Вторая мировая
Поиск по сайту
Home
Армии мира
Вооружение
Разработка зенитных самоходных установок в послевоенный период в СССР



Разработка зенитных самоходных установок в послевоенный период в СССР


Страница 1 из 2

Основным оружием принятых на вооружение в первом послевоенном периоде бронированных образцов зенитного артиллерийского вооружения являлись 14,5-мм зенитные пулеметные установки, 23-мм и 57-мм автоматические пушки, ТТТ для создания которых были разработаны НТК ГАУ. 14,5-мм зенитные пулеметные установки (ЗПУ) предназначались для борьбы со средствами воздушного нападения противника, находящимися на высотах до 2000 м. Установки создавались на базе 14,5-мм пулемета С.В. Владимирова. Принятые на вооружение в 1949 г. зенитные установки (ЗПУ) выпускались в трех вариантах: одноствольном (ЗПУ-1), спаренном (ЗПУ-2) и счетверенном (ЗПУ-4). Обладая высокой скорострельностью и быстрым переводом из походного положения в боевое, ЗПУ являлись эффективным оружием зенитных подразделений в борьбе с самолетами противника на высотах до 1000 м и со скоростями полета до 1080 км/ч. Установки размещались как на буксируемом колесном ходе, так и на колесных бронетранспортерах БТР-40А и БТР-152А.
Разработка счетверенной установки ЗПУ-4 была начата в 1945 г. на конкурсной основе заводом №2 и ОКБ-43. Предварительные испытания ЗПУ-4 конструкции И.С. Лещинского (завод №2) показали ее преимущества над конструкцией установки, разработанной ОКБ-43. После доработки по результатам испытаний установки ЗПУ-4 конструкции И.С. Лещинского была повторно испытана на Донгузском полигоне в 1946 г. В августе-сентябре 1948 г. она прошла войсковые испытания и была принята на вооружение Советской Армии в 1949 г. Разработка спаренной установки ЗПУ-2 также велась с 1945 г. на конкурсных началах между конструкторами С.В. Владимировым (совместно с Г.П. Марковым) и Ф.В. Токаревым. На проведенных в 1945 г. испытаниях лучшие результаты показала установка конструкции С.В. Владимирова и Г.П. Маркова. В 1948 г. доработанный по результатам заводских испытаний образец прошел полигонные, а затем войсковые испытания. В 1949 г. ЗПУ-2 была принята на вооружение и началось ее серийное производство на заводе №525. Установка имела курсовой коллиматорный прицел.
В 1950 г. на базе колесного бронетранспортера БТР-40 конструкторским бюро ГАЗ под руководством В.А. Дедкова была создана зенитная самоходная установка ЗТПУ-2 (БТР-40А). 14,5-мм спаренная зенитная турельная пулеметная установка ЗТПУ-2 размешалась в кормовой части корпуса БТР. Ведущим конструктором машины был М.Д. Баженов. Установка была принята на вооружение приказом военного министра СССР в 1951 г. С 1952 г. она серийно выпускалась на Горьковском автозаводе. В 1955 г. была разработана зенитная самоходная установка ЗПТУ-2 (БТР-40А), приспособленная для движения по железной дороге. В 1951 г. на вооружение Советской Армии, наряду с зенитной самоходной установкой ЗТПУ-2 (БТР-40А), была принята и зенитная самоходная установка ЗТПУ-2 (БТР-152А). Эта установка была создана конструкторским бюро Московского автомобильного завода им. И.В. Сталина на базе колесного бронетранспортера БТР-152. Серийное производство зенитной самоходной установки было организовано на этом заводе в 1952-1955 гг. Эта же установка, размещенная на базе бронетранспортера БТР-152В1, выпускалась в 1955-1957 гг. под маркой БТР-152Е.
Для борьбы с авиацией противника во всем диапазоне высот ее применения после Великой Отечественной войны проводились работы по созданию зенитных самоходных установок, оснащенных малокалиберными (23-мм. 37-мм и 57-мм) зенитными пушками. Летом 1945 г. по заданию наркома танковой промышленности В.Л. Малышева конструкторскому бюро завода №174 было поручено проработать возможность установки спаренных зенитных пушек на базе танка Т-34. При исследовании данного вопроса, было установлено, что пушек, которые можно устанавливать без изменения в ЗСУ, на производстве нет. В это же время коллектив ЦАКБ НКВ по заданию УСА ГБТУ РККА занимался проектированием счетверенной установки зенитных 37-мм автоматических пушек и ее установки на танк Т-34. По настоятельному требованию УСА ГБТУ РККА завод 174 проработал вoзможнocть монтажа на базу танка Т-34 разрабатываемой ЦАКБ счетверенной установки зенитных 37-мм автоматических пушек.
