Вторая мировая
Поиск по сайту
Home
Армии мира
Вооружение
Основные направления развития послевоенной бронетехники в СССР



Основные направления развития послевоенной бронетехники в СССР


Страница 3 из 3
Первым серийным послевоенным тяжелым танком, разработка которого началась еще в годы войны на ЧКЗ, был танк ИС-4. Основной целью при создании этой машины являлось обеспечение падежной защиты танка от снарядов немецкой 88-мм длинноствольной танковой пушки на эффективной дальности стрельбы. Усиление броневой защиты было достигнуто за счет увеличения толщины брони корпуса и башни танка. В конце 40-х гг. наибольший калибр пушки, состоявшей на вооружении американских танков, был равен 90 мм, британских танков - 83,8 мм. В результате ни один снаряд зарубежной танковой пушки калибром до 90 мм включительно не пробивал лобовую и бортовую броню танка ИС-4 с дальности 1000 м.
Однако увеличение толщины брони привело к росту боевой массы танка ИС-4 до 60 т и среди серийных отечественных танков он продолжает оставаться рекордсменом по величине боевой массы машины. Отсутствие в первые годы после окончания Великой Отечественной войны надежного танкового двигателя мощностью свыше 552 кВт (750 л.с.) обусловило низкую удельную мошность танка (9,2 кВт/т (12,5 л.с./т). Подвижность тяжелого танка конструкторы пытались повысить за счет использования планетарного механизма поворота типа «ЗК», наиболее экономичного среди других известных типов механизма поворота. Для улучшения проходимости танка было увеличено до 7 число опорных катков со стороны каждого борта танка. В целом, несмотря на подавляющее превосходство над зарубежными танками по уровню броневой защиты, в конструкции танка ИС-4 не удалось добиться надежной работы ряда узлов и агрегатов. В 1950 г. по причине несоответствия показателей надежности и подвижности танка возросшим предъявляемым к ним требованиям, а также из-за большой величины боевой массы танка его производство было прекращено.
В 1946-1948 гг. в конструкторском бюро под руководством главного конструктора Ж.Я. Котина были проведены работы по созданию тяжелого танка, в котором были бы реализованы все самые последние достижения науки и техники в области танкостроения не только в нашей стране, но и за рубежом. Разработанные образцы опытного танка, получившего марку ИС-7, открыли новый этан в истории развития советских тяжелых танков. В этом танке практически не было агрегатов, узлов и механизмов, применявшихся в ранее выпущенных машинах. Все конструкции агрегатов были оригинальными и многие новые технические решения были реализованы в последующих образцах тяжелых танков. Стремление создать неуязвимый на поле боя танк, используя прежние конструкторские способы разработки танка, привело к росту боевой массы машины до 68 т при первоначально заданной массе до 65 т. Опытный танк ИС-7 является самым тяжелым отечественным танком XX века. Большая величина боевой массы машины послужила причиной прекращения работ над танком ИС-7 и начала разработки с 1949 г. нового тяжелого танка массой до 50 т, получившего первоначально обозначение ИС-8, а в 1953 г. - марку Т-10.
В конце 40-х гг. в связи с возвращением из Челябинска в Ленинград части эвакуированных во время войны работников конструкторского бюро Кировского завода в этих городах образовались два самостоятельных конструкторских бюро по разработке тяжелых танков. В Ленинграде имелись значительные конструкторские силы, но существовало небольшое танковое производство, восстановленное после снятия блокады города во время войны. В Челябинске сохранялось отлично налаженное серийное танковое производство и существенно ослабленное после отъезда основного костяка конструкторское бюро.
Тяжелый танк Т-10 было решено проектировать совместными усилиями конструкторского бюро Челябинского Кировско-
го завода и созданного в 1949 г. в Ленинграде Всесоюзного научно-исследовательского института ВНИИ-100 (впоследствии ВНИИТрансмаш). Танк создавался под технологию крупносерийного производства Челябинского Кировского завода. Главным конструктором Челябинского Кировского завода вместо Н.Л. Духова в 1947 г. был назначен М.Ф. Балжи, один из разработчиков тяжелых танков ИС-3 и ИС-4. Первым директором ВНИИ-100 был назначен Ж.Я. Котин, на которого возлагалось общее руководство проектными работами по танку Т-10. Непосредственным руководителем работ был назначен заместитель главного конструктора А.С. Ермолаев, который во главе группы ленинградских конструкторов был командирован в Челябинск для разработки чертежно-конструкторской документации танка. Широкое использование отдельных конструктивно и технологически отработанных узлов и агрегатов вместе с доработанной компоновкой танка позволили сократить сроки его создания. Танк стал серийно производиться на Челябинском Кировском заводе с 1953 г., а его модернизированный вариант - танк Т-10М - с 1958 г. В этом же году выпуск тяжелых танков T-10M был также организован на Ленинградском Кировском заводе.
