Вторая мировая
Поиск по сайту
Home
Армии мира
Вооружение
Боевые машины пехоты СССР



Боевые машины пехоты СССР


Страница 1 из 3

Необходимость в такой машине была обусловлена, в первую очередь, изменением тактики боевых действий сухопутных войск, в связи с появлением и возможным применением ядерного оружия. В условиях ракетно-ядерной войны пехота уже не могла выполнять свои функции старыми способами, как это было, например, в период Великой Отечественной войны. В новых условиях, кроме необходимости обеспечения защиты от поражающих факторов оружия массового поражения, резко возрастали темп наступления и глубина проведения операций, увеличивались поражающие возможности обычного оружия и дистанции ведения огня на поле боя, повышалась защищенность пехоты противника от огня стрелкового оружия. Поэтому успешные боевые действия пехоты были возможны только при обеспечении ее высокой подвижности, достаточно надежной защищенности от ядерного и стрелкового оружия и высокой эффективности огневого воздействия на противника.
Предстояло выработать концепцию БМП. то есть комплекс положений, определяющих назначение машины, выполняемые боевые задачи, место в боевом порядке и необходимое сочетание боевых свойств. БМП предназначалась для повышения защищенности, мобильности и огневой мощи мотострелковых подразделений в различных видах боя. Она рассматривалась, прежде всего, как наступательное оружие и типичным видом боевых действий предполагалось ведение боя непосредственно боевыми машинами. Спешивание десанта предусматривалось в отдельных случаях, например в городе, горной местности или в лесу. БМП могли также использоваться в обороне для обеспечения ее устойчивости.
В наступлении БМП предполагалось использовать в первом атакующем эшелоне во взаимодействии с другими средствами. При действии совместно с танками важнейшей функцией БМП являлось уничтожение массовых противотанковых средств пехоты и других танкоопасных объектов противника. Для решения этой задачи требовалась боевая машина, позволявшая пехоте двигаться на поле боя вместе с танками на одинаковой с ними скорости и вести бой, используя как оружие машины, так и стрелковое оружие десанта. При ведении боевых действий в условиях применения ядерного оружия, когда на поле боя остаются боеспособными, в основном, бронированные цели требовалась машина с противотанковым оружием и системой противоатомной защитыl.
Разработка БМП осуществлялась как с гусеничным, так и с колесным движителями. При этом предусматривалось колесные БМП обращать на укомплектование мотострелковых частей и соединений, имевших на вооружении колесные БТР, а гусеничные БМП - на укомплектование мотострелковых подразделений танковых частей. Исходя из разработанной в конце 50-х - начале 60-х гг. концепции и результатов проведенных научно-исследовательских работ, к БМП, кроме общеконструкторских, предъявлялись многочисленные специальные требования. Она должна была обеспечить поражение живой силы, огневых точек и легкобронированных машин противника, иметь возможность вести борьбу с его танками и вертолетами, обеспечить надежную защиту от стрелкового оружия и снарядов малокалиберных автоматических пушек, а также от радиоактивных и боевых отравляющих веществ, быть плавающей и авиатранспортабельной, обладать более высокой подвижностью, чем танки, с целью ее использования для выполнения задач разведки, охранения, связи и др.
В БМП должно было размещаться столько пехотинцев, сколько фактически могло вести боевые действия из машины. При этом требовалось обеспечить удобный, безопасный и быстрый выход из машины спешиваемой части боевого расчета в условиях огневого воздействия противника. В связи с тем, что БМП должна была быть массовой машиной, в ее конструкции и компоновке необходимо было учитывать ограничения, накладываемые возможностями заводов по выпуску машины выделенным объемом финансирования. Кроме того, БМП должна была стать базовой машиной для создания семейства специальных машин (разведывательных, ремонтных, санитарных, командно-штабных и др.). Поэтому первоначальное требование создавать БМП на базе существовавших машин примерно одинаковых по величине общей массы не было оправданным, тем более, если в качестве базы выбиралась машина, выпускаемая в небольшом количестве.
Исходя из предъявляемых требований, боевые свойства БМП оценивались степенью защиты от обычных средств поражения и оружия массового поражения, уровнем огневой мощи оружия машины и десанта, Характеристиками подвижности и численностью боевого расчета. Последняя оказывала существенное влияние на общую компоновку машины. Спешиваемую часть боевого расчета предполагалось иметь в составе 6-8 человек. Размещение в БМП боевого расчета в составе более численности стрелкового отделения превращало ее в транспортное средство, то есть в бронетранспортер. В этом случае часть стрелков не участвовала в боевых действиях, а при поражении БМП в бою приводило к выводу из строя большого числа людей. Нижний предел численности боевого расчета ограничивался необходимым, но нежелательным с экономической точки зрения увеличением общего числа выпускаемых заводами БМП.
