


Противолодочные радиогидроакустические буи



Способ применения всех типов буев примерно одинаков. Буи сбрасываются самолетами (вертолетами) с высоты порядка 30—200 м на скоростях до 700 км/ч (в зависимости от высоты полета). Парашютные системы или тормозные устройства другого типа стабилизируют траекторию снижения буев в воздухе и уменьшают вертикальную скорость до 20—30 м/с.
При приводнении часть буя остается на плаву, а другая заглубляется на кабеле или кабель-тросе. Затем происходит отделение парашютной системы от корпуса, антенна передатчика приводится в рабочее состояние. Далее происходит заглубление гидрофонов, а передатчик информации буя начинает работать в режиме непрерывного излучения на определенной частоте. Мощность передатчиков, как правило, не превышает 1 Вт. По истечении установленного времени или по команде с самолета (вертолета) буи затапливаются.
В зависимости от вида акустической энергии, используемой для получения информации, буи классифицируются на пассивные и активные как ненаправленного, так и направленного действия, а также пассивно-активные. К пассивным РГАБ ненаправленного действия относятся, в частности, американские буи типа AN/SSQ-41B и р AN/SSQ-57A, а также английские типа 30104.
Буи этого типа наиболее просты по конструкции. Установленный в них приемник ненаправленных акустических колебаний (гидрофон или система гидрофонов) способен, как сообщалось, обеспечить прослушивание подводных шумов в диапазоне от 0,01 до 20 кГц. Усиленные и преобразованные сигналы модулируют несущую частоту передатчика буя, работающего в режиме непрерывного излучения. Спектр подводных шумов, воспринимаемых акустическим приемником буя, передается на самолет или вертолет-носитель в виде радиосигналов.
Чтобы увеличить количество буев на одном самолете (вертолете), конструкторы стремятся создавать буи с меньшими массами и габаритами (при сохранении основных параметров и характеристик электронных схем). Сообщалось, что поступающие в последние годы на вооружение ВМС стран НАТО и вновь разрабатываемые буи имеют в два-три раза меньшие размеры и массу (например, высоту корпуса 305—310 мм при диаметре 124 мм и массе порядка 4,5 кг) по сравнению с буями более ранних образцов. Достигается это различными путями. Так, снижение массы буя английской разработки обеспечивается применением надувного баллона, который заполняется после приводнения буя углекислым газом из специального баллона-цилиндра.
Пассивные широкополосные РГАБ типа AN/SSQ-57A предназначаются в основном для замера акустических полей надводных кораблей и подводных лодок и спектра шумов моря в данном районе. Использование таких буев возможно только совместно с бортовым приемным устройством, снабженным полосовыми фильтрами, которые переключаются на различные частоты.