Вторая мировая
Поиск по сайту
Home
Армии мира
Вооружение
ПТУР TOW - «Старушка» с опасными наклонностями



ПТУР TOW - «Старушка» с опасными наклонностями


Страница 3 из 3
Следствием этой спешки стали большие проблемы с технической надёжностью TOW. Дела с этим показателем обстояли так плохо, что достижение в ноябре 1967 г. величины в 85,7% считалось большим успехом, и при том, что, согласно техническому заданию, требовалось, как минимум, 95%. Несколько лучше обстояли дела с вероятностью попадания ракет в цель (у тех, что долетели). Однако и здесь были свои заморочки. В диапазоне от 65 до 2000 м, вероятность попадания составила 83% вместо 90% требуемых. НАС получила свой первый контракт на поставку TOW в американскую армию с показателями вероятности поражения цели, если не худшими, то и не лучшими, чем у заменяемой французской SS-11. При этом стоимость TOW была, как минимум, в четыре раза выше. Из-за проблем с надёжностью первоначальный срок службы ПТУР TOW установили равным всего пяти годам (после этого их следовало утилизировать). Это самый низкий показатель среди аналогичных видов оружия. Спешка с внедрением обернулась и низким качеством серийного производства. Обрывы проводов, преждевременная детонация боевых частей, взрывы двигателей приводили к беспрецедентным срывам заказов. Однажды из-за проблем со стартовыми двигателями отложили заказ на производство 11000 ПТУР, затем из-за низкого качества пайки радиодеталей задержали выпуск ещё 4000 ПТУР.
В низком качестве изготовления первых TOW, пришлось убедиться и советским специалистам, когда во время одного из пусков трофейная ракета упала и взорвалась сразу после вылета из пусковой установки. Наводчик при этом получил лёгкое ранение. Как была воспринята TOW в СССР? Отечественные специалисты с большим интересом отнеслись к американскому ПТРК. Всё, как в спорте, конструкторам, технологам, военным не терпелось узнать, чьё изделие получилось лучше. Интерес к TOW был во многом подогрет ещё и тем, что борьба с титулованными американскими «спортсменами» велась заочно. И можете себе представить удовлетворение наших специалистов, когда они увидели, что лишь по немногим элементам конструкции американская ПТУР, превосходит их творение, тогда как в основной массе существовал либо паритет решений, либо выигрыш оставался за советской стороной. Американцы успешно использовали своё временное преимущество и, подобно удаву, последовательно заглатывали рынок противотанковых ракет. К 1982 г. было выпущено 275000 ПТУР TOW, из которых всего 107000 шт. попали в Вооружённые силы США, тогда как все остальные были проданы в 33 страны мира. Благодаря экспорту, происходила значительная компенсация затрат на противотанковую оборону в бюджете самих США. Уже к этому времени количество выпущенных ракет значительно превышало число советских танков, поражать которые, кстати, собирались не только с помощью ПТУР.
Проект TOW жил и процветал даже спустя двадцать лет после своего появления. Сегодня его историю можно преподавать в университетах, как образец ведения бизнеса с товаром, чьи характеристики не превосходят конкурентные образцы. Например, Говард Хьюз сделал оригинальный ход -передал все акции своей компании, производящей TOW (и не только), в созданный им же Медицинский институт им. Говарда Хьюза (HHMI). Такое вот соединение коня и трепетной лани. Благодаря этому, Хьюз избавился не только от претензий со стороны налоговиков на свой бизнес, но и от претензий на наследство (4-6 млрд долл.) со стороны нелюбимых родственников. После смерти Говарда Хьюза его империя стала разваливаться, но интерес к выпускаемым ею ракетам не пропал. В 1985 г. НАС сначала была приобретена известной компанией General Motors, а затем в 1997 г. уже под другим названием фирмой Raytheon Company по цене в 9,5 млрд долл. Последняя не только подхватила знамя TOW, но и подняла его ещё выше. На сегодня, как утверждается на официальном сайте компании, ею произведено более 700000 шт. ПТУР TOW. В таких количествах редко производят даже лёгкие гранатомёты, не то, что ракеты стоимостью в тысячи долларов. Для сравнения ближайшим конкурентам - производителям ПТУР НОТ не удалось преодолеть планку даже в 100000 штук.
