


Морские противоминные средства


В ВМС ряда стран НАТО для поиска мин на малых глубинах привлекаются боевые пловцы, которые снабжены переносными ГАС миноискания, работающими в активном и пассивном режимах. На вооружении боевых пловцов состоит переносной гидролокатор DIJBM-1, позволяющий определять место нахождения мины для последующей установки на нее подрывного заряда.
Тралы, находящиеся на вооружении ВМС НАТО, подразделяются на контактные, неконтактные и комбинированные. Контактные тралы предназначены для борьбы с якорными, плавающими и дрейфующими на заданной глубине контактными и неконтактными минами. Наиболее распространенными тралами этого типа являются корабельные американские типа «О» и английские типа «А», имеющие множество модификаций. Трал типа «О» комплектуется как одинарный двухсторонний или как односторонний парный и служит для вооружения кораблей-тральщиков. На вооружении вертолетов-тральщиков ВМС США состоит специальный трал Mk103, разработанный на базе трала типа «О».
Неконтактные тралы служат для уничтожения донных, придонных и якорных мин путем воздействия на их неконтактный взрыватель (НВ) имитированных физических полей корабля. К таким тралам относят электромагнитные, акустические и комбинированные тралы.
В зависимости от способа создания магнитного поля, электромагнитные тралы подразделяют на петлевые, соленоидные и электродные. К электромагнитным относятся тралы типа Mk11, Mk105, MOP. Трал Mk105 состоит из буксирного многожильного кабель-троса, внутри которого находится топливный шланг диаметром около 50 мм, двухпонтонного плотика, газотурбогенератора постоянного тока и двух плавучих электродов, имеющих длину около 180 м. Плотик, масса которого около 2720 кг, длина 8,2 м, а ширина до 4 м, буксируется на подводных крыльях. Большие габариты и масса трала Mk105 не позволяют транспортировать его вертолетами, поэтому он доставляется к месту траления кораблем-тральщиком и передается на вертолет при скорости хода корабля около 5 уз.
Трал МОР — электромагнитный, предназначен для траления магнитных мин в мелководных районах и узкостях. Он представляет собой устройство, состоящее из тонкой стальной двухстенной трубы (длина 10 м, диаметр 254 мм). Между ее стенками намотано несколько слоев провода, образующего по всей длине трубы катушку. При пропускании через нее электрического тока создается электромагнитное поле. Внутренняя полость трубы заполнена пенопластом, что обеспечивает ей необходимую плавучесть.
Наибольшее развитие за рубежом получили акустические тралы, буксируемые за кормой тральщика. На вооружении ВМС НАТО состоят тралы типов «Осборн», Мк104 и другие. Акустический трал типа «Осборн» позволяет изменять мощность акустического излучения. Для контроля частоты и мощности излучения в воде, на определенном расстоянии от излучателя и морского дна буксируется акустический монитор с гидрофоном, который передает сигналы на тральщик для их оценки и коррекции. Тем самым мощность акустического генератора регулируется таким образом, чтобы под кораблем не произошел взрыв.
Для вертолетного траления в ВМС США используется акустический трал Мк104. Основными его элементами являются излучатель и полипропиленовый кабель-трос, с помощью которого буксируется трал. Излучатель состоит из трубки Вентури и турбинки с валом, имеющей на конце диск. При буксировке трала турбинка вращается набегающим потоком воды и приводит во вращение диск, имитирующий шум гребных винтов корабля, в результате чего срабатывает акустический взрыватель мины. Время постановки (выборки) трала Мк104 около 6 мин.
К комбинированным тралам относят буксируемые электромагнитно-акустические тралы. На вооружение ВМС Франции принят трал АР4, создающий шумы на низких и средних частотах. Конструктивно он объединяет в себе два трала — акустический и магнитный. Трал АР4, используемый без поддерживающих буев, имеет массу около 2 т. Режим траления может меняться дистанционно, с помощью установленного на корабле пульта управления.
Находящийся на вооружении ВМС США вертолетный трал Мк106 представляет собой комбинацию тралов — акустического Мк104 и магнитного Мк105. Рассчитан он на траление неконтактных мин, имеющих магнитный акустический или комбинированный взрыватель. В момент постановки этого трала его излучатель, находящийся на кабель-тросе, опускается в воду одновременно с плавучими электродами трала Мк105.
Большое внимание уделяется обеспечению высокой точности кораблевождения противоминных кораблей. Для этой цели используются американские системы дальней навигации «Лоран-А», «Лоран-С» и «Декка Навигатор», а также более точные специальные радионавигационные системы минно-тральных сил, к которым относится система «Рейдис», устанавливаемая на берегу, кораблях или на вертолетах-тральщиках. Дальность действия системы 250 миль, точность определения места кораблями и вертолетами-тральщиками ±5 м. На вертолетах-тральщиках ВМС США процесс траления координируется с помощью бортовой доплеровской навигационной станции AN/AP-182.