Вторая мировая
Поиск по сайту
Home
Армии мира
Вооружение
Основные направления развития послевоенной бронетехники в СССР



Основные направления развития послевоенной бронетехники в СССР


Страница 2 из 3
В годы Великой Отечественной войны выявилась острая необходимость в танковой навигационной аппаратуре, особенно для командирских танков, командно-штабных и разведывательных машин. В результате проведенных после войны исследований в этом направлении на указанных машинах появилась навигационная аппаратура «Янтарь - Трасса», а в конце 50-х гг. - более совершенная танковая аппаратура ТНА-2 «Сетка». В первые послевоенные годы для определения направлений дальнейшего развития отечественного танкостроения необходимо было решить два принципиальных вопроса: какой тип танка - легкий или средний должен был составлять основу танкового парка Советской Армии, а следовательно, какому боевому свойству нужно было отдать предпочтение - подвижности или защищенности. и какое должно быть нa танке основное оружие - пушечное, ракетное или комбинированное? Единого мнения по этим вопросам не существовало ни у нас, ни за рубежом.
Сторонники легких танков утверждали, что поскольку ПТУР были способны пробить монолитную броневую преграду любой толщины, какую реально можно было иметь на танках, то не имело смысла создавать танки с мощной броней. Они также считали, что при использовании ядерного оружия главной задачей сухопутных войск будет захват местности, для чего достаточно иметь только авиатранспортабельные легкие танки с противопульной броневой защитой. Однако они не учитывали, что на поле боя танку придется действовать не только против ПТУР, но и против других многочисленных огневых средств.
Проведенные в начале 50-х гг. испытания показали, что тяжелые и средние танки с мощной броневой защитой лучше легких бронированных машин могли противостоять ударной волне ядерного взрыва и преодолевать радиоактивно зараженные участки местности, а также более эффективно воздействовать на противника своей огневой мощью. В дальнейшем оказалось, что ни тяжелые, ни легкие танки не стали основой танкового парка нашей армии. Этот вопрос был решен в пользу средних танков.
В начале 60-х высшим советским руководством было принято решение о снятии с производства тяжелых танков и прекращении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с разработкой тяжелых танков. На принятие этого решения повлияло успешное развитие средних танков, которые но огневой мощи и уровню броневой защиты приблизились к тяжелым танкам. Было решено использовать технические достижения в разработке тяжелых и средних танков для создания основного (универсального) танка. Положительной стороной решения о сокращении числа различных типов танков было значительное в масштабах страны снижение затрат и упрощение организации массового производства танков, иx ремонта и эксплуатации, снабжения запасными частями и обучения личного состава.
Не получили дальнейшего развития и легкие танки, функции которых в середине 60-х гг. было решено возложить на БМП и машины, создаваемые на ее базе. Несмотря нa удачные разработки опытных легких танков, выполненных в металле, принятый на вооружение в 1952 г. легкий плавающий танк ПТ-76 так и остался в истopии отечественного танкостроения единственным серийным послевоенным представителем этого класса танков в двадцатом веке. Учитывая что в Советской Армии находилось большое количество танков. принятых на вооружение еще в годы Великой Отечественной войны (Т-34-85, Т-44. ИС-2 и ИС-3), в 50-х гг. были проведены мероприятия по усовершенствованию конструкции средних и тяжелых танков. Эти мероприятия позволили продлить жизненный цикл танков ценой сравнительно небольших затрат на замену устаревших конструкций более совершенными агрегатами и узлами, находящимися в производстве, а также за счет применения новых материалов и технологий.
Основным направлением усовершенствования танков являлось повышение их огневой мощи, защищенности, подвижности, а также надежности работы узлов, агрегатов и систем силовой установки. Как и в годы войны, наиболее распространенными мероприятиями по усовершенствованию танков были те, которые способствовали увеличению огневой мощи. Они включали повышение могущества действия снарядов по цели, улучшение СУО, оснащение более совершенными приборами стрельбы и наблюдения. Мероприятия по усилению защищенности танков сводились, как правило, к установке более совершенной системы ППО и внедрению новых средств маскировки, поскольку изменение существовавших конструкций броневых корпусов и башен являлось очень сложным и дорогим мероприятием и поэтому не проводилось. В области повышения подвижности при усовершенствовании танков основные усилия были сосредоточены на применении конструкций агрегатов и узлов силовой установки, трансмиссии и ходовой части, установленных на машинах более поздних марок.
Разработку танков первого послевоенного поколения осуществляли конструкторские бюро Челябинского Кировского и Ленинградского Кировского заводов, заводов №183 в Нижнем Тагиле, №75 в Харькове, №174 в Омске, №112 в Горьком и Волгоградского тракторного завода. На ЛКЗ были организованы Особое конструкторское бюро по тяжелым танкам под руководством Ж.Я. Котина и специальное конструкторское бюро по газовым турбинам во главе с ГА. Оглоблиным. Разработкой тяжелых танков на ЧКЗ занималось специальное конструкторское бюро, которое возглавляли Н.Л. Духов, М.Ф. Балжи и П.П. Исаков. На заводе имелись специальное конструкторское бюро по моторному производству, которое возглавлял И.Я. Трашутин, и опытно-конструкторское бюро по управляемым реактивным снарядам во главе с Архангельским. Создание средних танков было поручено: на заводе №75 - специальному конструкторскому бюро по гусеничным машинам, которым руководил А.А. Морозов, на заводе №183 - специальному конструкторскому бюро по средним танкам во главе с Л.Н. Карцевым и на заводе №174 - отделу главного конструктора по танкам и артсамоходам, который возглавлял А.Е. Сулин. На заводе №75, кроме специального конструкторского бюро, были организованы конструкторские бюро по танковым огнеметам (главный конструктор Ф.А. Мостовой), по танковым двигателям (главный конструктор А.Д. Чаромский) и по тяжелым артиллерийским тягачам (главный конструктор А.И. Автономов). Первоначально легкий танк разрабатывался на заводе № 112 («Красное Сормово») в Горьком (и.о. главного конструктора А. Окунев). В связи с тем, что изготовленный заводом образец плавающего танка не соответствовал утвержденному заданию Постановлением СМ СССР от 15 августа 1949 г. эта работа была передана в Челябинск на Опытный завод №100. Разработка плавающего танка была поручена главному конструктору Ж.Я. Котину. Серийное производство легкого танка было организовано на СТЗ. Дальнейшая разработка легких танков велась конструкторским бюро этого завода под руководством главного конструктора И.В. Гавалова.
