


Т-34-100. Египетский сфинкс или арабский абсурд?


«…Каждый руководитель стремится достичь уровня своей максимальной некомпетентности»
(11-й закон Мерфи)
«…Начав стрелять, не забудь остановиться…»
(По легенде – Мишка Япончик.)
…Семьдесят лет прошло с тех пор, как постановлением ГКО СССР легендарное детище Морозова и Кошкина, гениальная «Фрау Тридцатьчетвёрка» - (именно такое личное имя носила машина Т-34-85, на которой лично мне довелось «поработать» в Йеменском конфликте в 1985-м под Эль-Мукаллой и Аденом).
И семьдесят лет не утихают споры, компетентные и не очень, о том, хороший был это танк или нет, уступал он или превосходил своих сверстников, «союзничков» и противников, и прочее.
Я ничего не буду говорить об этом. НИЧЕГО.
Я – просто очень люблю эту машину, верю ей, как себе, и если придётся, снова без колебаний доверю одну из основных человеческих ценностей – собственную жизнь. Тридцатьчетвёрка говорит о себе сама, хотя бы тем, что и спустя 70 лет продолжает оставаться в строю.
Вот интересный факт - 26 октября 2006 года, во время антиправительственных выступлений в Будапеште, демонстрантам удалось запустить двигатели музейных Т-34-85 и использовать их в столкновениях с полицией.
Адаптированный к «эксплуатации в невоенное время» Т-34-85 после Второй мировой войны активно экспортировался во множество стран мира и применялся в ряде военных конфликтов. Легендарные танки оставались на вооружении некоторых стран, например, Ирака, до начала XXI века. После Великой Отечественной войны Т-34 был на вооружении следующих 40 стран, и на 2006 год всё ещё состоял на службе стран, отмеченных звёздочкой:
Страны Европы и Америки:
• Албания*
• Германия
• Австрия*
• Болгария*
• Кипр
• Чехословакия
• Куба
• Финляндия
• ГДР
• Никарагуа*
• Венгрия
• Польша
• Румыния*
• СССР/Россия*
• Югославия/Её осколки*
Страны Среднего Востока и Азии
Афганистан*
• Египет*
• Ирак
• Лаос
• Ливия*
• Ливия*
• Монголия*
• КНДР*
• КНР*
• Сирия*
• Вьетнам*
• Народная Демократическая Республика Йемен*
• Йеменская Арабская Республика
Страны Африки
• Алжир*
• Ангола*
• Республика Конго*
• Экваториальная Гвинея*
• Эфиопия*
• Гвинея*
• Гвинея-Бисау*
• Мали*
• Мозамбик*
• Сомали*
• Судан*
• Того*
• Зимбабве*
На фото: захваченные Израильской армией у египтян Т-34-85 и Т-34-100. Снимок тех лет.
Как известно, после завершения войны “тридцатьчетверки” стали активно поставлять в первую очередь на Ближний Восток. Основная масса Т-34-85 была отправлена в 1950-е гг. в Египет, где ими заменили более старые американские и британские танки. Вместе с ними поставлялась и артиллерия – в частности, противотанковые орудия БС-3. Эта пушка обладала начальной скоростью снаряда 985 м\с и могла посылать снаряды на дальность до 20 км. К началу очередной арабо-израильской войны 1973 г. египтяне создали весьма странный симбиоз, использовав для этого устаревшие, по их мнению, танки. Ходовая часть и корпус оставались прежними, а вот башню пришлось доработать под установку БС-3. Для этого её передняя и задняя часть были значительно удлинены. Этот танк сейчас известен как Т-34\100 или просто Т-100.
Чтобы оценить уровень и качество арабского «апгрейда» ( не люблю этот термин, звучит издевательски! Но – по другому – не назовёшь.) достаточно сравнить фото двух машин – нашу отечественную проработку Т-34 под 100-миллимитровый «клистир» и – «арабчака».
Арабский иноходец
Т-34-100. Отечественный вариант. (С лобовой бронеплиты убрана шаровая с ДТ, на месте стрелка-радиста – дополнительный Б/К, решение, использованное на Т-44)
.. Выскажусь с точки зрения практика, имевшего дело с эксплуатацией Т-34 в различных, в том числе и боевых, условиях - ресурс на серьёзную модернизацию конструкции был практически исчерпан уже в версии Т-34-85. - Ну а если предположить, что такая машина будет использоваться не как танк, а как САУ? (Возникает иногда такой вопрос у знатоков американской БТТ периода Второй Мировой).
А зачем САУ с вращающейся башней, если эта машина призвана выполнять задачи ИМЕННО САУ? Ну, и кроме того, "САУ - 100", "сотка" на шасси "тридцатьчетвёрки" была создана ещё в 44-м, с тем же самым клистиром, и очень успешливо использовалась и в войну, и позже ( в Южном Йемене, в частности, в отряде кубинцев под командованием П.Перрадо в январе 1985-го под Эль-Мукаллой.)
Башня - это и лишний вес, и сложность в конструкции, и худшая обитаемость БО, и завышение силуэта, и повышенный опрокидывающий момент при выстреле с раскатной по горизонту на борт. Для САУ, основной боевой задачей которых является огневая поддержка на поле боя, а также подавление и приведение к молчанию средств противодействия методом ведения огня с закрытых позиций ( при условии, что подобные САУ - не специализированные машины ПТО,) в большинстве случаев маневр огнем, требующий поворота башни без поворота бронекорпуса, как правило, требуется редко. (в отличие от «полноценного» танка, у которого - иные тактические задачи и принципы применения). Для САУ намного более важно рабочее пространство БО, Б/К и т. д. - то есть иные приемы самой организации боя. В тех же случаях, когда САУ выступают в роли средств ПТО, экипажи действуют по противнику (по кставу и по возможности -!) с использованием тактики т.н. «танковых засад» с нескольких заранее подготовленных позиций. Как, впрочем, и любая БТТ в обороне.
Разумеется, крайне неплохо было бы иметь на САУ и поворотную башню, сохраняя при этом её основные свойства и характеристики, но к сожалению, на "тридцатьчетверке" запас на модернизацию по весовым показателям достиг своего предела уже с установкой 85мм пушки в новой башне с расширенным погоном плюс ещё один член экипажа.
И лично я бы очень не хотел сидеть в таком арабском «шерхане»!
Ниже: - трофейные Т-34/100 со 100мм пушкой БС-3 из экспозиции Музея танковой техники "Бейт ха-Ширион" в Латруне, Израиль.
Автор статьи: майор Морской Пехоты КЧФ в отставке, Е. Е. Митьков