


Управляемые ракеты «воздух-земля» NATO


Применение тепловизионной ГСН, как полагают, позволит использовать ракеты в сложных метеорологических условиях и ночью. Координатор этой ГСН будет включать в себя оптическую систему и электронную аппаратуру для обработки ИК-сигналов. Принимаемые от цели ИК-сигналы поступают через оптическую систему в сканирующее устройство с 20 зеркальными пластинами на внутренней поверхности. Изображение, отраженное от пластин, направляется на ИК-детекторы, с которых видеосигналы поступают на индикатор в кабине самолета.
Поиск и обнаружение цели производится с помощью самолетной ИК-станции, а при отсутствии ее на самолете - тепловизионной ГСН ракеты. При появлении цели на индикаторе летчик осуществляет прицеливание. После захвата цели ГСН осуществляется пуск ракеты. Наведение ракеты производится двумя способами - путем определения центроиды и автокорреляционным. Первый используют, когда цель занимает до 60% угла поля зрения ГСН. Суть способа заключается в том, что с помощью координатора определяется центр изображения цели по ее силуэту. При подлете ракеты к цели, когда силуэт цели занимает более 60% угла поля зрения, происходит переключение на автокорреляционный режим. Производится покадровое сравнение изображения, в результате чего определяется величина автокорреляционной функции и вырабатывается так называемый сигнал ошибок, отрабатываемый автопилотом.
Для оснащения авиации ВМС в США разрабатывается вариант ракеты AGM-65F. На этой УР будет установлена незначительно модифицированная тепловизионная ГСН и осколочно-фугасная боевая часть. Ведется разработка ракеты AGM-65E, предназначенной для корпуса морской пехоты. Она будет оснащена полуактивной лазерной ГСН и осколочно-фугасной боевой частью. Лазерная ГСН, как утверждают, позволит атаковать цель без визуального ее обнаружения.
По сообщениям зарубежной печати, в США изучается возможность создания единой для ВВС и ВМС УР большой дальности стрельбы. Один из ее вариантов предполагается оснастить комбинированным двигателем, который должен обеспечить ракете сверхзвуковую скорость полета. Наведение ракеты на начальном и среднем участках траектории предполагают осуществлять с помощью инерциальной системы, а на конечном - с помощью радиолокационной ГСН, работающей в миллиметровом диапазоне волн.
В Великобритании на вооружении авиации находится УР «Мартель» AJ-168. Она выполнена по нормальной аэродинамической схеме, на ней используется телевизионная командная система наведения. Ракета оснащается полубронебойной боевой частью, подрыв которой осуществляется контактным взрывателем. Силовая установка включает стартовый и маршевый твердотопливные двигатели, установленные соосно один за другим.
Ракета предназначена для действия в основном с малых высот (до 150 м) за пределами зоны действия активных средств ПВО противника. После пуска ракета набирает высоту около 600 м и летит к цели, а самолет разворачивается и летит обратным курсом, поддерживая связь с ракетой по радиолинии. Линия связи имеет два канала: телевизионный «ракета-самолет» - для передачи телевизионного изображения на самолет и командный «самолет-ракета» - для передачи команд наведения на среднем и конечном участках траектории полета УР. Линия связи начинает действовать после набора ракетой высоты. В это время изображение местности по траектории полета начинает передаваться на борт самолета.