го завода и созданного в 1949 г. в Ленинграде Всесоюзного научно-исследовательского института ВНИИ-100 (впоследствии ВНИИТрансмаш). Танк создавался под технологию крупносерийного производства Челябинского Кировского завода. Главным конструктором Челябинского Кировского завода вместо Н.Л. Духова в 1947 г. был назначен М.Ф. Балжи, один из разработчиков тяжелых танков ИС-3 и ИС-4. Первым директором ВНИИ-100 был назначен Ж.Я. Котин, на которого возлагалось общее руководство проектными работами по танку Т-10. Непосредственным руководителем работ был назначен заместитель главного конструктора А.С. Ермолаев, который во главе группы ленинградских конструкторов был командирован в Челябинск для разработки чертежно-конструкторской документации танка. Широкое использование отдельных конструктивно и технологически отработанных узлов и агрегатов вместе с доработанной компоновкой танка позволили сократить сроки его создания. Танк стал серийно производиться на Челябинском Кировском заводе с 1953 г., а его модернизированный вариант - танк Т-10М - с 1958 г. В этом же году выпуск тяжелых танков T-10M был также организован на Ленинградском Кировском заводе.
За рубежом в послевоенные годы тяжелые ганки собственной разработки находились на вооружении только в армиях США (М103, 1956 г.) и Великобритании («Конкэрор», 1954 г.). Оба танка уступали танку Т-10М по основным боевым свойствам. Зарубежные танки были тяжелее и выше отечественного танка, имели вдвое меньший запас хода по топливу, низкую ма-
ксимальную скорость и были оснащены карбюраторными двигателями. Эти танки не имели системы ПАЗ и не были приспособлены для преодоления водных преград по дну. В отличие от танка Т-10М с двухплоскостным стабилизатором оружия на британском танке устанавливался стабилизатор оружия только в вертикальной плоскости, а на американском танке он вообще отсутствовал. Советский танк несколько уступал им по броневой защите носовой части корпуса, но превосходил оба иностранных танка по подвижности. В целом, танк Т-10М удовлетворял основным тактико-техническим требованиям, которые предъявлялись к тяжелым танкам того времени.
ксимальную скорость и были оснащены карбюраторными двигателями. Эти танки не имели системы ПАЗ и не были приспособлены для преодоления водных преград по дну. В отличие от танка Т-10М с двухплоскостным стабилизатором оружия на британском танке устанавливался стабилизатор оружия только в вертикальной плоскости, а на американском танке он вообще отсутствовал. Советский танк несколько уступал им по броневой защите носовой части корпуса, но превосходил оба иностранных танка по подвижности. В целом, танк Т-10М удовлетворял основным тактико-техническим требованиям, которые предъявлялись к тяжелым танкам того времени.
Дальнейшая работа отечественных конструкторских бюро по совершенствованию тяжелых танков с артиллерийским вооружением привела к созданию нового поколения машин этого класса. В Ленинграде были изготовлены опытные танки «Объект 277» (ЛКЗ) и «Объект 279» (ВНИИ-100), в Челябинске - «Объект 770» (ЧТЗ). На этих танках устанавливалась 130-мм нарезная пушка с двухплоскостным стабилизатором, механизмом заряжания и устройством продувки канала ствола сжатым воздухом после выстрела. Впервые в отечественном танкостроении для тяжелых танков были созданы оригинальные конструкции механизма поворота башни с аксиально-поршневой гидрообъемной передачей, гидромеханических трансмиссии, пневматической, гидравлической и гидропневматической подвесок, штурвала механика-водителя, а также выполнено объединение двигателя и трансмиссии в силовой блок. По основным боевым и техническим характеристикам опытные танки намного превосходили серийный танк Т-10М, а за рубежом танков с подобными характеристиками в то время вообще не было. Советские тяжелые танки, созданные в первом послевоенном периоде, не экспортировались.
Анализ развития отечественных танков в первом послевоенном периоде показывает, что:
- Советский Союз имел самый многочисленный в мире танковый парк, оснащенный современными танками всех типов, необходимость которых в условиях возможного применения ядерного и противотанкового управляемого оружия была научно обоснована. Выпуск танков в СССР значительно превышал выпуск танков в любой зарубежной стране. Серийное производство танков было организовано на шести заводах промышленности;
- сохранилась классификация танков по типам в зависимости от величины боевой массы машины. Основу танкового парка по-прежнему составляли средние танки. Начался выпуск легкого танка для решения специальных задач, на базе которого было создано семейство плавающих гусеничных машин. В начале 60-х гг. решением правительства были прекращены производство и НИОКР по совершенствованию тяжелых танков и развернуты работы по созданию основного танка на базе среднего танка;
- все танки, принятые на вооружение до конца 1966 г., имели классическую схему общей компоновки с продольным или поперечным расположением танкового дизеля, ствольное артиллерийское орудие в качестве основного оружия и монолитную броневую защиту.
