


Аппаратура опознавания на воздушных обьектах


Одним из необходимых условий успешных действий боевой авиации является быстрое и достоверное выявление целей, а также обеспечение гарантированной безопасности воздушных объектов от огневого воздействия своих средств. Считают, что наиболее эффективно решать эти задачи возможно с использованием средств радиолокационного опознавания.
В настоящее время самолеты и вертолеты США и стран НАТО оснащены средствами радиолокационного опознавания систем MK-XSIF и MK-XII. С их помощью осуществляются разделение опознаваемых самолетами и вертолетами воздушных и наземных объектов по принципу «свой объект — объект противника», наведение истребителей на цель, определение местоположения и индивидуальное опознавание воздушного объекта, обеспечение безопасности полетов своей авиации в зоне боевых действий наземных (надводных) средств противовоздушной обороны.
Средства этих систем позволяют производить обмен информацией опознавания между своими самолетами (вертолетами) — взаимное опознавание своих воздушных объектов (линия «самолет — самолет»); между самолетами и объектами на земле — опознавание авиацией наземных объектов; между самолетами и наземными средствами ПВО — опознавание воздушных объектов (линии «самолет — земля» и «земля — самолет»); между своими самолетами и кораблями — взаимное опознавание самолетов (вертолетов) и надводных объектов (линии «корабль — самолет» и «самолет — корабль»). Кроме того, аппаратура опознавания обеспечивает формирование, выработку и обмен информацией в сети управления между воздушными и наземными объектами.
С целью обеспечить устойчивость системы опознавания к попыткам противника использовать разведанный действующий код в системе MK-XII реализован специальный режим с криптографическим кодированием передаваемой информации в линиях опознавания.
Самолетная аппаратура опознавания работает на частотах 1030 МГц и 1090 МГц. Режимы работы: 1,2 (общего и индивидуального опознавания), 4 (криптографический режим опознавания системы MK-XII), ЗА и С (управление воздушным движением). Кроме этого, в бортовой аппаратуре опознавания имеется режим проверки, обеспечивающий дешифрацию и ответ на запросы по специальной контрольной программе, а также аварийный режим с передачей сигналов о неисправности, например, бортового оборудования.
Действующий код определяется заданным на некоторый период времени соответствием «запрос — ответ». При этом на данный период времени может быть установлен любой код (соответствие) из 32 ответных сигналов в режиме 1, из 4096 кодов в режимах опознавания 2 и ЗА. В режиме 4 системы MK-XII соответствия «запрос — ответ» могут меняться во времени по случайному закону, за счет чего достигается криптостойкость кода информации опознавания.
Антенны запросчиков обычно встраиваются в зеркала антенн бортовых РЛС. В качестве антенн бортовых РЛС в основном используются плоские фазированные антенные решетки или зеркальные антенны с механическим сканированием луча диаграммы направленности. Антенна запросчика выполняется в виде решетки вибраторов с коэффициентом усиления порядка 18—24 и располагается в полотне антенны РЛС. Считают, что такая конструкция позволяет применять методы сужения главного луча диаграммы направленности и более эффективно подавлять боковые лепестки диаграммы направленности антенны запросчика при работе в режимах приема и передачи.
В аппаратуре опознавания (запросчики AN/APX-76, AN/APX-104, ответчики AN/APX-72A, AN/APX-92) приемные устройства запросчиков и ответчиков строятся по супергетеродинной схеме. Для расширения их динамического диапазона применяются логарифмические усилители промежуточной частоты. Используются схемы подавления боковых лепестков с целью предотвратить срабатывание самолетных ответчиков по сигналам запроса через боковые лепестки диаграммы направленности антенны.
Схемы кодирования и декодирования выполняются на цифровых сдвигающих регистрах, которыми были заменены нестабильные линии задержки. Широко применяются гибридные схемы с высокой степенью интеграции, что в совокупности с модульным принципом конструирования аппаратуры обеспечивает сравнительно высокую эксплуатационную надежность аппаратуры. Система встроенного контроля охватывает, практически все блоки и узлы запросно-ответной аппаратуры. В ряде запросчиков предусматривается возможность оперативного управления выходной мощностью передатчиков.