


Эх, тачанка - Ростовчанка...


Об «авторстве» применения пулеметных тачанок в ходе Гражданской войны много спорят. Вряд ли можно считать тут «пионером» Н.И. Махно, хотя его «Повстанческая армия», имевшая, скажем, в октябре 1919 г. на 28 000 человек 200 пулеметов, действительно использовала тачанки весьма эффективно. Махно сформировал даже «пулеметный полк» для быстрого достижения местного огневого превосходства. В Красной Армии тачанки приобрели громкую славу в Первой конной армии С.М. Буденного. Четырехколесная повозка с открытым кузовом, установленным на прочную раму из дуба, ясеня, вяза или граба, стянутую металлическими накладками, стальными рессорами, колесами с металлическими втулками и стальными шинами отличалась устойчивым, плавным ходом и прочностью на российских дорогах. По словам того же Бабеля, различали «заседательскую» и «колонистскую» тачанки. Причем «колонистскую», пришедшую от немцев-колонистов и напоминавшую саксонские брички, ценили больше за двойные рессоры и окованное железом днище. На тачанке обычно ставился пулемет «Максим» на станке (крепление допускало быстрое снятие с тачанки), но были возможны и варианты.
Пулеметные тачанки широко использовались во время Гражданской и советско-польской войн. Так, в бою на р. Стырь в районе Радзивиллова в конце июля 1920 г. (Львовская операция), когда польская 3-я пехотная дивизия перешла в наступление против 4-й кавалерийской дивизии Первой конармии, та выбросила вперед тачанки. Встав в линию, тачанки своим огнем остановили польскую пехоту и заставили отойти, после чего вместе с кавалерией обошли и отрезали пути отхода. Трофеями красных частей стало множество пленных и пулеметов. А в бою под Комаровом 3 августа 1920 г. уже 1-я польская кавалерийская бригада прикрыла пулеметными тачанками свои фланги, нанесла успешный удар по частям Первой конной армии. Поляки, введя тачанки у себя по образцу Красной Армии, потом долго использовали их, вплоть до начала Второй Мировой, ставя на различные повозки обычно пулеметы «Шварцлозе», и даже всерьез обсуждали снабжение тачанки большим бронещитом.
![]() |
Польский вариант тачанки. Начало двадцатых |
Ну а в кавалерийском полку Первой конной армии в 1920 году сразу после советско-польской войны имелся пулеметный эскадрон с 20 пулеметными тачанками, а в кавалерийской дивизии - пулеметный полк из трех таких эскадронов. Тачанка - последняя боевая колесница - оставалась основной «пулеметной машиной» кавалерии РККА до появления пулеметных бронеавтомобилей повышенной проходимости, оставалась на вооружении до конца Великой Отечественной войны (как, впрочем, и пулеметная двуколка).
![]() |
Одна из польских тачанок в начале сентябоя 1939 года |
![]() |
вариант «ездящих пулеметов» - вооруженные 1-2 пулеметами автомобили |
Хотя и в значительно меньших количествах использовался и другой вариант «ездящих пулеметов» - вооруженные 1-2 пулеметами автомобили. Идея вооружения пулеметом обычного автомобиля была давно известна - еще в 1889 г. в США полковник Р.П. Дэвидсон предложил поставить пулемет «Кольт» с бронещитом на четырехместный автомобиль. Британский энтузиаст Ф.Р. Симе в 1900 году разработал установку пулемета «Максим» на одноместный квадроцикл. В это же время русскому военному ведомству подобную машину предлагал инженер Б.Г. Луцкой. Установку пулеметов на автомобили учебной автороты планировали в России в 1911 году. Хотя в России автомобилей, как известно, было мало (на середину 1918 года - около 6,6 тыс., в Германии в это время только в рейхсвере их насчитывалось около 60 тыс.), да и дороги в основном были плохи, вооруженные автомобили нашли применение в Гражданской войне. В дни Октябрьской революции посаженные на грузовики наскоро сколоченные отряды с винтовками и пулеметами оказались серьезным боевым средством - они могли быстро появляться в различных пунктах, часто решая этим исход боя.
