


Оснащение и вооружение боевых пловцов NATO


Основываясь на опыте использования подразделений боевых пловцов (подводных диверсантов) в период второй мировой войны и в локальных войнах, зарубежные военные специалисты считают, что и в современных условиях такие подразделения способны эффективно действовать против кораблей, средств противодесантной обороны, портовых и береговых объектов противника. Руководство ВМС ряда стран НАТО оснащают подразделения боевых пловцов специальными средствами доставки, легководолазным снаряжением, подводным оружием, гидроакустической, навигационной и другой аппаратурой. Подводные средства движения (ПСД) служат для транспортировки боевых пловцов, а также мин, подрывных зарядов к объектам диверсий.
ПСД типов CE2F/X30 и CE2F/X60, выпускаемые в Италии, в настоящее время считаются за рубежом одними из наиболее современных средств подобного назначения. Эти ПСД, имея практически одинаковые ТТХ, отличаются величиной глубины погружения и степенью оснащенности навигационной аппаратурой.
ПСД типа CE2F/X60 имеет аккумуляторное питание, тяговый электродвигатель (в герметичном корпусе) с гребным винтом. В электродвигателе предусмотрено четыре режима скорости на переднем ходу и два — на заднем. Его питание осуществляется от двух свинцово-кислотных батарей (в каждой по 36 аккумуляторов).
Кабина ПСД закрыта прозрачным колпаком из оргстекла, который защищает экипаж от набегающего во время движения потока воды. В целях экономии дыхательной смеси индивидуальных аппаратов пловцы во время движения на ПСД подключают свои аппараты к бортовой системе дыхания. Управление ПСД CE2F/X60 осуществляется с помощью штурвала. При этом используются навигационные приборы, расположенные в кабине.
В конструкции другого ПСД, выпускаемого также в Италии, — «Си Хорс-2» в качестве силовой установки используется бензиновый двигатель, размещенный в прочном корпусе. Воздух для его работы на глубине подается с поверхности воды через гибкий шланг, удерживаемый на поверхности с помощью поплавков.
Ряд подводных средств движения создан в США. Одно из них — «Дарт» — имеет торпедообразный корпус, сделанный из немагнитного материала (стеклопластика). Для защиты экипажа установлены два козырька, выполненные также из стеклопластика.
В США разработано и другое подводное средство движения — типа «Минисаб». Существует несколько модификаций этого ПСД, одна из которых (Мк VII) отличается от базового ПСД более простым управлением. Для погружения и последующего всплытия на этом средстве применяются балластные цистерны, которые заполняются водой и продуваются воздухом высокого давления с помощью специальной бортовой системы.
Энергосиловая установка ПСД «Минисаб» Мк VII включает в себя аккумуляторную батарею и электродвигатель постоянного тока, помещенные в пластмассовые контейнеры. Для дыхания боевые пловцы могут использовать кроме индивидуальных дыхательных аппаратов и стационарную дыхательную систему этого ПСД. Эта система состоит из воздушных баллонов (рабочее давление в которых 125 кг/см2), дыхательных автоматов и шлангов с загубниками.
В Англии разработано ПСД типа «Сабкэт». Его корпус представляет собой два соединенных между собой модуля торпедообразной формы, выполненных из полиэфирного стекловолокна. Гребные винты, устанавливаемые в кормовых насадках этих модулей, обеспечивают ПСД поступательное движение. Движением по глубине управляют другие гребные винты, также размещенные в насадках, но расположенные выше и ниже кормовых частей торпедо-образных модулей. Все четыре электродвигателя приводятся в действие от шести свинцово-кислотных батарей, смонтированных в съемных герметичных контейнерах. Эти контейнеры, в свою очередь, установлены в нижних частях торпедообразных модулей.
На ПСД имеются две дыхательные системы: замкнутого цикла (автономная), работающая на кислороде, и полузамкнутого, цикла, использующая специальную дыхательную смесь. Система замкнутого цикла применяется только на больших глубинах. В этой системе дыхательная смесь образуется из кислорода и инертного газа. При этом чистый кислород подается дыхательным автоматом. Инертный газ практически не расходуется, а углекислый адсорбируется химическими поглотителями. Такие системы позволяют находиться пловцам под водой 6—12 ч. В системе с полузамкнутым циклом применяются дыхательные смеси с небольшим содержанием кислорода. Рабочая глубина для аппаратов с такой системой примерно вдвое меньше, чем при использовании системы с замкнутым циклом.