В период восстановления народного хозяйства, разрушенного во время Великой Отечественной войны, вновь вступили в строй действующих танковые производства заводов в Ленинграде, Харькове и Сталинграде, Несмотря на усложнение конструкции танков, технология их изготовления в этот период не претерпела существенных изменений по сравнению с технологией, применявшейся на заводах на завершающем этапе войны. В нервом послевоенном периоде серийное производство средних танков осуществляли три завода: №183 (Уралвагонзавод) в Нижнем Тагиле, №174 (завод транспортного машиностроения им. Октябрьской революции) в Омске и №75 (завод транспортного машиностроения им. В.А. Малышева) в Харькове. Тяжелые танки выпускали Ленинградский Кировский и Челябинский Кировский (с 1958 г. - тракторный) заводы, а легкие танки - Сталинградский (с 1961 г. - Волгоградский) тракторный завод. За первые два послевоенных десятилетия в Советском Союзе было произведено свыше 45 000 танков различных типов. Такое большое число выпущенных машин было связано с существовавшими в то время взглядами руководства страны на необходимость увеличения в мирное время количества обычных средств вооруженной борьбы в связи с возможностью развязывания ядерной войны. В случае нанесения ядерных ударов по промышленным центрам нашей страны и вывода их из строя резко возрастало значение заблаговременно изготовленного оружия, в первую очередь танков, как наиболее приспособленных к ведению боевых действий в этих условиях.
В начале 50-х гг. в КБ Челябинского Кировского завода совместно с конструкторами ВНИИ-100 под общим руководством Ж.Я. Котина был разработан плавающий легкий танк ПТ-76, который затем был испытан, принят на вооружение и серийно выпускался на ВгТЗ. В 1958 г. танк был модернизирован и ему была присвоена марка ПТ-76Б. За рубежом легкие танки первого послевоенного поколения выпускались в США (М41А2 «Уоркер Бульдог«, 1953 г.) и во Франции (АМХ-13 «Тюренн», 1951 г.). По основным боевым свойствам танк ПТ-76Б уступал этим зарубежным танкам из-за более низких баллистических данных пушки при практически одинаковом калибре, меньшей толщине лобовой брони корпуса и башни и меньшей величине максимальной скорости. Однако оба зарубежных танка не были плавающими и имели низкую проходимость по грунтам с низкой несущей способностью и снежному покрову. Кроме того, в отличие от отечественного танка на них устанавливались карбюраторные двигатели и отсутствовали стабилизатор основного оружия и система противоатомной защиты.
На опытных легких танках «Объект 906», «Объект 906Б» и «Объект 911Б» исследовались и испытывались: 85-мм нарезная пушка и пусковая установка для стрельбы ПТУР и НУPC, механизм заряжания пушки, размещение механика-водителя во вращающейся башне, броневая защита корпуса из алюминиевого сплава, двухпоточный механизм передач и поворота, регулируемая пневматическая подвеска и гидравлический механизм натяжения гусениц. Средние танки, составлявшие основу бронетанковых (танковых) войск в первом послевоенном периоде находились на вооружении танковых подразделений, частей и соединений. В их составе средние танки предназначались для прорыва в высоких темпах обороны противника и стремительного развития наступления в глубину, а также для нанесения контрударов (проведения контратак) и усиления устойчивости и активности обороны.
Средние танки первого послевоенного поколения Т-54, Т-55 и Т-62 явились развитием среднего танка Т-44, разработанного в конструкторском бюро завода № 183 в Нижнем Тагиле и поставленного на серийное производство на заводе №75 в Харькове в 1944 г. Их развитие шло эволюционным путем, однако в конце рассматриваемого периода произошло резкое повышение боевых и технических характеристик средних танков. Танк «Объект 432» при боевой массе 34 т по зашищенности лобовой части башни превосходил броневую зашиту тяжелого танка Т-10М, имел более высокие показатели подвижности и практически одинаковую с ним огневую мощь. С появлением среднего танка с такими высокими боевыми и техническими характеристиками было решено перейти к созданию единого (универсального) танка, сочетавшего достоинства среднего и тяжелого танков. Таким танком стал танк Т-64А, явившийся первенцем второго послевоенного поколения танков.
Опытный советский танк «Объект 434», являвшийся предшественником танка Т-64А, выгодно отличался от зарубежных танков наличием 125-мм гладкоствольной пушки с механизмом заряжания, комбинированной броневой защиты корпуса и башни и автоматической системой противоатомной защиты, встроенным бульдозерным оборудованием для самоокапывания. Короткий по времени, но важный с технической точки зрения путь в развитии послевоенного отечественного танкостроения прошли тяжелые танки. Они состояли на вооружении тяжелых танковых дивизий, организационно входивших в состав танковых армии. Основным предназначением тяжелой танковой дивизии являлась борьба с танковыми группировками противника во всех видах боя. Тяжелая танковая дивизия могла придаваться и общевойсковой армии для прорыва подготовленной обороны противника в условиях его надежного подавления ядерным оружием.