Осенью 1945 г. НКТП выдал заводу 174 согласованные с ГБТУ РККА ТТТ на проведение ОКР по созданию для танковых соединений и частей ЗСУ, предназначенной для поражения воздушных целей противника на средних высотах. При разработке технического проекта был изготовлен деревянный макет ЗСУ в натуральную величину. На нем были проверены рабочие места членов экипажа, размещение боекомплекта и снаряжения. В окончательном виде разработанный группой конструкторов под руководством заместителя главного конструктора завода 174 И.С. Бушнева технический проект и деревянный макет в масштабе 1:10 зенитной самоходной артиллерийской установки были рассмотрены 21 февраля 1946 г. на заседании танковой секции технического совета НКТП.
Согласно проекту ЗСУ представляла собой боевую машину, созданную на базе среднего танка Т-34, с изменениями, связанными с установкой вращающейся башни с большим (1800 мм) диаметром опоры. Для увеличения объема боевого отделения вторые и третьи узлы подвески танка Т-34 имели конструкцию аналогичную конструкции первых узлов подвески. Вместо топливных баков, расположенных по бортам корпуса, был установлен один бак в правой передней части корпуса. Общая емкость топливной системы стала меньше на 20 л по отношению к танку Т-34. Сиденье механика-водителя было сдвинуто к левому борту и к носу корпуса.
В бронированной закрытого типа башне на специальном станке была смонтирована счетверенная 37-мм зенитная автоматическая пушка. В боевом отделении ЗСУ располагались рабочие места командира машины, установщика прицелов, двух наводчиков и двух заряжающих. Боекомплект к счетверенной установке состоял из 1000 унитарных выстрелов. В техническом проекте предусматривалось иметь противоснарядную броневую защиту ЗСУ. Толщина стенок литой башни составляла 52 мм. Расчетная боевая масса самоходной установки равнялась 32,4 т. При обсуждении данного технического проекта был высказан ряд замечаний и предложений. В решении было отмечено, что необходимо доработать и представить проект ЗСУ в двух вариантах: с закрытой и открытой башней (без крыши) как на базе танка Т-34, так и с использованием узлов и агрегатов нового среднего танка Т-54. Кроме того, было признано целесообразным провести проработку варианта ЗСУ с зенитным оружием калибра 57 мм.
Одновременно с разработкой технического проекта ЗСУ на заводе №174 в 1946 г. в НИИ-58 под руководством главного конструктора В.Г. Грабина приступили к разработке зенитного оружия для ЗСУ на базе танка Т-54. В 1946-1947 гг. был разработан ряд эскизных проектов, но они не были рекомендованы для дальнейшей разработки. В начале 1948 г. новый технический проект самоходной установки на базе танка Т-54, в разработке которой участвовало и конструкторское бюро завода №174, получили одобрение и в 1950 г. на заводе №174 был изготовлен опытный образец. В том же году прошли его заводские, а затем и полигонные испытания на научно-исследовательском зенитном артполигоне. По откорректированным рабочим чертежам с учетом заводских и полигонных испытаний в конце 1950 г. был изготовлен второй опытный образец ЗСУ-57-2. В 1951 г. опытный образец прошел заводские и государственные испытания. По результатам государственных испытаний и замечаниям комиссии были отработаны и выданы в производство чертежи для изготовления шести машин, предназначенных для войсковых испытаний.
В конце 1952 г. были собраны опытные образцы ЗСУ-57-2 для войсковых испытаний, которые были проведены в 1953 г. Войсковые испытания показали неудовлетворительную работу ЗСУ вследствие большого числа имевших место дефектов. Образцы были изготовлены со значительными отступлениями от чертежей. В 1955 г. была проведена отработка технической документации. В том же году она была принята на вооружение с названием «Зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2 С-68». Ведущим конструктором машины являлся Э.Ш. Палей. Артиллерийскую часть установки разрабатывал коллектив НИИ-58 под руководством В.Г. Грабина. Серийное производство установки было организовано в сентябре 1956 г. Артиллерийская часть ее, в которую входили два 57-мм автомата (сдвоенная пушка С-68) и боекомплект выстрелов, размещалась во вращающейся бронированной башне. Наводка оружия по азимуту и углу возвышения осуществлялась с помощью силовых приводов. Установка была снабжена автоматическим зенитным прицелом построительного типа.