Вторая мировая
Поиск по сайту
Home
Армии мира
Вооружение
Отечественные бронированные машины 1916-1965



Отечественные бронированные машины 1916-1965


Страница 1 из 2

Самым многочисленным видом Вооруженных Сил СССР в нервом послевоенном периоде были Сухопутные войска. В их состав входили стрелковые, бронетанковые и механизированные войска, артиллерия и специальные войска - инженерные, химические, автомобильные, дорожные и др. Эти войска на протяжении всего периода оснащались новыми образцами вооружения и военной техники. Главной ударной силой Сухопутных войск являлись танковые войска, поскольку танки по-прежнему являлись самым эффективным средством ведения боевых действий в современной войне. Эксплуатации, совершенствованию конструкций и организации крупносерийного производства танков уделялось особое внимание. В первые два послевоенных десятилетия Советский Союз имел самый многочисленный в мире танковый парк, а танки первого послевоенного поколения Т-54, Т-55, Т-62 и Т-10, показанные во время военных парадов на Красной площади в Москве, по признанию иностранных специалистов являлись эталоном для развития зарубежных танков. Одновременно с развитием танков шло создание отечественных бронированных машин других родов войск. С появлением ядерного оружия число бронированных машин возросло.
На развитие отечественных бронированных машин влияли многие факторы, из которых наиболее важными! были военная доктрина и экономическая мошь государства, достижения науки и уровень научно-исследовательской и производственной базы, методы и способы боевого применения на различных театрах военных действий, а также состояние и развитие родов войск. Первый послевоенный период (1946-1965 гг.) в истории развития отечественных бронированных машин имел следующие характерные особенности:
- разработка новых образцов бронированных машин велась с учетом опыта Великой Отечественной войны, результатов войсковых учений, испытаний оружия массового поражения, а также на основе анализа достижений отечественной науки и техники, возможностей промышленности и уровня развития противотанковых средств вероятного противника, так как приоритетным направлением попрежнему являлось развитие танков;
- появление за рубежом ядерного оружия и массовых противотанковых средств, а затем противотанковых ракетных комплексов оказало значительное влияние на усиление защищенности отечественных бронированных машин и в первую очередь танков. Так, впервые в мире были созданы и выпускались серийно в Советском Союзе танки с автоматической системой противоатомной защиты. В рассматриваемо.м периоде были развернуты НИОКР в области защищенности танков от ПТУР с кумулятивной боевой частью. Эти работы включали разработку броневых материалов, комбинированных и разнесенных броневых преград, противокумулятивных экранов, динамической и активной защиты. Одновременно в нашей стране было создано большое число образцов гусеничных и колесных бронированных машин с управляемым ракетным оружием - танки, истребители танков, противотанковые ракетные комплексы, самоходные пусковые установки:
- в конце рассматриваемого периода прекращаются производство тяжелых танков и НИОКР по этому тину танков, наме-
чается переход к классификации танков по назначению, а не по величине боевой массы:
- разработка огнеметных танков велась на базе средних танков Т-54 и Т-55 и тяжелого танка ИC-4. В конце первого послевоенного периода НИОКР по созданию огнеметных танков были прекращены и больше не возобновлялись:
- в нашей стране продолжалось совершенствование системы бронетанкового вооружения и техники. Танки в качестве базовых машин широко использовались при создании САУ, ЗСУ, самоходных ракетных установок, гусеничных бронетранспортеров, а также машин боевого и технического обеспечения:
- впервые в мире были разработаны и приняты на вооружение Советской Армии боевая машина пехоты (БМП-1) и боевая машина десантная (БМД-1);
- после окончания Великой Отечественной войны было прекращено производство бронеавтомобилей и был организован выпуск колесных бронетранспортеров и бронированных разведывательно-дозорных машин. При создании этих машин был осуществлен переход от использования базы серийно выпускавшихся автомобилей к оригинальной колесной базе и к новой схеме oбщей компоновки машин:
- в послевоенные годы было значительно сокращено число НИОКР по созданию противотанковых САУ на базе танков. Основные усилия были направлены на разработку ствольных боевых машин артиллерии, предназначенных для ведения сосредоточенного огня в ходе артиллерийской поддержки танковых и мотострелковых частей и соединений в бою;
- впервые в советском танкостроении было организовано научное сопровождение опытно-конструкторских работ. В соответствии с постановлениями правительства 1948 г. и 1954 г. были созданы головной отраслевой Всесоюзный научно-исследовательский танковый и дизельный институт (ВНИИ-100) в Ленинграде и Научно-исследовательский испытательный институт автомобильной техники в Бронницах Московской области.
