


КРЫМ-2. История одного проекта


На внешнем рейде стоит «Крым», уже пустой, в балласте. Уже на якорной бочке .Не «Кавказ», не «Кузбасс», а именно «Крым». Название читается совершенно чётко. Можете себе представить наше состояние? Ведь даже если б он перелетел мимо нас по воздуху – выгрузить в Новороссе его бы всё равно не успели! Напомню ТТХ;
ТТХ «КРЫМ»
Длина максимальная, м…………………………. 295,2
Длина между перпендикулярами, м…………….. 277,1
Ширина, м…………………………………………... 45,0
Высота борта, м…………………………………… 25,4
Осадка по летнюю грузовую марку, м…………. 17,0
Полное водоизмещение, т………………………...182000
Валовая вместимость, рег. т……………………….88692
Чистая вместимость, рег. т………………………...67543
Мощность 'энергетической установки, кВт………22000, при 85 об/мин
Скорость эксплуатационная, уз…………………… ~ 16,0
Дальность плавания, мили…………………………..25000
Суточный расход топлива, т……………………….. ~135
Кубатура грузовых танков, м3……………………...183715
Кубатура отсеков изолированного балласта, м3….. 5714


Как в детской игрушке «Найди десять отличий». Можно не напрягаться – внешних отличий НЕТ. По крайней мере – конструктивных. Имеют место быть отличия эксплуатационные, обусловленные пресловутым человеческим фактором низового уровня – разный оттенок краски корпуса, надстройки, разные занавески на иллюминаторах, разные способы укладки бухт тросов, привязки чехлов шлюпок и прочего судового инвентаря. Но это начинает замечаться только при внимательном сравнении и знании того, что нужно искать. Ну, а каково было нам? Однако привычка не задавать вопросов и просто приказ заткнуться и не трепать языками своё дело сделал. Но!
Севастополь. Лето. Северная Сторона. Пригородный автовокзал с небольшим рыночком и выездным КПП. Единственное на районе место, где можно попить пивка на розлив (22 коп. за кружку разведённого симферопольского «Жигулёвского», очередь человек в пятнадцать-двадцать, Начало Восьмидесятых! Эпоха развитого социалистического всеобщего товарного дефицита!), не опасаясь комендантского патруля. Народ в основном весь флотский, или околофлотский – а других в Севастополе и нет! – очередь движется нескоро, отсюда и трёп, и сплетни по любым интересным поводам – от сравнения эротических достоинств Софии Ротару и Аллы Пугачёвой, скабрезных анекдотов разной степени бородатости, интеллекта и направленности – до обсасывания флотско-городских новостей и служебных сплетен. Информацию можно получить ЛЮБУЮ! Только внимательно слушай, фильтруй нетрезвый бред и иногда направляй базар в нужное русло. Однако – «ШПИЁНАМ ПРОСЬБА НЕ БЕСПОКОИТЬСЯ!». Большинство знает друг друга или лично, или просто в лицо, или знакомые общие. «Весь мир имеет форму чемодана – ты только за угол завернул, а тут уже я стою!».Подозрительную харю не то что до Контрразведки, до милиции не поведут – уроют по пьяни насмерть, и концы в воду/в штольню. Отсюда и относительная откровенность. Стукачей, конечно, везде хватало, но на действующем флоте их не жаловали особенно и, как правило, вычисляли на раз. Да и стукач в те годы уже не тот пошёл. Поймал 1-й отдел кого-то на чём-то, прижал – он и стучит. Но так, по пустякам и мелочи – для галочки.
Вот под кружечку пивка, сушёную барабульку и бутылочку «беленькой» из-под полы и узнаётся, что в базе подлодок в Балаклаве (о базе в Балаклаве рассажу чуть ниже, ладно?) начали появляться какие-то никем ранее невиданные совершенно фантастические лодки; что режим секретности – небывалой строгости и исполняемости; что личный состав на этих лодках – исключительно офицерский, исключая кока-мичмана, народ серьёзный, молчаливый и малопьющий, на берег практически не сходит; о лодках этих ничего не известно, кроме названия – якобы «Золотая Рыбка»!, что обводы и размеры очень необычные, а возможности – говорят! – вообще нереальные. Будто лодки атомные ( а если так, то куда турки в Дарданеллах-Босфоре глядели? У нас на Черноморье таких точно никто не строит!), что под водой ходят быстрее, чем эсминец или СКР! И что стоят они в основном в бункерах, а у пирса появляются только с приходом какого-нибудь супера из «Крымов»./ Подметили ведь!/ И что танкерам-торгашам у нас в базах делать? У нас свои флотские наливняки! А какой-то пилот-вертолётчик из авиагруппы ОВРа плетёт, будто бы видел сразу ДВА «Кузбасса» под Керчью рядышком! Это сколько ж выпить нужно, чтобы так врать!Одна из «Лир» у пирса в базе Балаклавы. Хорошо просматривается отсутствие открытой вахты у трапа и отсутствие людей а пирсе. Заметно, что корпус лодки очищен, краска корпусных марок свежая, видимо, недавно обновлена. Фото тех лет, но когда конкретно была сделана, и кем - …
Верхний рисунок: - внешний вид танкера.
Средний рисунок: - Разрез по ДП танкера, предназначенного для обычной работы. 5.-МКО; 4 – донкерман-отсеки с помпово-насосным оборудованием для проведения самостоятельных грузовых операций. 3 – грузовые танки. На главной грузовой палубе схематично указаны расширители.
Нижний рисунок: - Танкер-двойник. Разрез по ДП. Ниже главной грузовой палубы распложена фальшпалуба, с системой переборок грузовых танков, имеющих высоту 2.4 м и предназначенных для маскрования расположенного ниже однообъёмного шлюз-ангара, спроектированного по типу кессонного трюма с нижним расположением продольно-горизонтальных двухстворчатых ворот, створки которых открываются наружу при помощи 36 гидроцилиндров двойного действия( 18 – на створку), запитанных четырехнасосной гидростанцией с Рраб-220-260 кгс/см(атм).Насосы вертикальные полнопогружные пластинчатые НСВ-80/80. Станция расположена перед водонепроницаемой переборкой МКО, имеет неависимый дизельгенератор 6ЧРН-3Д20, отдельный независимый механический привод аварийного открытия створок, независимую ФВУ ПКЗ и станцию СЖБ. Донкерман-отсек один носовой, совмещает функции насосной для грузовых операций и насосно-помповой станции балластирования и осушения шлюз-ангара. После размещения лодки внутри шлюз-ангара производится его осушение и постановка лодки на растровые кильблоки. Хотя рассказывали, что возможна транспортировка лодки и на открытом зеркале поверхности с постановкой на жесткие швартовы. В тихую погоду, разумеется. Хотя какой погодой считать свежей для такой дурищи, я, сказать затрудняюсь!Система балластировки, грузоперекачки и осушения шлюз-ангара «Крым – 2»