


Киношное псевдо-оружие



Думаю, ответ на этот интересный вопрос предсказуем до банальности, - чтобы полученный «гибрид» стрелял. Разумеется, в кино. Разумеется, холостыми патронами. Разумеется, не дорогущими и отнюдь не часто встречающимися в СССР американскими «сорокапятками» 11,43x23 ACP, а более приемлемыми для нашего кино, в общем, и «Мосфильма», в частности, отечественными пистолетными холостыми патронами 7,62x25 ТТ (укорачиваемыми вручную в мастерских киностудий до длины 9-мм патрона «парабеллум») и сменившими их позже универсальными «маслятами» с условным наименованием «юрюзань». Разобравшись с простейшей, как оказалось, мотивировкой «скрещивания ужа и ежа», подходим к следующему вопросу: кто, где и когда занимался подобными опытами? Извольте. Вероятнее всего, таинственное действо свершалось в механических цехах оружейного участка «Мосфильма» - доморощенной кузнице всяческих «доделок» и «переделок» киношного вооружения, благополучно ведущихся на Мосфильмовской улице вплоть до «чёрного» 1994 года, когда на любое производство и доработку стрелкового оружия в стенах киностудии было наложено вето осторожного МВД.
![]() |
![]() |
Так или иначе, органично соединить «томисон» и магазин от МР.38/40 - дело, как выяснилось, конструктивно нелёгкое. Американские двадцати - и тридцатизарядные «рожки» вставлялись снизу особыми открытыми «шинами» в простые вертикальные пазы спусковой коробки, более требовательные германские магазины (к слову, с однорядным выходом патронов на линию досылания) подразумевали наличие длинной входной горловины на оружии. Досадная проблема несоответствия, впрочем, ничуть не остановила «доработчиков» - «огрызок» пустого корпуса от штатного магазина «томисона» решено было намертво приварить к «эмпешному» магазину. Вопрос с креплением был снят, оставались другие задачи - слегка «доделать» досылатель затвора, «подправить» патронник до возможности использования нового патрона и аккуратно «убрать» лишний металл с нижней части ствольной коробки, расширив окно для получившегося диковинного, единственного в своём роде, магазина.
Псевдо винтовка M16 Именно такими, «странными» на первый взгляд, винтовками M16 вооружались в продукции отечественного кинематографа 70-90-х годов всевозможные путчисты, гангстеры и пираты, не говоря уж об американских «джи-ай» и «солдатах удачи» чем же, собственно, вооружать «экранную» хунту Пиночета? На сьёмочные площадки остро потребовалось много узнаваемого, а главное, стреляющего оружия иностранного происхождения. Желательно, американского. Старенькие тридцатилетние STEN, «Томпсоны» и MP.40, гуляющие из фильма в фильм, порядком поднадоели. «Калашниковы» вроде бы тоже оказались ни к селу, ни к городу. Кроме того, уже тогда начала потихоньку сказываться проблема с хроническим отсутствием наличия холостых боеприпасов к трофейному зарубежному оружию. Именно в это неспокойное время исканий и родилась идея эпохальной ковровской переделки пулемётов ПКМ в некое подобие немецких универсальном MG.34. Вероятно, на волне успеха этой смелой метаморфозы благополучно возникла и концепция создания «своего» варианта винтовки M16.

Всё гениальное - просто, Ковровские оружейники, доказывая этот постулат, постарались на славу. В качестве базы брались валяющиеся без дела на складах киностудий германские автоматы StG.44 с короткими 10-зарядными магазинами. Первым делом они приспосабливались под отечественный холостой патрон 7,62x39 (армейский индекс 57-Х-231). Далее мушка с дульной части ствола переносилась на газовую камеру, на ствольную коробку сверху наваривалась имитация ручки для переноски, ставился другой приклад - более грубый и прямолинейный (к тому же наглухо приваренный металлическими пластинами к ствольной коробке, зачем - непонятно, но разборка оружия после этого исключалась навсегда). Вот вам, дескать, и американское оружие, «чёрная винтовка». По большому счёту, конечный продукт гораздо сильнее напоминал ранние винтовки Юджина Стоунера, известные под индексом AR10 и ставшие своеобразными прототипами пошедшей на вооружение серии M16 (AR15).
Короче говоря, так была изобретена знаменитая «почти M16». Пригодилась она сильно - в кинематографе СССР тех застойных лет наметился настоящий бум популярности картин товарища Аларкона на латиноамериканские темы: «Санта Эсперанса» (1979), «Падение кондора» (1982), «Ягуар» (1986). Хорошо они получились или плохо - решать не нам. Соответствовало оружие реальному или нет - отдельный вопрос. Главное, что оружие было, и оно стреляло. Такое вот кино.