В Европе, также шла борьба за прибыльный ПТУР бизнес. И здесь непрерывно менялись имена владельцев отлаженного производства конкурентов TOW второго поколения. Одни компании сменяли другие, сливались, разъединялись, покупали друг у друга акции - Nord Aviation и Bolkow Entwicklungen KG, Messerschmitt-Bolkow-Blohm, DASA, DaimlerChrysler Aerospace AG, Aerospatiale, SNIAS Euromissile, EADS. Это далеко не полный перечень тех, кто так или иначе приложил руку к бизнесу по производству европейского конкурента ПТУР TOW - ракете HOT. И всё же европейский масштаб серьёзно уступил американскому.
Ракета TOW, как и положено нормальному оружейному проекту, в процессе своего развития прошла через такие фазы, как модернизация и утилизация. И здесь из неё также выжали всё, что смогли. В процессе модернизации на рынок последовательно поставлялись новые варианты TOW, отвечавшие современным требованиям. К примеру, в середине 70-х появились претензии к малой бронепробиваемости ракеты TOW (BGM-71A), - вот вам ITOW (BGM-71C) с повышенной бронепробиваемостью (1981)! Мало? Получите ракету TOW2 (BGM-71D) с ещё более мощной БЧ (1983)! Появилась у противника динамическая защита? Купите вариант TOW2A (BGM-71E) с тандемной боевой частью (1987)! Не нравится? Тогда берите TOW2B с возможностью атаки слабозащищённой верхней проекции танка (1992)! Возникли проблемы с уничтожением живой силы противника укрытой в бункерах? Вот вам bunker buster BGM-71H (2001)! И все эти варианты выпускались десятками тысяч штук, и каждый раз находили своего покупателя.
Вопросы экономики красной нитью проходят через весь проект TOW. В нём многие (не только производители) искали свою выгоду и находили. К примеру, как уже упоминалось выше, срок годности для первых ракет (BGM-71A) составлял 5 лет, после этого ухудшались показатели её технической надёжности. Над выявленными дефектами поработали, и как результат - срок службы ракет удалось поднять до рекордных 22 лет. Казалось бы, ну и что из этого? А вот что - как следствие, в разы снизились затраты на закупку новых ПТУР, предназначенных для замены ракет с истёкшим сроком годности, сократились затраты на складское хранение и утилизацию. Экономический эффект от увеличения срока службы составил 1345 млн $. Красиво в проекте TOW обыграли ситуацию с рециклингом - процесс, суть которого заключается в использовании при производстве новых ПТУР деталей, полученных в результате утилизации ракет с истёкшими сроками хранения.
Утилизация ракет, как правило, происходит по причинам, связанным либо с истечением срока их хранения, либо в связи с их моральным устареванием, бывает ещё утилизируют повреждённые ракеты, но это так - мелочи. Процесс этот обычно подразумевает разборку ракеты, переработку в нужные химические продукты взрывчатых веществ и порохов, сортировку металла к металлу, пластика к пластику, и продажу этих материалов сборщикам вторсырья. Доходы от подобных операций редко когда покрывают расходы, поэтому довольно часто с ними вообще предпочитают не связываться, и боеприпасы просто сжигают или уничтожают подрывом, так было со многими ракетами Stinger, Dragon и частью тех же TOW. Вопрос об утилизации ракет TOW не нов, и был поднят ещё двадцать лет назад, когда их производство шло полным ходом. Расчёты показывали, что к 2014 г. на складах должно было накопиться около 140000 тысяч ПТУР TOW с истёкшим сроком годности. Количество, превышающее то, что первоначально хотела приобрести армия США.
Менеджеры TOW сумели и эту ситуацию обыграть в свою пользу, занявшись рециклингом, суть которого свелась к тому, чтобы, во-первых, рационально распорядиться морально устаревшими, но ещё годными для запуска ракетами, а также деталями от старых ракет, прошедших демонтаж. Как показали расчёты, - 98% последних могли быть повторно использованы в производстве или выгодно утилизированы. Зачем уничтожать морально устаревшие варианты TOW, если они остаются пригодными к запуску? Гораздо выгоднее их переделать в практические боеприпасы, доля которых при каждом контракте, составляет до 15%. Суть переделки боевых ПТУР в практические, заключается в том, что боевая часть, снаряжённая взрывчатым веществом заменяется на инертную болванку. Начинка из БЧ перерабатывается во взрывчатое вещество, которое в последующем пригодно для использования в горных работах, а цветной металл оболочки, обтекателя и кумулятивной воронки становится ценным вторсырьём. В результате выигрывают все от экологов до военных. Первые, потому что не происходит загрязнения окружающей среды от подрывов и сжиганий, вторые от того, что получают практические ракеты по меньшей стоимости.
