36 единиц. Комплекс оснащался пороховой двухкамерной неуправляемой ракетой с максимальной дальностью стрельбы - 25,7 км. Ракета, оснащенная фугасной боевой частью, имела обозначение 3Р2 «Тюльпан», а ядерной -3Р3 «Филин». Масса надкалиберной боевой части, оснащенной ядерным зарядом, составляла 1,3 т, фугасным - 1,2 т. Пусковая установка 2П4 была создана под руководством К.Н. Ильина в КБ Ленинградского Кировского завода с использованием узлов и агрегатов самоходной установки ИСУ-152К. Характерной особенностью данной небронированной пусковой установки являлась укладка и пуск ракеты в направляющей трубе.
В 1957-1961 гг. в НИИ-1 ГКОТ (Н.П. Мазуров) был разработан и принят на вооружение ракетный комплекс 2К6 «Луна», оснащенный неуправляемыми ракетами с ядерной и фугасной боевыми частями, на смену которому с августа 1964 г. стал поступать ракетный комплекс 9К52 с неуправляемой ракетой 9М21 («Луна-М») с дальностью стрельбы 67 км. Основным недостатком всех ракетных комплексов была низкая точность, вызванная применением неуправляемых ракет. В острой борьбе мнений решатся принципиальный вопрос о типе управления тактических ракет - инерциальном или радиотехническом, закончившейся победой сторонников инерциальных систем. Такое решение было оправданным, так как инерциальные системы управления того времени были более надежны и соответствовали концепции преимущественного использования ядерных боевых частей.
Первым ракетным комплексом, с самого начала разрабатывавшимся для сухопутных войск по заданию ГРАУ, стал оперативно-тактический ракетный комплекс 8К14 с ракетой Р-17, ставшей классическим образцом баллистического летательного аппарата с ЖРД (главный конструктор комплекса В.П.Макеев, системы управления и контрольно-пускового оборудования -Н.А. Семихатов, наземного оборудования - В.П. Петров). Принятый на вооружение в 1962 г. ракетный комплекс создавался в Миассе и Свердловске. Ракета Р-17 (дальность полета 300 км) оснащалась сменными боевыми частями (фугасной, ядерной, кассетной), имела автономную инерциальную систему наведения, ЖРД с удачно сконструированной насосной системой подачи топлива. Разработка ЛКЗ стартового агрегата для комплекса 8К14 выполнялась на основании Постановления СМ СССР от 1 апреля 1958 г. Предусматривалось один агрегат изготовить в апреле, а второй - в декабре 1959 г. Первоначально смонтированная на гусеничной базе с использованием узлов и агрегатов самоходной установки ИСУ-152К, небронированная пусковая установка 2П19 («Объект 810») в 1967 г. была переведена на колесную базу. В период с 1957 по 1964 гг. с использованием узлов и агрегатов самоходной установки ИСУ-152К в СКВ ЛКЗ были спроектированы и изготовлены опытные образцы небронированных стартовых агрегатов: «Объект 807» под три тактических ракеты, «Объект 816» и «Объект 817» - под оперативно-тактическую ракету Р-17.
Для уничтожения скопления танков и важных объектов противника в конце 50-х. гг. на ряде заводов были развернуты ОКР но созданию специальной боевой машины (СБМ) с крылатой ракетой. Так, 8 марта 1958 г. Постановлением СМ СССР была задана ОКР по использованию в сухопутных войсках крылатой ракеты П-35 (В.П. Челомей, А.Ф. Федосеев), разрабатываемой ОКБ-52 ГКАТ для ВМФ. Крылатая ракета после ряда доработок составила основу ракетного комплекса 2К17 сухопутных войск. Основными исполнителями ОКР по созданию СБМ были Омский завод 174 («Объект 560») и УЗТМ («Объект 127»). В ноябре 1958 г. в НТК ГБТУ были рассмотрены и утверждены эскизные проекты СБМ, разработанные КБ завода №174 и УЗТМ. В разработанном заводом №174 (начальник ОКБ А. Сулин, главный конструктор проекта М.К. Назаров) согласно тактико-техническому заданию Министерства обороны СССР эскизном проекте предусматривалось два варианта специальной боевой машины на базе самоходной установки ЗСУ-57-2 - с одной и двумя стартовыми установками крылатых ракет П-35. Боевая масса СБМ («Объект 560») с одной ракетой и стартовой установкой (контейнером) составляла 28 т, с двумя - не превышала 36 т. Экипаж состоял из трех человек.