В 1920 г. во время боев с белоказаками под Ростовом-на-Дону в районе хутора Волошин частям Первой конной армии преградила путь артиллерийская батарея противника. Тогда в бой ввели несколько грузовиков автобронеотряда им. Я.М.Свердлова, в кузовах которых было установлено по два пулемета «Максим». Перед экипажами двух машин была поставлена задача - разгромить артиллерийскую батарею, мешавшую продвижению войск. Автомобили, водителями которых были Е. Архипов и С. Пискунов, на максимальной скорости ворвались в расположение батареи врага и пулеметным огнем артиллерийские расчеты были практически мгновенно уничтожены. Успех автомобилистов помог общему наступлению. Моторизованные «стрелково-пулеметные» отряды появлялись на протяжении всей Гражданской войны, где для этого имелся транспорт. А в ходе советско-польской войны возможности такого отряда продемонстрировал польский налет на Ковель 12–13 сентября 1920 г., в котором участвовали 45 грузовиков с пехотой и пулеметами.
Главком С.С. Каменев в 1922 году писал:
«Мы видели в минувшем периоде Гражданской войны неоднократное использование конницей… грузовиков, вооруженных пулеметами. Врангелевская же конница в этих случаях пользовалась даже легкими автомобилями, также вооруженными одним или двумя пулеметами». Махно накануне своего разгрома в 1921 году располагал отрядом в 600 всадников при 25–30 пулеметах, а руководивший операцией против него Эйдеман использовал не только штатные пулеметы частей, но и бронеавтомобили и два автомобиля с пулеметами. Выделенные для борьбы с Махно части сосредотачивались в районе Недригайлова на подводах (стрелковые полки) и по железной дороге (истребительный отряд). В результате 27 июня отряд Махно был атакован с трех сторон и, понеся потери, вынужден был бежать. Преследование его велось летучими колоннами с теми же пулеметами на подводах. Не напрасно орденами Красного Знамени были награждены пулеметчик Заволжского стрелкового полка И.С. Краселюк и другие пулеметчики полка «за отличия, оказанные в боях с бандами Махно 19, 21 и 31 января и 2 и 3 февраля 1921 г. под селами Каменка, Терна, Морозовка и дер. Юпановка», а также начальник бронемашины «Краснознаменец» В.К. Тальвик за отличия «в боях с бандами Махно в период с 9 июня по 30 августа 1921 г.» в районе г. Гуляй-Поле. В 1921 году автоотряды с пулеметами и бронеавтомобили применяли и при разгроме антоновского мятежа в Тамбовской губернии.
Тот же Каменев отмечал, что работа пулеметных бронеавтомобилей в форме «вылета для краткосрочного обстрела» давала хорошие результаты, особенно в конном бою. В различные периоды Гражданской войны Красная Армия имела на вооружении от 150 до 216 бронеавтомобилей. За годы Гражданской войны сформировали и переформировали 83 автобронеотряда - линейных, входивших в состав стрелковых и кавалерийских дивизий, и отдельных, придаваемых Главным командованием фронтам, армиям и войскам ВЧК. На конец 1918 года в броневых силах РККА числилось 45 бронепоездов и 45 автобронеотрядов, на конец 1919-го - 58–60 бронепоездов и до 64 автобронеотрядов, на конец 1920-го - 71 бронепоезд и 80 автобронеотрядов плюс автотанковые отряды. Штат автоброневого отряда, надо отметить, сохранял схему, выработанную в ходе мировой войны, - один пушечный и три пулеметных бронеавтомобиля. Вместе они несли 1 орудие и до 8 пулеметов. Пулеметные бронеавтомобили и пулеметные части на автомобилях использовались и в борьбе с антоновским мятежом. Бронепоезда ударного (полевого) отряда несли по 12–20 пулеметов, огневой поддержки - 2–4.