- на заводах Министерства транспортного машиностроения и танкоремонтных заводах Министерства обороны были проведены мероприятия по усовершенствованию средних и тяжелых танков периода Великой Отечественной войны за счет установки в них новых или более совершенных агрегатов, узлов и систем послевоенных танков;
- на вооружении Советской Армии состояли танки только отечественного производства. Танки, поставленные в СССР по ленд-лизу во время Великой Отечественной войны, были выведены из состава танковых частей и соединений. Впервые в Советском Союзе были произведены крупномасштабные экспортные поставки послевоенных средних и легких танков;
- основные теоретические и экспериментальные исследования в области создания и боевого применения танков проводились, главным образом, в Военной академии бронетанковых войск, во ВНИИ-100 (ВНИИТрансмаш), на НИИБТ полигоне, а также в некоторых научных и конструкторских организациях.
- Советский Союз имел самый многочисленный в мире танковый парк, оснащенный современными танками всех типов, необходимость которых в условиях возможного применения ядерного и противотанкового управляемого оружия была научно обоснована. Выпуск танков в СССР значительно превышал выпуск танков в любой зарубежной стране. Серийное производство танков было организовано на шести заводах промышленности;
- сохранилась классификация танков по типам в зависимости от величины боевой массы машины. Основу танкового парка по-прежнему составляли средние танки. Начался выпуск легкого танка для решения специальных задач, на базе которого было создано семейство плавающих гусеничных машин. В начале 60-х гг. решением правительства были прекращены производство и НИОКР по совершенствованию тяжелых танков и развернуты работы по созданию основного танка на базе среднего танка;
- все танки, принятые на вооружение до конца 1966 г., имели классическую схему общей компоновки с продольным или поперечным расположением танкового дизеля, ствольное артиллерийское орудие в качестве основного оружия и монолитную броневую защиту.
- на заводах Министерства транспортного машиностроения и танкоремонтных заводах Министерства обороны были проведены мероприятия по усовершенствованию средних и тяжелых танков периода Великой Отечественной войны за счет установки в них новых или более совершенных агрегатов, узлов и систем послевоенных танков;
- на вооружении Советской Армии состояли танки только отечественного производства. Танки, поставленные в СССР по ленд-лизу во время Великой Отечественной войны, были выведены из состава танковых частей и соединений. Впервые в Советском Союзе были произведены крупномасштабные экспортные поставки послевоенных средних и легких танков;
- основные теоретические и экспериментальные исследования в области создания и боевого применения танков проводились, главным образом, в Военной академии бронетанковых войск, во ВНИИ-100 (ВНИИТрансмаш), на НИИБТ полигоне, а также в некоторых научных и конструкторских организациях.
При создании средних и тяжелых танков получило дальнейшее развитие оптимальное сочетание боевых свойств для каждого типа танков. Особое внимание уделялось повышению надежности работы узлов, агрегатов и систем танка, упрощению их технического обслуживания и ремонта в полевых условиях. В первом послевоенном периоде отечественные серийные и опытные танки по основным боевым свойствам, как правило, превосходили однотипные зарубежные танки. Обеспечение превосходства отечественных танков предопределяло необходимость использования последних достижений науки и техники при создании всех типов танков - легких, средних и тяжелых.
В начале 60-х гг. на основе проведенного анализа состояния отечественного и зарубежного танкостроения были определены ближайший и последующий этапы дальнейшего развития советских танков. На первом этапе перспективной считалась классическая схема общей компоновки танка с размещением экипажа из трех человек (механик-водитель - в корпусе, остальные - в башне); с установкой гладкоствольной пушки, оснащенной механизмом заряжания; с применением многотопливного двигателя. На втором этапе перспективной считалась компоновочная схема с экипажем из двух человек, размещенных в корпусе, с ракетным оружием, механизмом заряжания, газотурбинным двигателем и усиленной противоатомной и противокумулятивной защитой.
На первом этапе для сохранения высокого технического уровня танков, наряду с совершенствованием узлов, агрегатов и систем серийных и опытных танков, необходимо было разработать и внедрить более мощную 125-мм гладкоствольную или 122-мм нарезную пушку, радиолокационный или лазерный дальномер, танковый баллистический вычислитель, сгорающую гильзу для унитарных и раздельных выстрелов, навигационную аппаратуру, систему электроснабжения на переменном токе, броневые и противорадиационные материалы, узлы и детали из титана, легких сплавов и пластмасс, а также противокумулятивные экраны, высокотемпературное охлаждение двигателей, воздухоочистители, не требовавшие обслуживания при эксплуатации, многотопливные двигатели, гидромеханические трансмиссии, гусеницы с РМШ, гидроамортизаторы с эффективными характеристиками.
На втором этапе предполагалось разработать танковые многоцелевые управляемые ракеты, полную автоматизацию и дистанционное управление оружием и силовой установкой, телевизионную аппаратуру прицеливания, наблюдения и вождения, танковую газотурбинную силовую установку, гидрообъемные передачи, ленточные гусеницы, а также подводные крылья для плавающих танков. Кроме того, предусматривалось исследование возможности применения на танках роторного двигателя, топливных элементов, средств активной и динамической защиты, а также системы подрессоривания с управляемой характеристикой. С середины 60-х гг. советские танкостроители приступили к реализации перечисленных мероприятий первого этапа развития танков.