Вторая мировая
Поиск по сайту
Home
Армии мира
Вооружение
ПТУР TOW - «Старушка» с опасными наклонностями



ПТУР TOW - «Старушка» с опасными наклонностями


Страница 1 из 3

В далёком 1972 г. они сообщали о его успехах в борьбе с бронетехникой Народной армией Вьетнама, годом позже о том, как из ПТРК TOW в ходе войны Судного дня подбили десятки арабских танков, а в 1982 г. появилась информация, что с помощью этой ПТУР были сожжены дебютировавшие на Ближнем Востоке советские танки Т-72. В 1986 г. ПТУР TOW оказались в центре скандала «Иран-контрас». В июле 2003 г. появились фото, как с их помощью уничтожают сыновей иракского диктатора Саддама Хусейна. Сегодня западные СМИ рассуждают об эффекте от применения этого ПТРК в Сирии, и говорят о перспективе дальнейшего его использования чуть ли не до середины XXI в. Недавно о ПТРК TOW заговорили и на центральных каналах российского телевидения. Причиной стала стрельба из него в Сирии по российскому вертолёту, а также по новейшему танку Т-90. Съёмки этих событий вызвали интерес у миллионов пользователей сети Интернет. Вертолёт от взрыва боевой части, которая даже в самом первом варианте содержала 2,5 кг октола (octol), разлетелся на куски, что естественно для машины, которую способна пробить и автоматная пуля, а вот танк выдержал удар, причём при выключенных системах активного противодействия ПТУР.
Сорок пять лет участия в вооружённых конфликтах. В чём причина столь долгой жизни TOW? В чём причина массовости? Что это, результат высокого полёта конструкторской мысли? Необыкновенная технология производства? А может, это просто случайность? Начнём с оценки совершенства ПТРК TOW, взяв за основу его базовый вариант с ПТУР BGM-71A. И здесь нас будет ждать первая неожиданность, данный комплекс оказывается отнюдь не лидером среди аналогов, причём проигрывая им по ряду весьма важных характеристик. При равных дальностях стрельбы в переносном варианте (3000 м) он почти в два раза тяжелее советского ПТРК «Конкурс». Если для переноски «Конкурса» требуется два человека (оператор и заряжающий), то для ПТРК TOW необходимо четверо, при этом двое из них будут просто носильщиками, не участвующими в ведении стрельбы. Нести TOW тяжело и неудобно, замеренная на дистанции в 3,2 км скорость передвижения расчёта TOW оказалась равна 2,1 км/ч. При таких темпах он — явная обуза для любого пешего воинского формирования.
Мало того, что ПТРК TOW тяжёл, он ещё и сам представляет собой достаточно крупную цель. Недостаток существенный, если учесть, что во всех армиях мира ПТРК относят к объектам, для поражения которых привлекаются все имеющиеся средства - от винтовок до армейской авиации. О том, насколько важна малая силуэтность комплекса, можно судить по истории с американским ПТРК M-47 (Dragon). Отказ от его производства был во многом предопределён тем, что операторы Dragon на поле боя представляли собой отличную мишень. Заключение специальной комиссии Конгресса США гласило: в полномасштабных боевых действиях имеет шанс уцелеть только один из трёх расчётов ПТРК Dragon. Вообще говоря, несколько странное отношение к судьбе оператора характерно для производителей всех трёх ныне известных пехотных американских ПТРК - TOW, Dragon, Javelin. Создаётся впечатление, что разработчиков меньше всего волновала его выживаемость на поле боя, главное, чтобы были созданы наилучшие условия для работы аппаратуры комплекса, а то, какую цену за это заплатит расчёт - дело второе.
