


Морские противоминные средства


В настоящее время противоминные корабли являются наиболее многочисленной группой кораблей в ВМС стран НАТО. К ним относят корабли управления и поддержки, корабли обеспечения траления, морские тральщики и тральщики — искатели мин, базовые тральщики, рейдовые тральщики, катера-тральщики, речные и телеуправляемые тральщики. Основные тактико-технические характеристики (ТТХ) противоминных кораблей примерно одинаковы, что объясняется реализацией в ВМС НАТО единых требований, предъявляемых к ТТХ противоминных кораблей, например, к их водоизмещению, главным размерениям, скорости хода, составу вооружения и т. д. Так, полное водоизмещение противоминных кораблей лежит в пределах 160—780 т, скорость полного хода порядка 14—17 узлов, за исключением быстроходного (24,5 узла) рейдового тральщика типа «Шютце» (ФРГ). Состав вооружения для всех противоминных кораблей примерно одинаков и включает в себя по одному контактному, акустическому, электромагнитному тралу и одному зенитному автомату.
Наиболее современными зарубежными противоминными кораблями считаются тральщики — искатели мин типа «Сирее», «Леричи» и «Эридан», оснащенные новейшими средствами обнаружения и уничтожения мин, современным артиллерийским, радиолокационным, тральным и навигационным вооружением. Так, вооружение французского тральщика — искателя мин типа «Сирее» включает в себя систему обнаружения и уничтожения мин с телеуправляемым (по проводам) подводным аппаратом типа РАР-104, трал в немагнитном исполнении, гидроакустическую станцию (ГАС) миноискания DUBM-20A и 20-мм автоматическую пушку. На этом корабле установлена высокоточная радионавигационная система, кроме того, на его борту размещается 10 боевых пловцов.
Тральщик—искатель мин типа «Леричи» имеет два поисковых аппарата MIN-77, контактный трал типа «О» («Оропеза»), ГАС миноискания CQE/FIAR и AN/SQQ-14, а также 20-мм автоматическую пушку «Эрликон». На корабле размещаются 6 боевых пловцов со снаряжением. Тральщик — искатель мин «Эридан», имеющий стеклопластиковый корпус, создан по совместной программе ряда стран НАТО. Он предназначен для обнаружения и уничтожения донных и якорных мин, для чего оснащен специальный ГАС миноискания DUBM-21, информационно-вычислительным комплексом EVEC-20A и аппаратами РАР-104.
На вооружении минно-тральных сил ВМС Германии состоит так называемая противоминная система «Тройка», в состав которой входит корабль управления (переоборудованный тральщик типа «Линдау») и три катера-тральщика, команды которым подает оператор с главного пульта, находящегося на корабле управления. Оператор устанавливает режим траления и маршрут движения. Телеуправляемый самоходный катер-тральщик имеет соленоидный трал и генератор шумов средней частоты. Он буксирует и акустический трал (AT) низкой частоты. Благодаря их одновременной работе создается электромагнитное и акустическое поле средней и низкой частоты, чем имитируются физические поля, аналогичные физическим полям корабля. Катера-тральщики имеют устройство автоматической стабилизации курса. При применении в строю фронта трех катеров-тральщиков ширина протраленной полосы может достигать 1000 м.
Систему траления «Тройка» можно использовать при силе ветра до 8 м/с и волнении моря до 4 баллов. К достоинству этой системы следует отнести малый радиус ее разворота (благодаря подвижности самих катеров-тральщиков), что увеличивает производительность траления. Дальность телеуправления катеров-тральщиков зависит от радиолокационного горизонта поста управления.
В Англии большое внимание уделяют применению в качестве тральщиков кораблей на воздушной подушке (КВП). Один из английских КВП (типа BH.7) был модифицирован с целью возможности постановки и выборки тралов без помощи обеспечивающего корабля. В Англии проводились испытания и более мощного КВП типа SR.N.4, который также планируют использовать в качестве тральщика. Этот КВП при массе принимаемого на борт противоминного вооружения 35 т и скорости траления 10 узлов может создавать тягу на гаке до 20 т, то есть способен буксировать мощные морские контактные тралы. В перспективе планируется вооружить КВП облегченными контактными тралами типа «О», акустическими электромагнитными тралами (ЭМТ) и буксируемыми ГАС миноискания бокового обзора.
В ВМС США наряду с кораблями для траления используются вертолеты. Основным типом вертолета-тральщика является тяжелый вертолет RH-53D, который к месту траления доставляется транспортным самолетом С-5А «Галакси». При тралении высота полета вертолета RH-53D около 20 м. В целях увеличения продолжительности непрерывного траления, которое ограничено 4 ч, предусматривается передача трального вооружения другому вертолету в воздухе или тральщику на ходу.
На вертолете RH-53D установлена аппаратура автоматического управления, которая обеспечивает требуемое пространственное положение вертолета и направление его полета, а также удержание угла отклонения буксируемого кабель-троса. Система буксирной вертолетной штанги и гака рассчитана на натяжение, равное 6,8 т. Кроме того, на вертолете установлена гидравлическая тральная лебедка и оборудовано специальное помещение, в котором размещается тральное вооружение. Для уничтожения всплывающих мин вертолет оснащен двумя бортовыми 12,7-мм пулеметами. Экипаж вертолета RH-53D составляет 4—6 человек.