Бронепоезда играли большую роль в боевых действиях, ведущихся вдоль железных дорог. В том числе - состоявшие только из пулеметных бронеплощадок, без артиллерийского вооружения. Значение таких пулеметов под защитой брони продемонстрировал, например, бронепоезд Добровольческой армии «Князь Пожарский» в бою за станцию Авдеевка 4 апреля 1919 г. В составе бронепаровоза и бронеплощадки на 4 станковых пулемета он продвинулся к станции, укрываясь в лощине между посадками вдоль железнодорожного полотна (для защиты от внезапных нападений на крыше бронеплощадки открыто поставили ручной пулемет) и интенсивным огнем нанес большие потери пехоте красных частей, остановив их наступление. После этого «Князь Пожарский» под огнем артиллерии благополучно отошел. 21 июня 1920 г. легкий бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» оказал существенную поддержку 13-й и дроздовской дивизиям в бою с конными частями Жлобы за город Большой Токмак, обстреливая пулеметным огнем окраину города. Пулеметные команды бронепоездов нередко ссаживались с поезда для помощи пехоте в качестве обычных пулеметных команд.
С другой стороны, были случаи успешной борьбы пулеметов с бронесилами. Так, в журнале военных действий 1-го Томского стрелкового полка (Сибирская армия Временного Сибирского правительства) за 25 июля 1918 г. говорилось о бое с бронепоездом красных: «Броневик противника подошел к мосту разъезда Солзан и открыл сильнейший артиллерийский огонь… Рота штабс-капитана Ерохина, в свою очередь, открыла сильный пулеметный и ружейный огонь и заставила броневик отойти назад». Интересный пример есть в приказе РВСР № 545 от 18 ноября 1920 г. Приказ утверждал присуждение ордена Красного Знамени командиру взвода пулеметной команды 78-го стрелкового полка Г.И. Гаркуше «...за то, что в бою 26 августа 1919 г. в Суджанском уезде Курской губ., когда прислуга неприятельского бронированного автомобиля делала вылазку, чтобы помочь своей цепи, тов. Гаркуша огнем своего пулемета заставил ее скрыться опять в автомобиль. Такие попытки неприятель делал неоднократно, и каждый раз названный товарищ принуждал его скрываться в автомобиль. Затем, когда подошедшей нашей цепью неприятель был отогнан, а автомобиль остался в наших руках, тов. Гаркуша вскочил в него и обратил бывший там пулемет в действие против врага».
Пулеметный огонь оставался главным в действиях бронеавтомобилей. В сентябре 1919 г. 32-й автоброневой отряд Красной Армии, действовавший совместно с 4-й кавалерийской дивизией в районе станции Казанская, преследуя отходившие колонны конного корпуса генерала Савельева, врезался в колонны и огнем пулеметов нанес противнику большие потери. Продолжая преследование, отряд захватил 5 орудий, бронепоезд, много пулеметов. В 1920 году 53-й Туркестанский автоброневой отряд участвовал в штурме крепости Старой Бухары. 1 сентября бронеавтомобиль командира отряда И.А. Ландина скрытно подъехал к стенам крепости и «ураганным огнем из оружия и пулеметов обстреливал в упор ворота и бойницы, чем не давал врагу перейти в контратаку; прикрыл выезд тяжелых батарей на передовую позицию и значительно облегчил подход к крепости нашим стрелковым частям» (из приказа о награждении Ландина орденом Красного Знамени). В межвоенный период на состоящие на вооружении РККА тачанки по сравнению со все более массовой бронетехникой уже не казались такими грозными и "актуальными". Тем не менее - во всех армиях мира% и в РККА, и в вермахте, и у союзничков пулеметные тачанки во время войны испльзовались достаточно широко, именно в силу тех преимуществ в ТТХ над БТТ, о которых уже говорилось выше.
![]() |
Вариант двухпулеметной тачанки РККА, снимок 30-х годов. Из архива Д.Гринюка |
![]() |
Тачанка по немецко-фашистки. Кстати, серийная IF.5 MG Wagen 36. 0 |
В крайний - но не в последний.