Бойцам, ведущим огонь из ПТРК TOW и Javelin, в этом плане повезло несколько больше в сравнении с коллегами, коим предстояло обслуживать ПТРК Dragon и то лишь потому, что эти комплексы способны открывать огонь с более дальних дистанций и у их расчётов появляется больший шанс остаться не замеченными. Но ведь все образцы такого оружия рассчитаны и на применение с ближних дистанций (стрельба почти в упор). Это считалось одним из главных их преимуществ перед ПТУР первого поколения. Интересно, сколько операторов уцелеет в этом случае? Наводчик TOW в процессе поиска цели, производства выстрела и полёта ракеты всё время должен стоять перед комплексом на коленях или согнувшись в поясе, являя собой (даже без учёта самой установки), что-то среднее между мишенями №7 и №8 (поясная и ростовая фигуры), попасть в которые снайпер средней квалификации обязан с дистанции в 800 м. В отличие от расчёта TOW, расчёт советского ПТРК «Конкурс», на боевой позиции имеет низкий силуэт. Его оператор, как правило, находится в лежачем положении, и обнаружить, а тем более поразить, его гораздо труднее.
Маскировка переносного варианта ПТРК TOW - задача, равносильная по сложности с организацией укрытия для противотанковой пушки. При этом, если пушку можно «зарыть в землю» так, что ствол будет буквально стелиться по земле, то с TOW этот номер не пройдёт, согласно эксплуатационным требованиям, его пусковая труба должна находиться на высоте не менее 0,75 м над поверхностью земли. В возимом наземном варианте недостатки комплекса TOW как крупной цели, скрадываются большим профилем самого носителя, но «вылезают» другие проблемы. Его конкуренты - франко-германский ПТРК HOT и советский ПТРК «Конкурс» имеют и большую дальность стрельбы и меньшее время полёта на максимальную дальность. Мало того, у европейского конкурента будет и в почти два раза большая бронепробиваемость. Нижняя граница температурного диапазона боевого применения TOW самая «тёплая» среди конкурентов: для «Конкурса» это -50°С, для НОТ -40°С, для TOW -32°С. Это делает проблематичным его применение в районах с суровым климатом.
Не назовёшь шедевром ПТУР TOW и с инженерной точки зрения. Здесь он проигрывает своим конкурентам по массо-габаритным характеристикам целого ряда основных узлов и агрегатов. Соперники сумели их спроектировать и проще и легче. Например это относится к органам управления - у TOW они в два раза тяжелее, чем у «Конкурса», и в пять раз, чем у франко-германского ПТУР НОТ. Такая же картина наблюдается при сравнении гироскопов - самый тяжёлый у TOW. В американском комплексе есть элементы конструкции, без которых смогли обойтись конкуренты, создавая свои ПТРК. Один из них - ствол, по которому ракета ещё какое-то время движется после выхода из контейнера. Именно по этой штуковине чаще всего идентифицируют TOW на поле боя. Ствол имеет массу почти в 7 кг. Примерно столько весит противотанковая ракета двухкилометровой дальности, или штурмовая винтовка с полным боекомплектом (пять магазинов).
Так откуда взялся этот ствол? Оказывается - в результате несовершенства ещё одного элемента ракеты - стартового двигателя, разработанного известной фирмой Hercules Inc. Этот двигатель, будучи прекрасно спроектирован как конструкция, оказался неудачным как устройство, предназначенное для выброса ракеты из контейнера с заданной скоростью. При его работе не удалось обеспечить гарантированное сгорание порохового заряда в пределах длины пускового контейнера. И поэтому, чтобы обезопасить оператора от потока раскалённого газа, - пусковую установку пришлось дополнить стволом. Введение в конструкцию ствола, в свою очередь, потянуло за собой необходимость решения массы других проблем. Здесь и крепёж ствола к пусковой установке, и съёмная конструкция переднего фланца на контейнере ПТУР и устройство обрезки проводной линии связи.
