


Корабельные ракетные установки вертикального пуска NATO


Одним из путей повышения боевых возможностей ракетного оружия надводных кораблей является применение так называемых установок вертикального пуска (УВП). Утверждают, что вертикальный пуск ракет должен увеличить огневую производительность корабельных ракетных комплексов, позволит вести стрельбу одновременно по нескольким десяткам целей, обеспечит круговую зону стрельбы, сократит время реакции зенитных ракетных комплексов (ЗРК). При этом улучшатся их массогабаритные и эксплуатационные характеристики, повысится живучесть, уменьшится стоимость. В настоящее время за рубежом разработаны УВП двух основных типов: универсальные (для стрельбы корабельными ракетами всех классов) и ближнего действия (для стрельбы только зенитными управляемыми ракетами).
Созданная для ВМС США универсальная УВП предназначена для стрельбы зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) «Стандарт-2», противокорабельными крылатыми ракетами (ПКР) «Гарпун» и «Томагавк», противолодочными управляемыми ракетами (ПЛУР) «АСРОК». По сообщениям иностранной печати, ее используют для вооружения крейсеров УРО типа «Тикондерога», эскадренных миноносцев типа «Спрюенс», а также вновь введенных в строй из консервации линейных кораблей типа «Айова» (одна ракетная УВП).
В состав УВП, рассчитанной на 61 ракету, входят несколько идентичных модулей, размещенных на фундаменте, и аппаратура системы управления пуском. Модуль представляет собой несущую конструкцию в виде восьми ячеек, образованных рельсовыми направляющими. Ячейки располагаются в два ряда и разделены каналом для отвода газов. Сверху модуль защищен бронированной плитой, в которой имеются люки для ячеек и небольшие отверстия для выпуска отработанных газов. Люки и отверстия закрываются бронированными крышками, предохраняющими внутреннюю конструкцию модуля и транспортно-пусковые контейнеры, установленные в ячейках, от повреждений. Крышки приводятся в действие с помощью электродвигателей постоянного тока, расположенных в верхней части модуля с внешней стороны каждой ячейки.
Для отвода отработанных газов в конструкции модуля предусмотрена система, состоящая из напорной камеры и вертикально расположенного отводного канала, являющихся общими для всех ячеек. Канал заканчивается в бронированной плите четырьмя выпускными отверстиями. Напорная камера и отводной канал способны выдерживать избыточное давление газов, отводимых из пускового контейнера (до 2,4 и 1,6 кгс/см2 соответственно) и работоспособны в условиях высоких температур.
В этой установке напорная камера и отводной канал защищены от эрозийного разрушения, происходящего под действием реактивной струи двигателя, покрытием из абляционного материала (фенопласт, усиленный стекловолокном и специальной резиной).
Загрузка и выгрузка транспортно-пусковых контейнеров в 61- и 29-ячеечные УВП производятся складывающимся гидравлическим краном с телескопической стрелой. Он установлен на гидравлическом подъемнике (габариты его равны габаритам трех стандартных ячеек модуля). Грузоподъемность крана 1600 кг, длина стрелы 9,3 м, высота подъема груза 8,3 м. Для снаряжения 320-ячеечной УВП предполагается использовать стандартный кран, установленный на верхней палубе в непосредственной близости от УВП.
Общий объем, занимаемый 8-модульной УВП равен 358 м3, объем одного модуля — 44,8 м3. Площадь, на которой располагается вся УВП, составляет 53,6 ма, площадь под один модуль — 6,7 мг. Масса УВП (без учета массы ракет) 94 т.
Транспортно - пусковые контейнеры имеют стандартные типоразмеры и различаются только длиной (контейнер для ПКР «Томагавк» имеет длину 6,7 м, остальные контейнеры — 5,79 м). Выполненные из стального гофрированного листа, они выдерживают внутреннее избыточное давление до 2,5 кг/см2. Каждый из них снабжен рельсовыми направляющими, штепсельными электроразъемами и предохрани-тельновзводящими механизмами системы пуска. Снизу и сверху контейнеры загерметизированы торцевыми мембранными заглушками. Эти заглушки (квадратные в плане) составлены из четырех плотно прилегающих равносторонних треугольников, являющихся самостоятельными элементами конструкции.
В момент запуска ракетного двигателя под действием избыточного давления в контейнере треугольники нижней заглушки начинают расходиться вовнутрь напорной камеры, обеспечивая отвод газов. Верхняя заглушка открывается треугольниками наружу за счет механического соприкосновения с ракетой при старте. Снаружи каждый из контейнеров имеет стандартный штепсельный электроразъем, что, как полагают, позволяет размещать контейнеры в любой ячейке модуля. Внутренняя разводка электрокабелей, а также рельсовые направляющие сделаны с учетом особенностей той или иной ракеты, используемой в УВП.