По схеме общей компоновки предпочтение отдавалось БМП с расположением части боевого расчета в носовой части корпуса для ведения огня по ходу движения машины из стационарных пулеметных установок. Однако при этом затруднялось выполнении специальных требовании к БМП по обеспечению безопасного спешивания боевого расчета при огневом воздействии противника и сужалась возможность создания семейства машин на базе БМП. Расположение пехотинцев в кормовой части корпуса нe обеспечивало ведение огня из стрелкового оружия вперед по ходу машины. Утверждение о лучшей защищенности боевого расчета при кормовом расположении десантного отделения и переднем размещении агрегатов МТО, игравших роль защитного экрана, было справедливо только для неплаваюших машин. Переднее расположение МТО для плавающих машин неизбежно требовало уменьшения массы лобовых броневых листов корпуса и увеличения толщины кормовых броневых листов, чтобы выдержать дифферент на корму при плавании и обеспечить более равномерную нагрузку на опорную поверхность гусениц при движении на суше. Кроме того, при применении водометов привод непосредственного действия к ним получался достаточно громоздким.
В соответствии с требованиями, предъявляемыми к огневой мощи БМП, в качестве вариантов стационарного оружия машины исследовались артиллерийские орудия для стрельбы неуправляемыми активно-реактивными снарядами калибра 57, 73, и 76 мм и автоматические пушки калибра 30, 37 и 45 мм. В БМП предусматривалась установка одного или нескольких 7,62-мм пулеметов, а в качестве дополнительного оружия -пусковая установка с 4-6 ПТУР для поражения танков противника. Орудие для стрельбы НУРС превосходило автоматическую пушку по осколочно-фугасному действию снарядов, поэтому оно могло уничтожить огневые точки противника в укрытиях легкого типа и городских строениях. Автоматическая пушка могла подавить эти огневые точки, но не уничтожить их. Кроме того, орудие могло поражать танки снарядами с кумулятивной бoeвой частью, в том числе и на расстоянии до 400 .м, которое являлось «мертвой» зоной при стрельбе ПТУР.
Однако орудие уступало автоматической пушке в возможности ведения борьбы с низколетящими вepтoлeтaми и самолетами противника, а также в способности поражения многочисленных мелких танкоопасных целей из-за ограниченного боекомплекта и значительно меньшей эффективной дальности стрельбы. Разработка БМП велась в то время, когда еще не было установившихся взглядов на способы их боевого применения, поэтому предпочтение было отдано 73-мм гладкоствольному орудию и почти все опытные образцы БМП, созданные в первом послевоенном периоде, имели одинаковое основное оружие.
Требование обеспечения плавучести и авиатранспортабельности машины исключало применение противоснарядной броневой защиты и затрудняло достижение необходимого уровня защиты от проникающей радиации, равного аналогичной защите танков для обеспечения взаимодействия с ними на поле боя. Предусматривалась защита боевого расчета и оборудования БМП от пуль крупнокалиберных пулеметов. Для обеспечения защиты от ОМП предусматривалось усиление жесткости корпуса, герметизация машины, установка фильтр-вентиляционной установки и противорадиационных материалов (подбоя). Обеспечить зашиту от ОМП было сложнее, чем в танках, так как размещениe боевого расчета БМП требовало большего объема. Для выполнения требований по обеспечению высокой подвижности БМП исследовалась возможность применения следующих типов движителей: гусеничного, гусеничного-колесного, колесно-гусеничного и колесного.
БМП с колесным движителем по сравнению с гусеничной машиной имела более высокие скорости и запас хода, а также больший срок работы движителя при движении по дорогам с твердым покрытием. В конструкции шасси колесной БМП имелась возможность использовать агрегаты и узлы, выпускаемые заводами автомобильной промышленности. В то же время она имела ниже проходимость пo грунтам со слабой несущей способностью, маневренность и ходкость при движении на плаву без специального водоходного движителя. Использование колесного движителя затрудняло переднее размещение десанта из-за сужения корпуса, связанного с наличием передних управляемых колес. Кроме того, колесный движитель был более чувствителен к воздействию светового излучения ядерного взрыва, напалма, пуль и осколков, а привод ко всем ведущим колесам был достаточно сложным.
Попытка объединения положительных качеств обоих движителей была реализована при разработке колесно-гусеничной и гусенично-колесной БМП. В первом случае движитель оказывался тяжелее как колесного, так и гусеничного движителя, во втором случае было практически невозможно осуществить переднее расположение МТО. Применение гусеничного движителя упрощало компоновку и конструкцию БМП. При разработке БМП исследовалась целесообразность применения механических трансмиссий с двухвальной коробкой передач, бортовыми планетарными коробками передач, двухпоточными механизмами передач и поворота, а также гидромеханических трансмиссий. Для гусеничных БМП предусматривалось использование дизеля УТД-20. На первоначальном этапе разработки БМП допускалось применение дизелей 8Д6 и ЯМЗ-238, не исключалось использование газотурбинного двигателя.