


Навигационные системы NATO


Перед началом движения в систему вводятся координаты опорной точки, при этом перекрестие двух линий на прозрачном покрытии планшета автоматически устанавливается на соответствующую точку карты. При движении данные от гирокурсоуказателя и датчика пути обрабатываются ЭВМ, местоположение машины постоянно указывается на карте перекрестием линий. Направление движения высвечивается на индикаторе курса, расположенном в верхнем левом углу планшета. Кроме того, в центральной верхней части планшета находится индикатор (на жидких кристаллах), указывающий местоположение машины. Точность — около 1 % пройденного пути с коррекцией через каждые 15 мин.
На основе FNA-45 создана система FNA-4-15. Она, в частности, установлена на 35-мм ЗСУ «Гепард» и РЛС артиллерийской разведки «Ратак». Отличие системы FNA-4-15 от FNA-45 в том, что вместо планшета с картой в ней применен блок индикации курса и координат.
Западногерманская, навигационная система FNA-25 может использоваться на всех типах машин. Она включает в себя планшет KG-25 (из комплекта системы FNA-45), гиро-курсоуказатель КК-25 и датчик пути EWG-50. Точность определения приращения координат 1,2% пройденного пути с коррекцией через каждые 15 мин движения. Система работает в масштабах 1 : 25 ООО, 1 : 50 ООО, 1 : 100 000, 1 : 250 000.
Широкое распространение в бундесвере получила и навигационная система FNA-615, которая может сопрягаться с системой ориентирования FOA-215. По составу, принципу действия и характеристикам FNA-615 в основном аналогична предыдущим системам. В частности, она используется в артиллерийском подвижном наблюдательном пункте M113GA2, который кроме ведения артиллерийской разведки осуществляет привязку огневых позиций артиллерии.
В вооруженных силах Израиля для привязки огневых позиций артиллерии, определения местоположения танков, бронированных разведывательных машин и другой техники применяется цифровая инерциальная навигационная система PADS.
Для установки на легких боевых разведывательных машинах, джипах и т. п. используется навигационная система LANS. Она состоит из дисплея с пультом управления, гироскопов с двумя степенями свободы, мини-ЭВМ и датчика пути, действующего независимо от трансмиссии машины. Масса аппаратуры 24 кг, точность определения приращения координат 0,18% пройденного пути, курса 2 мрад. В перспективе, в ходе усовершенствования, эти характеристики, как сообщается, будут улучшены до 0,1 % и 1 мрад соответственно.
В США разработана и поступает на вооружение система определения местоположения, опознавания и передачи данных PLRS. Определение координат объектов в этой системе осуществляется триангуляционным методом с измерением расстояния между точками с известными координатами и точками, местоположение которых должно быть определено.
Система PLRS включает в себя центр управления и при-емоответчики - переносные (AN/PSQ-4), устанавливаемые на машинах (AN/PSQ-1), на самолетах (AN/PSQ-177(V)1) и на вертолетах (AN/PSQ-177(V)2). Центр управления может размещаться на автомобиле или в стандартном авиатранспортабельном контейнере S-280; оснащен двумя ЭВМ AN/UYK-20 и одной AN/UYK-7, запросной приемопередающей аппаратурой, аппаратурой отображения данных и регистрации географических и полярных координат объектов.
Один комплект системы PLRS придается дивизии и обслуживает до 400 наземных и воздушных приемоответчиков, расположенных на площади до 90 000 км3 и на высоте до 15 000 м. Информация о положении корреспондентов вводится в память ЭВМ и может быть отображена на дисплее центра управления в реальном масштабе времени. Приемоот-ветчиками снабжаются артиллерийские подразделения, передовые наблюдатели, разведывательные и командные машины, самолеты и вертолеты. Сообщается, что в 1983 году в войска поставлены первые три комплекта системы PLRS.
Ошибка при определении координат неподвижного или медленно движущегося объекта, оборудованного приемоответчиком, до 10 м, а быстродвижущегося (самолет) - до 25 м. Чтобы определить свое местоположение, корреспондент вводит в приемоответчик свой код и другую необходимую информацию. После запроса на дисплее приемоответчика высвечиваются его координаты. Одновременно они вводятся в память ЭВМ центра управления. Переносный приемоответчик с батареей питания, обеспечивающей его работу в течение 24 ч, имеет массу 6,8 кг.
Аппаратура системы PLRS, как утверждают, обладает высокой скрытностью и помехозащищенностью. Сигналы передатчиков кодируются и излучаются в течение 1 мс. С целью повышения оперативности и уровня автоматизации система сопрягается с объединенной системой связи и распределения данных JT1DS.
Во второй половине 80-х годов за рубежом развернута глобальная навигационная система «Навстар», которая может действовать в интересах всех видов вооруженных сил США. Система включает в себя два основных элемента: космический и наземный.
В космический элемент системы входят 18 навигационных спутников, которые находятся на трех геостационарных орбитах (по 6 штук на каждой). Орбиты круговые, с высотой около 20 000 км, углом наклона 63°; период обращения спутника 720 мин. Наземный элемент системы включает в себя комплекс станций управления. Точность определения координат с помощью системы «Навстар» должна составить 14-18 м.