- проведены фундаментальные исследования в области теории и расчета конструкций гусеничных и колесных бронированных машин и организовано тесное взаимодействие ГБТУ, ГКОТ, специальных конструкторских бюро, научных организаций, научно-испытательных полигонов, заводов, высших учебных заведений:
- число заводов, осуществлявших сборку серийных бронированных машин, после Великой Отечественной войны сократилось до 11, в то же время увеличилось число предприятий и организаций, привлекаемых к разработке бронированных машин;
- большое внимание уделялось качеству выпускаемых машин и проведению мероприятий по устранению конструктивных недостатков танков и САУ, изготовленных в военный период, а также модернизации бронированных машин, находившихся в серийном производстве:
- впервые в истории Советского Союза стали широко экспортироваться некоторые марки отечественных бронированных машин. В Китае, Индии, Польше и Чехословакии с помощью СССР были построены танковые заводы, а в ряде зарубежных стран было организовано производство советских бронированных машин по лицензиям.
- разработка новых образцов бронированных машин велась с учетом опыта Великой Отечественной войны, результатов войсковых учений, испытаний оружия массового поражения, а также на основе анализа достижений отечественной науки и техники, возможностей промышленности и уровня развития противотанковых средств вероятного противника, так как приоритетным направлением попрежнему являлось развитие танков;
- появление за рубежом ядерного оружия и массовых противотанковых средств, а затем противотанковых ракетных комплексов оказало значительное влияние на усиление защищенности отечественных бронированных машин и в первую очередь танков. Так, впервые в мире были созданы и выпускались серийно в Советском Союзе танки с автоматической системой противоатомной защиты. В рассматриваемо.м периоде были развернуты НИОКР в области защищенности танков от ПТУР с кумулятивной боевой частью. Эти работы включали разработку броневых материалов, комбинированных и разнесенных броневых преград, противокумулятивных экранов, динамической и активной защиты. Одновременно в нашей стране было создано большое число образцов гусеничных и колесных бронированных машин с управляемым ракетным оружием - танки, истребители танков, противотанковые ракетные комплексы, самоходные пусковые установки:
- в конце рассматриваемого периода прекращаются производство тяжелых танков и НИОКР по этому тину танков, наме-
чается переход к классификации танков по назначению, а не по величине боевой массы:
- разработка огнеметных танков велась на базе средних танков Т-54 и Т-55 и тяжелого танка ИC-4. В конце первого послевоенного периода НИОКР по созданию огнеметных танков были прекращены и больше не возобновлялись:
- в нашей стране продолжалось совершенствование системы бронетанкового вооружения и техники. Танки в качестве базовых машин широко использовались при создании САУ, ЗСУ, самоходных ракетных установок, гусеничных бронетранспортеров, а также машин боевого и технического обеспечения:
- впервые в мире были разработаны и приняты на вооружение Советской Армии боевая машина пехоты (БМП-1) и боевая машина десантная (БМД-1);
- после окончания Великой Отечественной войны было прекращено производство бронеавтомобилей и был организован выпуск колесных бронетранспортеров и бронированных разведывательно-дозорных машин. При создании этих машин был осуществлен переход от использования базы серийно выпускавшихся автомобилей к оригинальной колесной базе и к новой схеме oбщей компоновки машин:
- в послевоенные годы было значительно сокращено число НИОКР по созданию противотанковых САУ на базе танков. Основные усилия были направлены на разработку ствольных боевых машин артиллерии, предназначенных для ведения сосредоточенного огня в ходе артиллерийской поддержки танковых и мотострелковых частей и соединений в бою;
- впервые в советском танкостроении было организовано научное сопровождение опытно-конструкторских работ. В соответствии с постановлениями правительства 1948 г. и 1954 г. были созданы головной отраслевой Всесоюзный научно-исследовательский танковый и дизельный институт (ВНИИ-100) в Ленинграде и Научно-исследовательский испытательный институт автомобильной техники в Бронницах Московской области.
