С того момента, как прозвучала первая очередь из автомата, начались поиски способов повышения эффективности его стрельбы. Главной проблемой такого оружия следует признать большое рассеивание пуль при стрельбе автоматическим огнём. В пистолетах-пулемётах, где использовались пистолетные патроны, проблема эта в значительной мере была решена применением свободного затвора и уменьшением темпа стрельбы. Наиболее продвинутыми в смысле стабилизации и высокой кучности считаются немецкие пистолеты-пулемёты MP.28.il. и МР38/40. В них были применены основополагающие в этой области идеи, принадлежащие Хуго Шмайсеру — свободный затвор, стрельба на выкате и пневматический буфер, обеспечившие безударный откат тяжёлого затвора (700 г) со скоростью около трёх метров в секунду. Такая скорость позволила, при сравнительно короткой ствольной коробке, получить темп стрельбы всего 350 выстрелов в минуту. Но достигнутый Шмайсером компромисс между скоростью отката-наката и надёжностью оказался очень зыбким — при низких температурах и других неблагоприятных условиях подобные тихоходные системы работают неважно. Повысить скорость затвора до приемлемых 5-6 м/с без увеличения темпа стрельбы в то время не удалось.
Как известно, главной отличительной особенностью гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ГПВРД) является то, что необходимый для сжигания топлива кислород, то есть окислитель, этот двигатель за счет интегральной конструкции фюзеляжа и воздухозаборников извлекает из атмосферного воздуха. Это делает его весьма привлекательным для использования в составе перспективных ракет, в том числе средств выведения полезного груза в космос, поскольку позволяет обойтись без тяжелых баков с окислителем на первых ступенях, что может обеспечить высокую массово-энергетическую эффективность. Несмотря на то, что наиболее перспективными средствами ближайшего будущего для выведения грузов в космос признаны двухступенчатые ракеты-носители (РН) вертикального старта с классическими жидкостными ракетными двигателями (ЖРД) и спасаемой первой ступенью, которая возвращается и садится на аэродром как самолет, проекты крылатого воздушно-космического самолета (ВКС) с горизонтальными взлетом и посадкой, двигательная установка (ДУ) которого работает на атмосферном воздухе не забыты, и работы по ним ведутся как в нашей стране, так и за рубежом.
Бывший советский тяжелый авианесущий крейсер "Варяг" (проект 1143.6), приобретенный и впоследствии переделанный Китаем в свой первый авианосец, 10 августа 2011 года совершил первый выход в открытое море. Правда, испытания получились недолгими. Как заверили представители минобороны КНР, работы над "плавучим аэродромом" будут продолжены. Несмотря на попытки сохранить в тайне выход корабля, к месту проведения испытаний пытались пробиться многочисленные туристы. Однако густой туман и усиленные наряды полиции помешали им в полной мере удовлетворить любопытство. Говорить же о перспективах постановки авианосца на боевое дежурство рано. К тому же непонятно, займет ли он когда-нибудь действительно место в китайских ВМС. Поскольку в Пекине говорят, что перестроенный "Варяг"будет служить плавучей базой для подготовки кадрового состава. Ведь большого опыта обучения пилотов корабельной авиации у КНР нет. Вместе с тем, по различной информации, на верфях в Шанхае строят еще два авианосца, и именно, возможно, им предстоит войти в состав китайского флота.
В соответствии с Программой развития вооружений на 2007–2015 гг. и Комплексной целевой программой разработки новых авиационных средств поражения Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» проводит работу по обновлению своего основного продуктового ряда. Часть образцов в настоящее время выходит на заключительный этап своего создания. Номенклатура новых авиационных средств поражения предоставляет заказчикам широкий выбор экспортных образцов вооружения классов «воздух–поверхность» и «воздух–воздух». Они предназначены для применения в составе вооружения как новых боевых самолетов (Су-34, Су-35, МиГ-35, перспективный многоцелевой истребитель нового поколения), так и уже известных на рынке модернизированных машин (Су-30МК2, Су-30МКИ (МКМ), МиГ-29СМТ и др.).
«…Эй, ямщик, поворачивай к черту! Новой дорогой поедем домой!...» Г.Сукачев. «Дорожная»
В первй части , размещенной здесь, я попытался рассмотреть основные принципы работы и классификационные признаки тепловых двигателей вообще, и двигателей внутреннего сгорания в частности, поскольку в современном нам мире именно ДВС во всех его проявлениях является основой, «рабочей лошадкой» любой мобильной техники – от и до.
Соответственно, наличие на инженерном мобильном сооружении – не важно, танк ли это, автомобиль или что-то другое – более совершенного, чем у супостата, двигателя позволяет конструкторам получить преимущество в одном из решающих факторов простого с виду уравнения «вооружение/подвижность/защищенность».
В части 1. выведены несколько направлений, позволяющих в частности повысить агрегатную мощность поршневых ДВС. Это: 1 Увеличение рабочего объема двигателя. 2 Увеличение степени сжатия. 3 Уменьшение механических потерь. 4 Оптимизация процессов горения смеси. 5 Увеличение наполнения цилиндров.
«…Одного не могу понять – отчего они крутятся?» (В Ковалев. Командир одной из ПТРМ Эн-ской части)
Вместо предисловия: На форуме нашего сайта, здесь: Алексом Райгородецким размещена статья полковника А. Аганова «Перспективные зарубежные танковые двигатели», датированная 2000-м годом. Размер публикации не очень большой, сам материал профессиональный и дельный. Хотя - и несколько устаревший. Дело в том, что в отличие от, скажем, стрелкового оружия, технологии в двигателестроении устаревают быстро. Наибольшее внимание вызывает , собственно говоря, не сколько сам обзор, сколько ВРЕМЯ ЕГО ПОЯВЛЕНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ. И - ПРИЧИНЫ появления. Это же все-таки «Военное Обозрение». Я уже обращал внимание на то, что приведенные в работе сведения и оценки со всей очевидностью взяты непосредственно из первоисточников – информационных блоков фирм-производителей, о чем свидетельствует и «мешанина» в единицах измерения – «Систем Интернешнл» перемешана со старой отечественной СГС; мегапаскали перемешаны с килограмм-силами, мошности измеряются то киловаттах, то в «лошадях»…
На Западе принято: не только выдавать за новое хорошо забытое старое, но и выдавать за ОТКРЫТИЯ вполне обычные и очевидные вещи. Те пути развития, о которых говорит полковник, известны давным-давно и разрабатываются уже с полвека как минимум. И у нас в том числе. Так зачем в 2000-м была опубликована эта статья? Для того, чтобы разобраться в этом, необходим хотя бы небольшой экскурс как в историю двигателестроения и бронетанковой техники, так и в теорию ДВС – хотя бы в основные принципы. Вот тогда и можно будет говорить и о керамике, и о схемах продувки, и о прочих «прелестях термодинамики»… Но в два слова уложиться не получится, и поэтому...