


Противокорабельные ракеты ВМС


Противокорабельной ракетой «Томагавк» BGM-109B вооружены надводные корабли (модификация этой ракеты B-1) и подводные лодки (модификация B-2). Ракета «Томагавк» выполнена по нормальной аэродинамической схеме. Имеет крыло малой стреловидности и удлинения, а также 4 поворотных полностью складывающихся руля. Консоли крыла уложены одна на другую (правая выше левой) в специальный закрывающийся после их выхода паз.
Ракета имеет цилиндрический фюзеляж с оживальной головной частью и разделена на 6 отсеков, в которых расположены активная радиолокационная ГСН (закрыта обтекателем из стеклопластика), бортовая СУН, БЧ, топливный бак, маршевый двигатель и приводы рулей управления. К последнему отсеку (соосно с ракетой) стыкуется ТСУ. Все отсеки выполнены из алюминиевого сплава с элементами жесткости. Для уменьшения инфракрасного излучения планер ракеты имеет специальное покрытие.
Основными частями бортовой СУН являются: головка самонаведения, инерциальная система, радиовысотомер и блок питания — все они представляют собой усовершенствованный вариант частей бортовой СУН ПКР «Гарпун» и имеют те же основные характеристики.
Фугасная БЧ (разработана ранее для авиационной ракеты «Буллпап») оснащена контактным взрывателем замедленного действия, позволяющим осуществить ее подрыв внутри корабля-цели.
Специально для ПКР создан малогабаритный двигатель F107-P-400 — двухроторный, с низкой степенью сжатия и осевым двухступенчатым вентилятором. Воздухозаборник нижнего расположения выдвижной. Тяга двигателя около 300 кгс обеспечивает крейсерскую скорость полета ракеты, соответствующую числу М=0,7.
Запуск ПКР «Томагавк» BGM-109-B-1 производится из бронированных пусковых установок или торпедных аппаратов, размещенных на НК. Кожух такой установки предохраняет ПКР от осколков или механических повреждений, кроме того, он защищает личный состав при аварийном срабатывании ТСУ. Для обеспечения пуска установка с помощью гидравлической системы поднимается на угол 35°.
Для запуска ПКР «Томагавк» BGM-109-B-2 с ПЛ через торпедный аппарат применяется специально выполненная для этого капсула из нержавеющей стали. Капсула заполняется азотом под небольшим избыточным давлением и, по сообщениям печати, способна обеспечить длительное хранение ракеты. Капсула загружается в аппарат так же, как и обычная торпеда. В процессе запуска с ПЛ ракета «Томагавк» BGM-109-B-2 выходит из воды под углом около 50°, и дальнейшая ее траектория не отличается от траектории полета ПКР «Томагавк» BGM-109-В-1.
Во Франции разработаны и приняты на вооружение ВМС собственные противокорабельные ракеты «Экзосет» модификаций ММ-38, ММ-40. ПКР «Экзосет» ММ-38 состоит на вооружении всех боевых надводных кораблей ВМС Франции, кроме авианесущих.
Эта ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме. Вблизи ее центра тяжести установлено крестообразное крыло стреловидной формы с профилем, оптимальным с точки зрения получения околозвуковых скоростей полета ракеты. В хвостовой части находится крестообразный стабилизатор с четырьмя аэродинамическими рулями, расположенными в плоскостях консолей крыла. Фюзеляж ракеты имеет 6 отсеков, в которых размещены: активная радиолокационная головка самонаведения, закрытая обтекателем оживальной формы из радиопрозрачного материала; бортовая система управления и наведения; боевая часть; маршевый реактивный твердотопливный двигатель; твердотопливный стартовый ускоритель; термические батареи; приводы руля.
Активная радиолокационная ГСН ADAS (масса около 30 кг) моноимпульсная с горизонтальной стабилизацией диаграммы направленности. Ее работа осуществляется на частоте 8—10 ГГц. По сообщениям, головка самонаведения способна обнаруживать большую цель на дальности до 24 км. Бортовая СУН ракеты обеспечивает ее наведение в секторе ±30° от курса корабля-носителя, а также запрограммированный устойчивый полет и поражение цели.
Полубронебойная боевая часть (одинаковая для всех модификаций ракеты) образует при взрыве большое количество осколков. Она снабжена неконтактным (расположен в отсеке ГСН и является ее составной частью) и контактным взрывателями. Последний — замедленного действия, обеспечивает подрыв БЧ внутри корабля-цели.
Маршевый РДТТ ракеты выполнен из алюминиевого сплава. Корпус его является частью несущей конструкции планера и имеет внутри теплозащитное покрытие. Заряд РДТТ (масса около 150 кг) звездообразной формы торцевого горения. Запуск РДТТ осуществляется с помощью пирозаря-дов. Время работы около 110 с. Истечение газов происходит через центрально расположенное сопло. Такая же конструкция и у твердотопливного стартового ускорителя, работающего около 2,5 с. Его топливный заряд имеет массу около 100 кг. Способ горения заряда радиальный, истечение газов происходит через два расходящихся сопла.
Компоновочная схема противокорабельной ракеты «Экзосет» ММ-40 аналогична схеме ракеты «Экзосет» ММ-38. Однако в отличие от нее крыло' и рули выполнены складывающимися. Это позволяет разместить ракету «Экзосет» ММ-40 в цилиндрическом стеклопла-стиковом контейнере. Сообщалось, что у ПКР «Экзосет» ММ-40 более мощная, чем у ПКР «Экзосет» ММ-38, двигательная установка. Ее маршевый РДТТ выполнен из стали. Утверждают, что это позволило увеличить коэффициент наполнения топливом (масса его 159 кг).