- проведены фундаментальные исследования в области теории и расчета конструкций гусеничных и колесных бронированных машин и организовано тесное взаимодействие ГБТУ, ГКОТ, специальных конструкторских бюро, научных организаций, научно-испытательных полигонов, заводов, высших учебных заведений:
- число заводов, осуществлявших сборку серийных бронированных машин, после Великой Отечественной войны сократилось до 11, в то же время увеличилось число предприятий и организаций, привлекаемых к разработке бронированных машин;
- большое внимание уделялось качеству выпускаемых машин и проведению мероприятий по устранению конструктивных недостатков танков и САУ, изготовленных в военный период, а также модернизации бронированных машин, находившихся в серийном производстве:
- впервые в истории Советского Союза стали широко экспортироваться некоторые марки отечественных бронированных машин. В Китае, Индии, Польше и Чехословакии с помощью СССР были построены танковые заводы, а в ряде зарубежных стран было организовано производство советских бронированных машин по лицензиям.
Учитывая, что во второй половине XX века основу отечественных бронированных машин составляли танки, то этот этап развития бронированных машин условно подразделяют на два периода. Первый период охватывает время с момента окончания Второй мировой войны до принятия на вооружение Советской Армии в середине 60-х гг. основного танка Т-64 и боевой машины пехоты БМП-1. Ко второму периоду относятся бронированные машины, созданные с середины 60-х гг. до конца века. В соответствии с этими периодами различают отечественные танки первого и второго послевоенных поколений. В зарубежных странах, имевших на вооружении армии танки собственной разработки, принята иная периодизация поколений послевоенных национальных танков и других бронированных машин.
В начале первого послевоенного периода в Советской Армии продолжали находиться танки и созданные на их базе самоходно-артиллерийские установки, состоявшие на вооружении во время Великой Отечественной войны. Это были тяжелые танки КВ-1, KB-1С, КВ-85, ИС-1, ИС-2, ИС-3 и самоходно-артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152 и ИСУ-122. Еще более многочисленными были средние танки Т-34, Т-34-85, Т-44 и САУ на базе танка Т-34 - СУ-122, СУ-85 и СУ-100. Несмотря на прекращение в 1943 г. производства легких танков, в армии имелось значительное число легких танков Т-40С, Т-60, Т-70 и особенно легких самоходно-артиллерийских установок СУ-76М на базе танка Т-70. В 1946 г. из штатного состава были исключены все бронированные машины, поставленные для Красной Армии по ленд-лизу, а также отечественные легкие танки БТ и Т-26, плавающие малые танки Т-37 и танкетки Т-27 (всего 1840 ед.)
В первые послевоенные годы продолжалось производство танков Т-34-85, Т-44, ИС-3 и самоходных установок СУ-100 и ИСУ-152, а в дальнейшем на заводах промышленности и танкоремонтных заводах Министерства обороны были проведены мероприятия по устранению конструктивных недостатков и по совершенствованию конструкций танков Т-34-85, Т-44, ИC-2, ИС-3 и самоходных артиллерийских установок СУ-76М, СУ-100 и ИСУ-152. В 1946-1965 гг. на вооружение Советской Армии были приняты и серийно выпускались танки первого послевоенного поколения: тяжелые танки ИС-4 и Т-10, средние танки Т-54, Т-55 и Т-62, легкий плавающий танк ПТ-76 и их модификации. Численность танкового парка Советской Армии, основу которого, как и в последние голы Великой Отечественной войны, составляли средние танки, к середине 60-х гг. увеличилась более, чем в два раза. По числу танков Советский Союз значительно превосходил любую из зарубежных стран. Кроме танков, в рассматриваемом периоде выпускались бронетранспортеры, самоходные установки и ракетные комплексы, бронированные машины боевого, технического и тылового обеспечения.