Повторить успех махновской тактики в новых условиях смогли только через 20 лет. Рейдовые операции на больших расстояниях стали возможными при появлении в армиях надежных, мощных и простых в обслуживании автомобилей. В июне 1941 г. британский лейтенант Дэвид Стирлинг путем проб и ошибок начал создавать Специальную Авиадесантную Службу (SAS) и вместе с Группой дальнего действия в пустыне (Long Rang Desert Group) разработали новые тактические концепции применения спецчастей на таком специфическом ТВД, как Северная Африка. Стирлинг и его бойцы, без сомнения, продемонстрировали, что в руках дерзких и отважных людей пулемет является столь же эффективным оружием наступления, сколь эффективным он был в оборонительных боях Первой мировой войны. На машины устанавливались один-два направленных вперед и назад по ходу автомобиля спаренных 7,71мм авиационных пулемета "Виккерс", с магазинами на 100 патронов. На бортах дополнительно монтировались пулеметы "Виккерс" или "Льюис". Варианты вооружения были разнообразными. В машину загружали два-три пулемета "Брен", канистры с бензином и водой, патроны, гранаты. Патрули САС в составе двух-трех джипов и оснащенного пулеметами грузовика "Шевроле" могли оперировать в пустыне несколько недель.
Мощное оружие позволяло в короткое время создать высокую плотность огня - до 2400 выстрелов в минуту. Когда позже на вооружении появились 12,7мм пулеметы "Браунинг" М2НВ, плотность огня достигла 5000 выстрелов/мин. Вооруженный джип стал популярной идеей, хотя просто установка вооружения на автомобиль - не главное. Джипы первоначально использовались в пустыне, где, как и в таврической степи, большие расстояния давали простор для маневра. Однако в условиях других театров военных действий джипы уже не могли обойтись без бронирования, и превращались в обычные бронемашины, что лишало смысла их применение. Поэтому пустынные джипы, как и тачанки, избегали столкновений с более сильным противником. После Второй мировой войны джипы, вооруженные пулеметами, стали излюбленной техникой небольших мобилных отрядов, укомплектованных профессионалами-военными с высоким уровнем подготовки. Кстати, создатель САС Д. Стирлинг, уволившись в запас в чине подполковника, создал и первую частную военную фирму "Уотчгард лимитед", которая со средины 50-х годов ХХ века стала оказывать охранные услуги арабским шейхам. Так что напрасно нас пугают "засилием наемных приватных армий".
Наемники были, есть и будут, это - профессия на века.
Позже "наследниками Махно" стали израильтяне ( снимки их джипов "аустынных тачанок", сделанный нашим Володей Опенгеймом, а приводил в "Танковых музеях" у нас на форуме в рассказе о Латруне. Затем - повстанцы, оперирующие на просторах африканского района Сахель. Так, в Республике Чад после провозглашения независимости в 1960 власть взяли представители негроидной расы с юга страны. Вскоре на севере возникла оппозиция, из числа мусульман во главе с вождями арабских племен. Так в Чаде разгорелся внутренний конфликт, который тлеет и сегодня. Ситуация осложнилась вторжением ливийских войск, которые оккупировали часть территории Чада, и конфликт из гражданской войны перерос в войну против Ливии. Чаду грозила утрата территории, равной площади Франции. Ливийцы сначала ввели в пограничные районы контингент численностью 2000 чел., танки Т - 54/55/62, БТР, реактивные установки БМ-21 и ствольную артиллерию. Авиация Ливии базировалась в Аузу на севере Чада, откуда самолеты МиГ-23/25, Су-22 и Маркетти могли атаковать части противника. Силы сопротивления Ливии были вынуждены забыть распри, и в январе 1987 г. президент Хиссен Хабре (FANT) и оппозиционер Гуккуни Уэддей (FAP) создали союз. Перед лицом огневой мощи ливийцев чадские войска, как и махновцы, сделали ставку на мобильностью, избегая прямых столкновений и людских потерь. Такого рода действия они могли вести долго.
