


Микрооружие, о тульском Левше и сегодняшних потомках-левшатах


«...Каждый настоящий мужчина должен хоть раз в своей жизни неможечко пострелять!»
Валентин Пикуль. «РЕКВИЕМ КАРАВАНУ PQ-17»
…С Андреем Баташовым я знаком уже несколько лет. Но – виртуально. Лично же познакомиться и - надеюсь! – подружиться довелось только в этом году, при случайной встрече осенью во время исторической реконструкции под Волгоградом. Хотя – почему случайно? Как говаривал один мой старинный друг: «…- Земля имеет форму чемодана. Ты только за угол завернул, а тут уже я стою!». Возраста , поколения и менталитета мы с ним – примерно одинакового, да и судьбы наши, не смотря на частности и различия профессий – в общем сходны. Предыстория такова: однажды, разыскивая в сети кое-какие данные по работам братьев Маузеров, я натолкнулся на снимок миниатюрного К-96 и ссылку, пройдя по которой, попал на личный сайт А.Баташова. То, что я увидел тогда, меня восхитило. Но не буду голословен. Ниже – выдержка из аннотации самого Андрея к своим работам:
«…Тула с Петровских времен славится своим оружием, которое верно служило и продолжает служить своему народу. Для каждой новой модели оружия производятся работы по макетированию. Это позволяет создавать отдельные его экземпляры в миниатюре. В Тульском музее оружия есть миниатюрные копии оружия, выполненные оружейниками прошедших столетий. Эти традиции не утеряны — и сейчас есть в Туле мастера, которые профессионально занимаются изготовлением оружия в миниатюре.
Я предлагаю Вам настоящую ручную работу мастера, поэтому все мои модели уникальны. Мое миниатюрное оружие в определенном смысле даже лучше, чем настоящее. Такие миниатюры являются отличным сувениром и превосходным эксклюзивным дорогим подарком для любого мужчины. Эти модели являются действующими, что безусловно добавляет им ценности. Миниатюрные пистолеты Макарова, Маузера, ТТ, автомат Калашникова, пистолет-пулемет Клин и другие работы украсят любую коллекцию.»
Вот снимки его работ:
Родился Андрей Баташов в 1959 году, в семье знаменитых тульских самоварщиков. Его прапрадед – Михаил Александрович Баташёв – владел второй в те времена по количеству рабочих (53 человека) фабрикой в Туле. Продукцию фабрики Баташёва можно увидеть в тульском музее самоваров. Буква «ё» в фамилии с годами поменялась на «о», но своего сына мастер записал через «Ё» - Михаил андреевич Баташёв.
После школы закончил 25-е профессиональное училище по специальности «слесарь-инструментальщик», а после службы в армии – Тульский политехнический институт по специальности «инженер-механик». В настоящее время вот уже более 10 лет является «свободным художником» – пишет картины, занимается в своей мастерской изготовлением миниатюр, гравировкой, резьбой по дереву и многим другим.
Помимо микрокопий, мастер изготавливает также и уменьшенные копии образцов огнестрельного под унитары Флобера, которые в нашем российском законодательстве находятся пока в некотором «подвешенном» состоянии:
Материалы по огнестрельному оружию под флобер можно посмотреть тут:
http://dogswar.ru/armii-mira/vooryjenie/1684-ognestrel-lpo-grajd.html
К слову сказать, тульские оружейники ВСЕГДА славились изготовлением миниатюрных образцов огнестрельного оружия. Радует одно: старинное искусство не забыто, и Тула по-прежнему может гордиться своими мастерами. Осталось только утвердить закон о поддержке народных ремесел, который уже не первый год «висит» и ждет своей очереди.
Кроме того, у меня лично всегда возникал вопрос: а как узнают об этих работах? Откуда берутся клиенты?
Мастера-оружейники в Туле, как и в прежние времена держатся друг друга и живут своей, отчасти несколько обособленной «цеховой жизнью». Большинство тульских мастеров, как и 200 лет назад, работают, в общем, исключительно для себя. Они не любят публичности, а работы продают только через посредников, причем с гораздо б?льшим интересом – Тульскому музею, чем частным лицам (пусть и теряя с финансовой точки зрения). Рекламы мастера не дают: их популярности способствуют публикации в прессе и в интернете, а также многочисленные выставки, в которых они принимают участие. И конечно, высочайший уровень мастерства. В середине 1990-х годов немцы предлагали местным ювелирам трехгодичный контракт преподавателей. Дело в том, что европейские мастера идут в основном по пути технологического совершенствования. Технологии нейтронного напыления, лазерной пробивки… Многие элементы работы руками попросту утеряны – и приходится учиться заново.
Миниатюрное оружие в Туле делают с самого первого дня существования оружейного промысла. Правда, оно никогда не было «товаром на продажу». Крошечные ружья и пистолеты оружейники делали исключительно как подтверждение своего мастерства. Более того, в некоторых мастерских такая работа служила совершенно официальным экзаменом, после которого подмастерье мог перейти на более высокую ступень и завести свою мастерскую.
Вот что по этому поводу рассказывал моему знакомому Тимофею Скоренко один из старейшин тульских цеховиков-оружейников мастер Сергей Витальевич Горбунов:
«…-Тула никогда не делала бутафории. Любые тульские изделия, не только оружие, но даже сувениры, всегда были функциональны. Если делается маленькая копия ружья или пистолета, она обязательно должна стрелять. Если это миниатюрный ножичек, то сталь должна быть серьезной, как в настоящем мече, чтобы резала все что угодно. В Тульском оружейном музее можно увидеть потрясающие работы. Например, копии автоматов АКМ длиной с две фаланги пальца или копию гранатомета, помещающуюся в ладони. Или даже старинные пистолеты с кремневыми замками размером с ноготь. Оружие выглядит точно как настоящее и стреляет настоящими пулями. А вот обеспечить точное соответствие уменьшенного и полноразмерного механизмов получается далеко не всегда. К слову, конструкция миниатюрных «пушек» может серьезно отличаться от конструкции их реальных прототипов. В частности, до сих пор ни один мастер не сумел сделать миниатюрный автомат, стреляющий очередями. Это попросту невозможно: энергии крошечной порции газов не хватает на обеспечение запаса для последующего выстрела, на оттяжку рамы. Более того, большинство мини-пистолетов, как бы они ни выглядели, – однозарядные. Наш тульский мастер Валерий Соснин, правда, делает модели, оборудованные автоматической подачей патрона, но это - единичные случаи, требующие чудовищного количества времени и невероятной усидчивости. И «хороших» клиентов!»