Первые два послевоенных десятилетия характеризовались крупными достижениями в развитии науки и техники в нашей стране. Свидетельством этому явились использование ядерной энергии в мирных и военных целях, первый полет и выход человека в открытый космос, широкое применение электронно-вычислительных машин в народном хозяйстве, успехи в области радиоэлектроники и автоматики. Принятие на вооружение Советской Армии ядерного оружия явилось революцией в военном деле. Оно оказало большое влияние на развитие вооружения и военной техники Советской Армии вообще и танков в частности. Среди всех боевых бронированных гусеничных и колесных машин первого послевоенного поколения танк оказался наиболее приспособленным к действиям в условиях применения оружия массового поражения. В связи с тем, что при применении ядерного оружия на поле боя боеспособными могли быть лишь бронированные машины приоритетным назначением танков становилась борьба с бронированными целями и, в первую очередь, с танками противника.
Поэтому основное оружие отечественных танков, а также разрабатываемых БМП носило ярко выраженный противотанковый характер, а броневая конструкция обеспечивала защиту от бронебойных снарядов зарубежных танковых пушек. В первом послевоенном периоде советское танкостроение достигло значительного прогресса, в том числе в создании впервые в мире танков с противоатомной зашитой, и продолжало уверенно занимать передовые позиции в мировом танкостроении. Танки по-прежнему являлись основной ударной силой Сухопутных войск Советской Армии и при проведении боевых операций на них, главным образом, возлагались наступательные функции. На основе опыта Великой Отечественной войны, результатов выполненных специальных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и проводимых войсковых учений совершенствовались прежние и разрабатывались новые конструкции бронированных машин. В первом послевоенном периоде впервые в нашей стране для оснащения Советской Армии было организовано серийное производство отечественных авиадесантных самоходных артиллерийских установок, гусеничных и колесных бронетранспортеров, бронированных разведывательно-дозорных машин и самоходных противотанковых ракетных комплексов.
В то же время опыт Великой Отечественной войны и проводимых учений показал, что количество типов бронированных машин, находящихся в серийном производстве и в войсках, должны были быть сведены к необходимому минимуму. В связи с тем, что в начале 60-х гг. в основу классификации отечественных бронированных машин планировалось положить их функциональное предназначение, предполагалось к началу 70-х гг. иметь на вооружении Советской Армии следующие типы бронированных машин: основные танки, БМП, разведывательные танки, самоходные установки (машины огневой поддержки основных танков), машины боевого и технического обеспечения (машины связи, полевого ремонта, штабные, инженерные и тягачи). Принципиальное отличие первого послевоенного периода развития отечественных бронированных машин от предшествующих двух периодов заключалось в создании боевых машин ракетных войск и артиллерии, машин боевого, технического и тылового обеспечения, как правило, на базе танков.
В первой половине 60-х гг. советским правительством были приняты решения о прекращении разработки и производства тяжелых танков и создании основного танка на основе конструкции среднего танка. Вместо средних и тяжелых танков предусматривалось иметь один тип танка - основной, а вместо легкого танка - разведывательный танк. Со второй половины 50-х гг. большое внимание уделялось разработке танков с ракетным оружием, продолжались работы по созданию и совершенствованию огнеметных танков, которые были завершены в рассматриваемом периоде и в дальнейшем для танков второго послевоенного поколения не возобновлялись.