В начале 1987 г. ливийские экспедиционные силы насчитывали уже 8000 чел. при 300 танках, однако к этому времени они потеряли своих местных союзников, которые выполняли функции разведки и атакующей пехоты. Без них ливийские гарнизоны оставались изолированными островками в пустыне. С другой стороны, силы FANT значительно укрепились и насчитывали 10.000 боеспособных солдат, имевших армаду быстроходных, приспособленных к условиям пустыни вездеходов Toyota. На машинах были смонтированы пулеметы, безоткатные орудия и установки ПТУРС Milan. Эти машины и дали название завершающей стадии боевых действий - Toyota War - война на ТОЙОТАХ. 2 января 1987 г. Хиссен Хабре начал отвоевывать северные районы Чада, захватив базу ливийцев в Фада. Командующий войсками Чада Хассан Джамус предпринял ряд молниеносных атак, блокируя ливийцев на их базах и нанося неожиданные удары со всех сторон. Эту стратегию он применил и в марте, нанеся поражения ливийцам в битвах в Бир Кора и Уади Дум. Ливийское командование было вынуждено отвести войска из северных районов Чада. Войска Чада впервые стали угрожать позициям Ливии в полосе Аузу. А 5 сентября силы того же года FANT впервые нанесли удар по территории Ливии, разгромив авиационную базу Маатен аль Саара. Лидер ливийской революции М. Каддафи был вынужден пойти на прекращение огня 11 сентября 1987 г.
Командир чадских сил Хасан Джамусс, одержавший победы над ливийцами, стал приравниваться по славе к фельдмаршалу Роммелю, мастеру военных операций в пустыне. Войска Чада проявили инстинктивное и точное понимание того, когда следует проявлять осторожность, а когда можно действовать смело. После захвата 2 января 1987 г. Фады чадцы в течении 10 недель не нападали на гарнизон Уади-Дум. 19 марта бронетанковая колонна ливийцев покинула базу и была уничтожена. 20 марта колонна, которая вышла на помощь, также была уничтожена. Чадские разведчики заметили проходы в минных полях и 22 марта безопасно прошли по следам, и за 4 часа разгромили гарнизон. Против неповоротливых колонн ливийских войск защитники Чада применяли кавалерийские атаки на вооруженных автомобилях "Тойота". В апреле 1987 г. американские журналисты Майкл Рэду и Дэниел Пайпс писали "Победа Чада над Ливией - победа и для США". Только за первые три месяца 1987 г., радовались они, Ливия потеряла почти всю оккупированную территорию Чада, оружие на сумму от 500 млн. до 1 млрд. долларов и одну треть своих солдат.
Военные уроки Сахары имели важные последствия. Во - первых, чрезвычайно сложное оружие в простой обстановке может скорее оказалось пассивом, а не активом. Ливийскую армию сокрушила сила, которую она значительно превосходила по численности и технике, поскольку умелый выбор времени, знание местности, хорошее руководство, высокий боевой дух и здравый смысл оказались важнее огромного арсенала лучших в мире танков, вертолетов и истребителей. Чадские силы продемонстрировали замечательные тактические нововведения, применив современный вариант тактики махновского налета. Они использовали вездеходы "Тойота", ПТУРС, ПЗРК, чтобы выбивать танки и другую БТТ противника. Успех был обеспечен творческим подходом, а не слепым следованием уставам. Во - вторых, оказалось, чадскому пехотинцу для обучения обращению с зенитной ракетой или ПТУРС требуется не больше времени, чем европейцу или американцу. А иногда - МЕНЬШЕ. Это свидетельствовало о целесообразности привлечения иностранных военспецов ( "Донов Пердро") для работы со сложной техникой и подготовки местных солдат. В - третьих , западные эксперты получили доступ к советской технике - ракетам ПВО SAM-13, РЛС Flat Face, Spoon Rest, Strait Flash, что оправдывает и ОКУПАЕТ для Запада помощь Чаду. Победа в Чаде, как и на Гренаде, была невелика, но важна для американцев.
