


Авиационные средства радиоэлектронного подавления



Средства радиоэлектронного противодействия подразделяют на средства разведки (информационная подсистема) и устройства, обеспечивающие создание помех. Первые могут включать аппаратуру радиотехнической разведки, инфракрасные приемники предупреждения экипажа о пуске ракет, приемники предупреждения об облучении лазерными средствами, РЛС обнаружения атакующих ракет со стороны задней полусферы и др.
Основу средств помех (исполнительной подсистемы) составляют станции активных радиопомех. Дополнительно могут использоваться станции ИК-противодействия, устройства постановки пассивных помех, выброса ИК-ловушек и передатчиков помех одноразового действия, а также ракет — ложных целей. Обе подсистемы объединяются в единый комплекс, который управляется устройством, построенным на базе ЦВМ.
К летно-техническим характеристикам самолетов, предназначенных для постановки помех в зонах, как правило, не предъявляются высокие требования. В США для этой цели на основе двухместного палубного штурмовика A-6 создан самолет РЭП EA-6B. Экипаж его состоит из летчика и трех операторов РЭП.
Постановщик помех EA-6B предназначен для прикрытия ударных самолетов флота путем постановки помех наземным и корабельным РЛС обнаружения и сопровождения и станциям радиосвязи, а также для защиты надводных кораблей путем создания помех самолетным РЛС и радиолокационным системам наведения противокорабельных ракет.
Обнаружение РЛС противника, их пеленгация и определение основных параметров сигналов осуществляются приемником РТР AN/ALR-67, размещенным в обтекателе на киле. Он работает в диапазоне 0,5—16 ГГц. Преобразованные в цифровую форму параметры обнаруженных сигналов поступают в ЦВМ устройства управления комплексом РЭП для опознавания типа РЛС и формирования команд управления станцией помех.
В качестве станции помех используется специально разработанная тактическая система РЭП AN/ALQ-99. Одна из модификаций системы РЭП для самолета ЕА-6В — AN/ALQ-99D — работает в диапазоне 64—10 500 МГц, разбитом на 8 поддиапазонов. Ее передатчики размещены в 5 подвесных контейнерах (по два в каждом) и способны развивать мощность до 1000 Вт/МГц. Там же установлены приемники слежения за обнаруженными сигналами, подлежащими подавлению. Сигналы помех формируются в соответствии с измеренными параметрами сигналов подавляемых РЛС и излучаются антеннами с шириной диаграммы направленности 30°.
Бортовая ЦВМ, управляющая комплексом РЭП самолета, осуществляет обработку принятых сигналов, опознавание типов РЛС и оценку степени их опасности, выбор режимов работы и выходной мощности передатчиков, а также ориентацию излучающих антенн в требуемых направлениях. Выбор оптимального режима противодействия основывается на сопоставлении данных радиотехнической разведки (РТР), полученных в реальном масштабе времени, с параметрами РЛС, содержащимися в запоминающем устройстве.