Предполагалось, что крылатая ракета П-35 сможет поражать цели на расстоянии от 10 до 120 км с точностью от 100 до 1000 м соответственно. Система наведения ракеты разрабатывалась в двух вариантах - автономная с тепловой головкой самонаведения и углодальномерная радионавигационная система (по лучу). Наведение стартовой установки по азимуту производилось за счет поворота СБМ на гусеницах. Наведение стартовой установки по вертикали от 0 до +20° осуществлялось с помощью гидравлической системы. Время на подготовку первого пуска не превышало 8 мин. СБМ имела противопульное бронирование. В комплекте машины была предусмотрена установка танковой навигационной аппаратуры «Трасса» и двух радиостанций Р-112 и Р-113.
Аналогичные характеристики имела и СБМ («Объект 127»), спроектированная КБ Уралмашзавода (гл. конструктор ГС. Ефимов). Принципиальным отличием являлась база под контейнерную пусковую установку СМ-70. В проекте УЗТМ специальная боевая машина была спроектирована на базе самоходной артиллерийской установки СУ-100П и только в варианте с одной контейнерной пусковой установкой. Оба эскизных проекта СБМ были рекомендованы для разработки технических проектов. Однако, в связи с развертыванием работ по созданию мобильного комплекса СПУ-35 на колесной базе (8x8), Постановлением СМ СССР от 16 августа 1960 г. ОКР по гусеничным СБМ были прекращены.
Разработка фронтового («Ладога») и корпусного («Онега») ракетных комплексов сухопутных войск с управляемой ракетой на твердом топливе была задана Постановлением СМ СССР от 13 февраля 1958 г. Создание пусковых установок и транспортно-заряжающих машин (Т3М) для обоих комплексов было поручено Уралмашзаводу. В сентябре 1958 г. для корпусного ракетного комплекса «Онега» были разработаны на базе самоходной установки СУ-100П эскизные проекты пусковой установки 2П8 («Объект 121») и Т3М 2П9 («Объект 122»). Проекты в IV квартале 1958 г. были рассмотрены в ГКОТ и ГАУ и были утверждены для дальнейших разработок. В конце 1958 г. все чертежи были выданы в производство для изготовления опытных образцов. Однако 6 января 1959 г. согласно решению ГАУ и указанию ГКОТ дальнейший выпуск чертежей и изготовление Т3М были приостановлены в связи с неотработанностью ракеты. Одноступенчатая баллистическая ракета 3М1 комплекса «Онега» разрабатывалась с 1958 г. в ОКБ завода №9 (г. Свердловск) под руководством главного конструктора Ф.Ф. Петрова. Максимальная дальность стрельбы составляла около 50 км. В 1959 г. ракета «Онега» проходила летные испытания на полигоне Капустин Яр. Постановлением СМ СССР от 5 февраля 1960 г. работы над комплексом «Онега» были прекращены.
Для фронтового ракетного комплекса «Ладога» Уралмашзаводом в октябре 1958 г. на базе самоходной установки СУ-100П были разработаны эскизные проекты шасси для пусковой установки 2П11 («Объект 125») и Т3М 2П12 («Объект 126»). Проекты в ноябре 1958 г. были рассмотрены в ГКОТ и ГАУ и утверждены для дальнейших разработок. 28 ноября эскизный проект был направлен в СКБ-172 (г. Пермь) главному конструктору по ракете и комплексу М.Ю. Цирюльникову. Однако 6 января 1959 г. согласно решению ГАУ и указанию ГКОТ дальнейший выпуск чертежей и изготовление Т3М были приостановлены в связи с неотработанностью двухступенчатой ракеты 3М2. В 1961 г. СКБ-172 перешло на разработку новой схемы одноступенчатой ракеты. В июле-сентябре пуски ракет вновь были аварийными. К концу 1962 г. комплекс «Ладога» с заданными ТТХ стал бесперспективным из-за малой дальности стрельбы (45-120 км), большой величины рассеивания (±1 км) и малой эффективности специального заряда (2,9 и 16 кт). На основании Постановления СМ СССР от 3 марта 1962 г. работы по комплексу «Ладога» были прекращены.
автор статьи: Солянкин А.Г.
первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»
первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»