


Инженерные боеприпасы систем минирования


Более мощные осколочные мины, которые иностранные специалисты называют противопехотными - противотранспортными могут поразить цель на расстоянии нескольких десятков метров. К ним относятся разработанная в Великобритании мина НВ876 для авиационной системы минирования JP233, а также мина MUSPA, которая создана в Германии для авиационной системы MW-1. С их помощью' планируют минировать аэродромы. По оценке иностранных экспертов, они являются эффективным средством для вывода из строя самолетов на земле, а также из-за разных сроков самоликвидации будут препятствовать проведению ремонтно-восстановительных работ на аэродромах. Применять эти мины предполагают совместно с бетонобойными бомбами.
Противотранспортные мины имеют специальный корпус с насечкой, образующий при взрыве осколки, способные выводить из строя небронированную технику и поражать живую силу на значительном удалении. Так, радиус поражения мины MUSPA (диаметр 132, высота 134 мм) равен приблизительно 100 м. Предполагается, что мины будут оснащены сейсмическим или акустическим взрывателем, элементами самоликвидации и необезвреживаемости.
Особенность конструкции мины НВ876 — наличие в верхней части заряда облицованной металлом кумулятивной выемки (наряду с осколочным корпусом) и механизма ориентации мины на поверхности грунта (откидывающиеся лапки). Мина снабжена тормозным парашютом. Иностранные специалисты утверждают, что такая конструкция обеспечит вывод из строя инженерных машин, используемых для ремонта ВПП или разминирования. При воздействии на мину рабочего органа машины верхняя часть ее корпуса отклоняется в сторону машины, что приводит к срабатыванию элемента необезвреживаемости. Формирующееся при взрыве ударное ядро разрушает бульдозерный отвал и машину.
Помимо осколочных в зарубежных системах дистанционного минирования используются и фугасные мины. Ими снаряжаются кассетные установки итальянских вертолетных систем минирования, а также английской системы минирования «Рейнджер».
В США создана противодесантная мина MOWAM, которую предполагается использовать в вертолетной системе минирования, предназначенной для устройства заграждений на водных преградах. Мина представляет собой небольшую самонаводящуюся торпеду, которая, по замыслу, должна поражать амфибийные бронированные машины, а также танки, преодолевающие водную преграду по дну. В состав ее входят: боевой элемент — торпеда с реактивным двигателем, система датчиков, микропроцессор, источник питания (литиевая батарея), тормозной рарашют и якорное устройство, последние расположены соответственно в хвостовом отсеке и головной части мины. Система датчиков включает в себя сейсмический датчик, находящийся в якорном устройстве, а также акустический и магнитный в головной части боевого элемента.
Сигналы от целей воспринимаются сейсмическим и акустическим датчиками и анализируются микропроцессором, который выдает команды управления. При вхождении цели в зону действия мины включается двигатель, и боевой элемент отсоединяется от якорного устройства. Движение его к цели управляется по сигналам акустического датчика. Срабатывание взрывателя происходит от магнитного датчика.