Вторая мировая
Поиск по сайту
Home
Армии мира
Вооружение
ПТУР TOW - «Старушка» с опасными наклонностями



ПТУР TOW - «Старушка» с опасными наклонностями


Страница 2 из 3
Во Вьетнаме их использование больше походило на браконьерскую охоту. Стрельба велась по всему, что имело хоть какую-то ценность. Иначе трудно объяснить наличие в списке поражённых целей, такие объекты, как грузовики, миномётные позиции, деревянные мостики, ценность которых по сравнению с целой самой ракеты ничтожна. В Ираке огонь из TOW иной раз выглядел вообще как развлечение. Подтверждением этому служит известная серия фотографий со стрельбой из TOW по дому, в котором, как утверждается, находились сыновья Саддама Хуссейна. Судя по снимкам, стояла отличная погода, до цели (дом с большими дверными и оконными проёмами) всего пару сотен метров - дистанция, вполне подходящая для ведения эффективной стрельбы из гранатомёта, малокалиберной пушки, крупнокалиберного пулемёта, которые своими поражающими элементами пронижут насквозь кирпичные стены этого здания. Но нет, подогнаны машины с ПТРК TOW. Вся пехота стоит рядом с ними в полный рост (ответного огня ведь нет), и наблюдает, что будет, когда ракета взорвётся внутри здания.
Практика использования ПТРК TOW в Сирии это, скорее диверсионные действия. Где-то среди зарослей кустарника или руин здания одиночный расчёт расположил свой комплекс и ожидает, когда что-нибудь появится в его прицеле. Однажды таким объёктом оказался автомобиль с российскими журналистами, по нему даже стрельнули, но, к счастью, промахнулись. Засадные действия, конечно, также признаются одним из эффективных способов уничтожения противника. В конце концов, главное - поражать бронированные цели, а как это делается - не столь важно, но всё-таки основная концепция использования TOW его заказчикам (армии США) виделась несколько иной. Вполне возможно, что проверку на классическое использование в составе организованной противотанковой обороны ПТРК TOW прошёл в Ирано-Иракской войне. Но что из этого вышло сказать нельзя в силу отсутствия достоверных сведений. Нет данных ни о выживаемости расчётов ПТРК TOW на поле боя, ни об эффективности их огня. Итак, характеристики ПТРК TOW не самые лучшие, метод наведения не отличается от аналогов, боевая эффективность, если и продемонстрирована, то пока только в «льготных» условиях, остаётся последняя причина распространённости этого оружия - успешное ведение бизнеса по продвижению комплекса на рынках сбыта. Что ж, это именно так!
Чтобы подчеркнуть успехи промоутеров ПТРК TOW, отметим, что начало этого проекта совсем не обещало им лёгкой победы. К началу 60-х гг. прошлого века, несмотря на достигнутые успехи в области ракетной техники, американцы так и не смогли создать конкурентоспособную противотанковую ракету первого поколения, при том, что на эту работу были потрачены огромные, даже по нынешним временам, средства - 47 млн долл. Как результат - в США пришлось принять на вооружение импортные ракеты SS-10, SS-11, ENTAC. Событие для такой сверхдержавы сродни пощёчине. Особенно потому, что дело это - производство ПТУР - весьма выгодное. Поэтому, когда в начале 60-х гг. началась разработка ПТУР второго поколения, в борьбу за противотанковый рынок включилось сразу несколько фирм. Игра имела смысл, поскольку (даже в случае простой замены ракет первого поколения в собственной армии), речь шла о выпуске десятков тысяч ПТУР, а это гарантированный доход в сотни миллионов долларов. В случае же завоевания внешних рынков счёт мог идти на миллиарды.
Основным соперником США в этом вопросе был вовсе не СССР. При существовавшем разделении мира, американцы могли рассчитывать на продажу оружия только в пределах зоны своего влияния, также как и советский ВПК. Пути Штатов и Союза в этом отношении практически не пересекались, за исключением совсем небольшого числа стран, которые для перестраховки осуществляли закупки вооружений по обе стороны идеологического фронта, но объём этого рынка был относительно невелик. Главными конкурентами США в противотанковом вопросе были ближайшие союзники, а именно - французская и немецкая компании Nord Aviation и Bolkow Entwicklungen KG. Названия этих фирм сегодня мало кому, и мало что говорит, а в 60-е гг. именно они были законодателями мод в области ПТУР. На момент начала разработки ПТРК второго поколения, французы с немцами обладали большим заделом проверенных решений, которые могли быть использованы и в новых ракетах. Среди них - технологии производства корпусов маршевых двигателей из алюминиевого сплава методами центробежного литья и штамповки, изготовление проводной линии связи с силовой частью из полимерных волокон, малогабаритные рулевые машинки, работающие по принципу отклонения вектора тяги. Причём это были не просто некие запатентованные идеи, а узлы и детали, прошедшие апробацию в серийном производстве, что позволяло, в случае их использования в новых ракетах, сэкономить массу времени и ресурсов.
