


Беспилотные разведывательные летательные аппараты NATO


В последние годы все более широкое распространение в сухопутных войсках армий разных государств получают беспилотные летательные аппараты, или, как их называют часто за рубежом, дистанционно пилотируемые летательные аппараты (ДПЛА). Основное их назначение — разведка с помощью различных средств. Особенно интенсивно ведутся работы по созданию беспилотных самолетов-разведчиков в США и Израиле. На вооружении армии США имеется несколько типов ДПЛА, разработанных в 70-е годы. Это, в частности, самолеты-разведчики АОМ-34, ВОМ-34С и другие. В последние годы разработано несколько новых моделей.
Наиболее перспективной из них считают мини-ДПЛА «Акила». Этот аппарат предназначен главным образом для корректировки огня артиллерии и реактивных систем залпового огня (РСЗО), а также для лазерной подсветки наземных объектов с целью последующего их поражения управляемым оружием с лазерной системой наведения, в том числе артиллерийскими снарядами «Копперхед», авиационными управляемыми ракетами «Маверик» и противотанковыми ракетами «Хеллфайр». Сообщается, что аппарат может вести не только воздушную разведку, но и использоваться в радиоэлектронной борьбе и в качестве ретрансляционной станции связи.
«Акила» выполнен по бесхвостовой схеме и представляет собой моноплан со среднерасположенным дельтовидным в плане крылом, оснащенным элевонами. Планер изготовлен из композиционного материала кевлар. Консоли крыла легкосъемные. Силовая установка состоит из двухцилиндрового поршневого двигателя с воздушным охлаждением мощностью 19 кВт (26 л. е.).
Запускается «Акила» при помощи гидравлической катапульты с пусковой установки, смонтированной на базе 5-тонного автомобиля повышенной проходимости. Полет ДПЛА происходит либо в автоматическом режиме, либо в режиме дистанционного управления. В Первом случае используются данные о контрольных точках на маршруте. Эта информация вводится в бортовое запоминающее устройство перед вылетом аппарата. Во втором случае полетом управляет оператор с наземного пункта.
Слежение за полетом и сопровождение аппарата производится с помощью РЛС, входящей в состав наземного оборудования. Бортовая инерциальная навигационная система позволяет, как утверждает зарубежная печать, выдерживать запрограммированный маршрут полета на расстояния, лежащие за пределами прямой видимости, в течение 30 мин.
В районе предполагаемого местонахождения цели ДПЛА по команде оператора переводится в режим патрулирования и совершает полет по кругу или траектории, напоминающей «восьмерку». После выполнения задания аппарат возвращается в заданный район, где захватывается специальной сетью (размером 7X4,3 м), устанавливаемой на конечном участке траектории.
ДПЛА «Роудраннер», недавно созданный в США, предназначается для обнаружения и уничтожения бронированных целей на поле боя. Аппарат оснащен высокочувствительной радиолокационной системой наведения, работающей в диапазоне частот 17—35 ГГц. Для обнаружения и опознавания бронированных средств используется другая система наведения, работающая в миллиметровом или ИК-диапазоне волн. Для более точного наведения аппарата применяется наземная система корреляции, в которую вводится карта местности. ДПЛА может вооружаться противотанковыми боеприпасами типа «Эсолт Брейкер» или «Садарм». Максимальная скорость полета аппарата на малых высотах около 150 км/ч, дальность полета — 200 км.
Аналогичное предназначение имеет и новый американский ДПЛА R4—Е «Скай Ай». Он представляет собой моноплан с высокорасположенным крылом, двухкилевым хвостовым оперением, трехстоечным неубирающимся шасси и поршневым двигателем мощностью 22 кВт (30 л. с.) с толкающим винтом. Конструкция планера выполнена в основном из композиционных материалов. Аппарат может вооружаться ПТУР «Хеллфайр». Взлетная масса аппарата 172 кг, масса полезной нагрузки 57 кг. Максимальная скорость полета 185 км/ч. Практический потолок 2400 м.
Американский мини-ДПЛА «Праера-2» оснащен поворотной носовой частью, что позволяет устанавливать бортовую аппаратуру, расположенную под прозрачным обтекателем, в верхнее положение и тем самым уменьшить опасность ее повреждения при взлете и посадке. «Праера-2» оснащен маломощным поршневым двигателем с толкающим винтом. Система посадки аппарата аналогична системе посадки «Акилы».
«Э-130» имеет фюзеляж, изготовленный из пластмассы. На борту аппарата установлены два электрических генератора для питания бортовых систем. Крылья и стабилизаторы этого ДПЛА имеют литую пенопластовую основу с внутренними лонжеронами и шарнирными плоскостями управления. Масса аппарата 60 кг, длина 2,35 м, размах крыла 3 м. Мощность двигателя 13 кВт (18 л. е.). Полезная нагрузка 27 кг. Дальность 380 км при высоте полета около 1,5 км. Длительность полета 4 часа.