Использование в производстве новых ПТУР деталей от старых ракет (рециклинг), также оказалось весьма выгодным мероприятием. Дело в том, что в ракетах с истёкшим сроком хранения, остаётся масса элементов конструкции, не утративших своих характеристик и которые могут быть использованы в производстве новых ПТУР того же семейства в течение долгих лет. К ним относятся - транспортно-пусковые контейнеры (ТПК), стопора ракет, крылья, рули, поршни рулевых машинок, бобины с проводными линиями связи и т.д. Если стоимость производства нового ТПК обходится фирме Raytheon в 1500$, то после рециклинга, всего в 200$. Начало работ по рециклингу TOW приходится на 2003 г. К 25 марта 2004 г. на фирму Raytheon было отправлено 2708 ТПК, а впереди были новые заказы с объёмами закупок по 5000 ТПК/год. Для целей рециклинга TOW на базе армейских складов в Анистоне (Anniston) штат Алабама было создано специальное предприятие с мощностью переработки до 15000 ПТУР/год.
Проект TOW так раскручен, что рынок оказался перенасыщен этими ПТУР. Признаком этого стали и массовая утечка ПТРК во всякие сомнительные вооружённые формирования и попытки союзников США избавиться от излишков этих ракет. В качетсве примера тут можно вспомнить о продаже в 2015 г. канадцами почти всех своих ПТУР TOW 2 (около 2000 шт.) обратно в США. Эти ракеты в Канаде были признаны лишними, а их хранение излишне дорогим. Сумма сделки оценивалась в 100$ млн. Время ПТУР TOW подошло к концу. Ещё звучат оптимистичные прогнозы о её применении до середины текущего века, но это чистая реклама, рассчитанная на нынешних владельцев ПТУР. Старушка, конечно, ещё полетает и даже найдёт свои жертвы, однако ресурс её как современного оружия истёк. И дальность действия TOW, и скорость и массо-габаритные характеристики перестали устраивать специалистов ещё в ХХ в. и вряд ли устроят военных середины XXI в.
В данной статье речь шла о самой старой и массовой противотанковой ракете TOW, как об одном из наиболее успешных проектов в области противотанкового вооружения. Не выделяясь среди аналогов по характеристикам, этот комплекс усилиями менеджеров смог завоевать значительную часть рынка тяжёлых противотанковых ракет, принося доход своим производителям и стране происхождения в течение почти полувека. На протяжении этого времени производители комплекса постоянно искали и находили ходы для продления жизни этого, отнюдь, не выдающегося в инженерном отношении изделия. Среди обывателей часто бытует мнение, что лучшее оружие то, у которого лучше характеристики. Что ж, по логике так и должно быть. Однако история с TOW показывает, что ответ на этот вопрос не столь однозначен.
Известно немало примеров, когда какой-нибудь образец, неважно автомат, танк или самолёт, казавшийся идеальными для создателей, слабо показал себя на полях сражений, и не стал выгодным товаром. Как пример этого, можно назвать новое детище американского ВПК ПТУР Javelin. Комплекс не повторил успеха TOW, хотя история их появления во многом схожа - Javelin так же, как когда-то TOW стал первым серийным представителем ПТРК нового поколения, и так же, как в случае с TOW, на годы опередил конкурентов. Javelin, как и TOW, сразу испытали в бою - отправили в Ирак, где также стреляли из него во всё движимое и недвижимое имущество (в том числе в грузовики). И всё же, что-то с его сбытом не заладилось, и это при том, что после окончания «холодной войны» под влияние США перешла масса стран, кому можно было бы продать этот ПТРК. В чём тут причина? В высокой ли стоимости новой ракеты? Или в том, что потенциальные клиенты понимают - комплекс Javelin несильно лучше ПТРК прошлого поколения? Об этом можно только гадать. Одно можно сказать точно - счастливая судьба TOW вряд ли ждёт новый американский ПТРК. Появится ли снова на противотанковом небосклоне такой же лидер, как когда-то комплекс TOW? Время покажет.
автор статьи: Олег АГАФОНОВ
первоисточник: журнал «Оружие» 2017 г. №04
первоисточник: журнал «Оружие» 2017 г. №04