В ходе Великой Отечественной войны выявилась недостаточная боевая эффективность бронеавтомобилей как боевых машин, поэтому в послевоенные годы их серийное производство было прекращено. В то же время мотострелковые подразделения, входившие в состав танковых и механизированных частей и соединений, как правило, перевозились на автомобилях. Это не обеспечивало необходимую маневренность мотострелкам на поле боя под воздействием даже слабого огня противника, так как заставляло их раньше срока спешиваться с автомобилей. Кроме того, автомобили стесняли маневр при движении вне воздействия огня противника, привязывая мотострелков и артиллерию на колесном ходу к дорогам. Поэтому для перевозки мотострелков и буксировки орудий сопровождения пехоты необходимо было иметь бронетранспортеры, обладавшие высокой проходимостью и противопульной броневой защитой.
Опыт Великой Отечественной войны показал, что большое различие в темпах наступления танковых и стрелковых соединений затрудняло взаимодействие между ними и отрицательно сказывалось на ведении боевых действий, поэтому после войны большое внимание было уделено моторизации всех видов сухопутных войск. В 50-х гг на вооружение Советской Армии в большом количестве стали поступать гусеничные и колесные бронетранспортеры. Гусеничные бронетранспортеры БТР-50П различных модификаций разрабатывались па базе легкого плавающего танка ПТ-76 и его модернизированного варианта - танка ПТ-76Б. В качестве гусеничного бронетранспортера мог также использоваться многоцелевой легкий бронированный транспортер-тягач МТ-ЛБ, созданный и серийно производившийся на Харьковском тракторном заводе. Первые отечественные колесные бронетранспортеры БТР-40 и БТР-152 создавались на базе узлов и агрегатов серийных автомобилей повышенной проходимости. При составлении тактико-технических требований к этим машинам в качестве аналогов рассматривались американские БТР М3 «Скаут» и М3 «Халф трак», выпускавшиеся в период Второй мировой войны и поставлявшиеся в СССР по ленд-лизу.
БТР первого поколения создавались по компоновочной схеме, характерной для базового автомобиля, то есть с передним расположением силовой установки. Такая схема упрощала разработку БТР, позволяя применять в конструкции машины готовые технические решения, ранее использованные и отработанные на базовом автомобиле. В то же время переднее расположение двигателя ухудшало обзорность с рабочего места водителя. На рубеже 50-60-х гг. произошел переход к компоновке БТР по схеме с кормовым расположением силовой установки. Такая схема снижала уровень унификации БТР с базовыми автомобилями, двигатель, расположенный в корме машины исключал возможность спешивания десанта через кормовую дверь под
прикрытием броневого корпуса. В то же время заметно улучшалась обзорность с рабочего места водителя.
прикрытием броневого корпуса. В то же время заметно улучшалась обзорность с рабочего места водителя.
Одновременно с проработкой компоновки велись работы по повышению проходимости БТР и живучести его колесного движителя. В конце 50-х гг. в ходовой части отечественных БТР стали применяться шины увеличенного размера, равномерное распределение мостов по длине машины, система централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Основная проблема при конструировании БТР в рассматриваемый период заключалась в отсутствии отечественного автомобильного дизеля необходимой мощности. Гусеничные и колесные бронетранспортеры до начала 60-х гг. являлись транспортным средством, предназначенным только для доставки мотострелков к полю боя, поэтому первоначально они не имели стационарно установленного оружия и броневой крыши корпуса из-за отсутствия резерва боевой массы машины, вызванного недостаточной мощностью двигателя. Оснащение БТР броневой крышей было связано с необходимостью обеспечения защиты экипажа и десанта от оружия массового поражения. При повышении мощности двигателя в первую очередь увеличивалась вместимость бронетранспортера. С начала 60-х гг. основными направлениями совершенствования БТР стали усиление защищенности от ОМП и повышение его огневой мощи. К концу рассматриваемого периода с началом серийного выпуска БТР-60ПБ колесные БТР по основным характеристикам защищенности и подвижности приблизились к гусеничным БМП.