Перспектива освоения европейцами рынка тяжёлых ПТУР также выглядела отлично. По сути, им предстояло заменить свои же ракеты SS-11 на образцы второго поколения. Причём сделать это в условиях, когда и продавец, и покупатель были хорошо осведомлены друг о друге и имели проверенную временем историю деловых отношений. Позиция очень сильная, однако и американцы, которые включились в конкурентную борьбу тоже были не лыком шиты. C их стороны за разработку нового противотанкового комплекса взялся ряд известных компаний, среди которых и будущий победитель - аэрокосмическая компания Hughes Aircraft Company (HAC). Фирма принадлежала легенде американского бизнеса Говарду Робарду Хьюзу (Howard Robard Hughes) - господину известному тем, что всё, за что он брался превращалось в доходное дело. И хотя в активе фирмы не было опыта разработки противотанковых ракет, за ней были значимые успехи в области создания не менее сложных управляемых ракет воздушного боя (семейство GAR Falcon).
Главным, на что сделала ставку эта американская компания в конкурентной борьбе, был принцип «кто первым встал того и тапки». Контракт с НАС на разработку, как с основным подрядчиком, был заключён в январе 1963 г. По первоначальному плану демонстрация ПТРК должна была состояться уже в мае 1964 г., а ограниченные поставки начаться в феврале 1967 г. Производство ракет предполагалось организовать под руководством фирмы HAC, на государственном предприятии в городе Тусон (Tucson) штат Аризона. Выдержать эти сроки не удалось, и всё же к декабрю 1964 г. было проведено 14 стрельб управляемыми ракетами, а уже в июне 1968 г. фирма HAC получила свой первый производственный контракт на поставку 5350 боевых ПТУР и 211 пусковых установок (ПУ) для них, не считая практических ракет, тренажёров и прочих аксессуаров. В 1970 г. были выделены средства на приобретение уже 10400 ракет, и 174 ПУ.
А что же европейские конкуренты, которые начали свои работы примерно в то же время, что и HAC? Разница во времени между появлением в войсках американского ПТРК TOW и его аналога - франко-германского ПТРК НОТ - составила почти восемь лет. Восемь лет! За это время НАС выпустила около 90000 ПТУР TOW. Они успели поучаствовать в двух крупных войнах, и были проданы в три десятка стран мира, в том числе и в одну из стран конкурентов - Германию (правда, в небольшом количестве). В результате именно ПТРК TOW, а вовсе не НОТ, пришёл на смену ПТРК SS-11. Из 36 стран, где ранее стояла на вооружении эта ракета, почти половина (17) решат заменить её на ПТУР TOW и только семь на ПТУР НОТ, среди которых четыре купят в довесок и TOW. Так за счёт умения быстро работать американцы обыграли своих конкурентов на их собственном поле. Хорошо сработанный НОТ тоже не стал убыточным предприятием, но валовый доход от его продаж получился заметно скромнее.
Быстрота появления ПТРК TOW на рынке стала главным его козырем. История международного распространения этого комплекса интересна тем, что в ней практически отсутствовала ограничительная фаза, когда страна-разработчик вводит запрет на экспорт данного вида вооружения из-за опаски его клонирования, раскрытия секретных технологий и т.п. Формально ограничения были, но только для виду, поскольку едва только появившись на полях сражений во Вьетнаме, TOW были захвачены в качестве трофеев и попали в СССР. Поэтому уже с 70-х гг. TOW предлагали всем, кто был готов платить за эту ракету деньги. Как пример, продажа ПТУР TOW антиамериканскому Ирану, - знаменитая сделка «Иран-контрас». Или переговоры администрации Рейгана о поставке улучшенной TOW (ITOW) в коммунистический Китай в 80-е гг. Такая маркетинговая политика понятна, ведь любая компания, создающая подобное оружие, априори рассчитывает на получение главных доходов не с внутреннего, а с внешнего рынка. Именно поэтому, сегодня экспорт как американских, так и европейских ПТУР в разы превосходит объём внутренних поставок. Рациональная экономика, получение максимальной доходности в этих проектах всегда играет первую роль, а вовсе не политические амбиции.
Обеспечить рынок сбыта ПТРК очень непросто - современные армии буквально нашпигованы средствами поражения брони. К маркетингу привлекают даже первых лиц государства. Как пример, сделка по продаже ПТРК MILAN в Ливию, с участием Президента Франции Саркози. Интересным было обоснование данной деловой операции - освобождение заложников-врачей. Хорошо, скажет читатель, бизнес есть бизнес, а как же конструирование ракеты, разве это не самая сложная стадия проекта? Работа эта, действительно, не простая, но всё же не считается самой проблемной. Гораздо большие трудности ложатся на плечи производственников. Как пример, срок, отпущенный в фирме НАС на разработку и выпуск лётного образца ПТУР TOW, годного для оценки её технических возможностей, определили всего в шесть месяцев, и разработчики успели в него уложиться. А вот дальнейшие работы, связанные с отработкой отдельных узлов и деталей, технологии производства, выстраивание техпроцесса и тому подобные неинтересные для широкой публики «мелочи», закончившиеся принятием комплекса на вооружение, потребовали почти семь лет, то есть, на них ушло почти в двадцать раз больше времени. И это при том, что шла настоящая гонка, направленная на скорейший выход ПТУР в свет.