


Авиационные прицельные системы


Применение РЛС и ИК-системы переднего обзора ФЛИР позволяет осуществлять поиск и поражение целей в сложных метеоусловиях, днем и ночью. При этом наблюдение цели ведется по единому для РЛС и ИК-системы самолета типа F-4 индикатору (на самолете F-111F эти системы имеют раздельные индикаторы). Так как ИК-система и лазерный целеуказатель-дальномер имеют общую линию визирования, то экипаж, наблюдая ИК-изображение цели, может осуществлять лазерную подсветку цели и для ее уничтожения применять боеприпасы с лазерной ГСН. Лазерный целеуказатель-дальномер используется также для точного измерения наклонной дальности до поверхности земли. Эта информация поступает в бортовую ЦВМ для расчета баллистических характеристик и для управления самолетом при полетах на малых высотах с огибанием рельефа местности.
Сообщалось о разработке лазерной системы дальнего обнаружения, опознавания и сопровождения целей ЛАТАР, способной работать как по наземным, так и по воздушным целям. Системой вооружаются одноместные самолеты. ЛАТАР состоит из размещаемых в подвесном контейнере видеокамеры, устройства опознавания «свой-чужой», лазерного целеуказателя - дальномера, а также устройства обнаружения, распознавания и сопровождения наземных целей, подсвечиваемых лазером с земли или с другого самолета. Видеокамера состоит из мощного телескопа для визуального обнаружения целей на большой дальности, усилителя яркости изображения и устройства автоматического визуального обнаружения и сопровождения цели.
При потере цели последнее устройство переключается в режим обзора, пока летчик снова не обнаружит цель. Так как лазерный приемник имеет общее поле зрения с устройством автоматического визуального обнаружения и сопровождения цели, то летчик может наблюдать по индикатору за целью, подсвечиваемой лазером с земли или своим лазерным целеуказателем - дальномером, и производить наведение на цель боеприпасов с лазерной ГСН.
Система ЛАТАР не имеет ИК-канала и не сопряжена с РЛС, поэтому она может использоваться только днем в простых метеоусловиях. Проводятся работы над расширением боевых возможностей системы и над улучшением удобства использования системы в полете. Ею предполагается оснастить самолеты AV-8B и А-10.
Ряд лазерных систем предназначен для наведения оружия на цель, когда поиск, выбор цели и ее подсвет с помощью лазерной станции подсвета осуществляет оператор, находящийся на земле (на другом самолете), а боеприпасы наводятся на цель с летательного аппарата, на борту которого имеется устройство для обнаружения отраженного от цели лазерного излучения. Такие системы также сопрягаются с подсистемами самолета, составляя единый прицельный комплекс. Примером служит бортовая лазерная система «Пейв Пенни», разработанная для самолетов непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск. В ее состав входят бортовая и наземная части.
Наземная часть — станция подсвета цели — размещается на передовых позициях войск. Бортовая часть монтируется в подвесном контейнере и состоит из аппаратуры обнаружения (приемник лазерного излучения), поиска и сопровождения подсвечиваемой наземной цели (оптическая головка и блоки управления ею), индикатора (индикатор на лобовом стекле кабины летчика или сопряженный с прицелом) и аппаратуры контроля за функционированием системы.
Оптическая головка обнаруживает цель в пределах ±90° до курсу и от —90 до +16° по углу места, что позволяет самолету выполнять противозенитные и другие маневры. Система «Пейв Пенни», как сообщает зарубежная печать, может применяться на предельно малых высотах (до 15 м) и при значительных перегрузках. Планируют применять ее на самолетах F-4, F-5, F-16 и F-18.
Лазерные авиационные устройства и системы, размещаемые на беспилотных летательных аппаратах и вертолетах, по принципу работы и по своему составу незначительно отличаются от систем, размещаемых на самолетах.