Тактика, которую использовали в пустынной войне в Чаде, многим обязана тактике военных операций Нестора Махно, с той лишь разницей, что в роли тачанок выступали здесь выносливые вездеходы-внедорожники. Типичное боестолкновение, которое позволило нанести поражение ливийцам, стандартно выглядело следующим образом - атакующие войска несутся по пустыне на автомобилях, скорость которых достигает 100 км/час, поддерживая непрерывный огонь. Цель удара - разрезать колонну противника на две части, после чего "Тойоты" - как правило, их было с каждой стороны примерно по 100 машин - кружат и кружат на одном месте, ведя максимально интенсивный огонь до полного израсходования боекомплекта. Впрочем, такие операции были возможны и удавались лишь в тех случаях, когда колонны были совершенно неправиьно организованы, разведка ни на каких уровнях не велась, о боевом охранении не шло и речи. О прикрытии с воздуха я вообще не говорю, хотя силы для этого имелись.
В итоге пустыня на границе Ливии и Чада стала одним из кладбищ советской военной техники, оцененной в чуть более 1 миллиард долларов. Из-за некоторых противоречий с ливиским лидером в тот период, руководство СССР воздержалось посылать в район непосредственных боевых действий наших советских "специалистов", (тогда было достаточно и Афганистана, и Анголы, и Никарагуа, и Йемена с Эфиопией). "Донам Педро" поручалась подготовка ливийцев, проведение которой сами ливийские армейцы просто саботировали ( как в том же Египте в семидесятых). Иногда - наши "Доны Педро" своими силами осуществляли "мониторинг" в районах боевых действий, выполняя некоторые специальные задания СВОЕГО командования - и в этих случаях наши "69"-е и УАЗики с установленными огневыми средствами во многом давали фору "легендарным тойотам" - в чаастности, по проходимости и неприхотливости в пустыне. Техника выдерживала - главное - выдерживали бы люди. Люди - выдерживали ТОЖЕ. Кстати - по утверждениям тех же французов - "...советская техника не была хуже, просто она попала в неумелые руки трусливых и ленивых ливийских военных". А французские специалисты открыто восторгались надежностью захваченной техники, прекрасными инженерными решениями советских конструкторов. События конца 1980-х годов отвлекли мировую общественность от итогов еще одной войны в пустыне. Но их необходимо помнить.
Вездеход "Тойта" стал рабочей лошадкой пустынной войны, в Чаде и соседних странах их можно увидеть буквально везде: от Западной Сахары до Судана. Машины продырявлены пулями, обычно с них сорваны все "ненужные" детали. При малейшей опасности бойцы и "приравненные к ним" набиваются в авто по 10 - 15 человек. Боеприпасы пакуют под сидением, оружие привязывают на все выступающие места с помощью веревок, а защитой служат - амулеты "грис-грис". Так продолжается из раза в раз. Например, в феврале 2008 г. бойцы альянса трех повстанческих движений совершили внезапный рейд на столицу Чада Нджамену, в результате боев тогда погибли свыше 160 чел. В моторизованную колонну чадских повстанцев входило более 300 вооруженных машин По сообщению Afrik.Tv, в начале марте 2013 г. наблюдатели видели очередную колонну вооруженных джипов, которые через пустыню двигались в сторону Ливии. Различные источники подтвердили, что около 800 молодых туарегов, ветеранов повстанческих отрядов Мали, Нигера и Чада, оставшиеся без работы, направились на помощь ... тому, кто будет платить... Впрочем - это уже для темы "Россия почти проиграла Ливию? МАЛИ о пощаде!".
"Инспект но мёрси", собственно говоря. Так что...
...Так что - Нестор Махно давно умер, но его дух и нынче мечется по пустыне на тачанках ХХI века...
![]() |
тачанки ХХI века |
![]() |
По материалам сайтов:
http://artofwar.ru/
http://karabai96.livejournal.com/
С уважением, Евгений Митьков