Наличие последнего связано с тем, что ракета комплекса управляется по проводам. Тонкие и прочные омеднённые стальные жилы на протяжении всего полёта разматываются за ракетой и по ним передаются все команды управления. После вылета ракеты провода оказываются внутри ствола, мешая удалить стреляный контейнер и установить новый ПТУР. Их надо как-то обрезать, для этого разработали специальные пирокусачки, разместив их в углублениях переднего фланца транспортно-пускового контейнера (ТПК). К ним, в свою очередь, пришлось прокладывать внутри стенки ТПК плоские медные жилы, устанавливать разъёмы и так далее. В итоге пусковая труба ПТУР TOW стала стоить как подержанная малолитражка. И что толку в оригинальности конструкции пирокусачек (они выглядят как маленькие капсулы), если другим комплексам они попросту не нужны? На этом проблемы со стволом не кончились. Появились другие, связанные с балансировкой качающейся части ПТРК. После вылета ракеты, задняя часть лафета пусковой установки облегчается, как результат передняя «клюёт носом». На рукоятках управления оператора возникает момент, который стремится увести прицельную марку вниз, и если он не успевает отреагировать на это воздействие (а такое бывало неоднократно), ПТУР врезается в землю. Чтобы уменьшить этот эффект, ствол несколько раз укорачивали, но полностью избавиться от несбалансированности не удалось.
Уже изначально в ПТУР TOW оказался заложен ряд спорных конструкторских решений, которые если и нельзя однозначно назвать ошибочными, то, по крайней мере, можно констатировать, что конкуренты посчитали их нерациональными. Ракета в полёте стабилизирована по крену (то есть, не вращается). Реализует эту схему двухканальная система управления, следствием чего (в сравнении с одноканальной для вращающейся ракеты) становится более сложные гироскоп и массивные рулевые машинки. Спроси разработчиков, почему они так сделали? Ответят, наверное, что у не вращающейся ракеты выше точность наведения, но ведь и у вращающихся ракет она оказалась вполне достаточная. Возникает вопрос и по боевой части TOW, которая при массе в 3,6 кг имеет бронепробиваемость на 200 мм меньшую, чем у БЧ ПТРК MILAN с её массой в 2,7 кг. Конечно, мощности БЧ TOW при такой массе и калибре (127 мм) в 1970 г. с лихвой хватало для поражения любого танка, но факт остаётся фактом, по своему исполнению TOW - явно проигрывает своим конкурентам. Может быть, тогда ПТРК TOW имел какие-то особенности наведения ракеты, что делало его более привлекательным для потребителей, чем другие комплексы? Нет, ничего необычного в нём по сравнению с другими ПТРК не было. То же самое глазомерное определение дальности (по рискам на прицельной марке) и такое же требование удержания цели в перекрестии прицела в течение всего времени полёта ракеты.
Практика боевого применения ракеты TOW, чтобы не говорила реклама, также не позволяет судить о какой-то исключительности. Более того, нет примеров её использования в тех условиях, для которых она создавалась, то есть в условиях общевойскового боя, когда со стороны противника ведётся интенсивный огонь, направленный на подавление противотанковой обороны. Подобную проверку боем на сей день прошли очень немногие ПТРК - советская «Малютка» (ближневосточная война 1973 г.), вертолётный вариант ПТРК HOT, переносные ПТРК MILAN и 9М111 «Фагот» (ливанская война 1982 г.). У автора статьи была возможность представить, в каких условиях в этом случае воюют расчёты ПТРК, глядя на пробитые осколками и опалённые огнём ПТУР, доставленные с полей сражений Ближнего Востока. Отметины от снарядных осколков имелись даже на низкосилуэтных ПТРК MILAN, легко представить, что ожидало бы в таком бою ПТРК TOW, который возвышается над землёй, как мотоцикл с коляской. В подавляющем большинстве случаев боевое применение TOW осуществлялось в условиях практически полного отсутствия противодействия со стороны противника. Над пилотами вертолётов во Вьетнаме не проносились огненные трассы зенитных снарядов, наземные установки TOW не попадали под заградительный огонь артиллерии.