В решении проблемы борЬбы с подводными лодками зарубежные военные специалисты важное место отводят противолодочным ракетным комплексам (ПЛРК), способным поражать цели, находящиеся вне досягаемости других видов корабельного противолодочного оружия. Противолодочные ракетные комплексы включают в себя противолодочные управляемые ракеты (ПЛУР), пусковые установки (ПУ), систему управления стрельбой, а также систему хранения, подачи и перезарядки. По типу воздушной траектории полета ПЛУР, входящие в состав ПЛРК, подразделяются на баллистические и крылатые. Боевой частью противолодочной ракеты может служить либо глубинная бомба, либо самонаводящаяся торпеда (в этом случае противолодочная управляемая ракета носит название «ракета-торпеда»). Заряд боевой части ПЛУР может быть либо из обычного взрывчатого вещества (ВВ), либо ядерным.
ПЛРК «Асрок», разработанный в США, состоит также на вооружении крупных боевых надводных кораблей ВМС ФРГ, Италии и Японии. ПЛУР «Асрок» — одноступенчатая твердотопливная ракета-носитель, боевой частью которой является самонаводящаяся малогабаритная противолодочная торпеда Mk46 или глубинная бомба с ядерным зарядом мощностью от 1 до 10 килотонн. Сообщалось, что торпеда Mk46 моделей 2 или 4 может иметь и ядерную боевую часть.
Авиационные противокорабельные ракеты (ПКР), являются эффективным средством борьбы с надводными кораблями. Преимуществами ПКР считают большую (более 100 км) дальность стрельбы, высокую вероятность поражения цели. Большинство ракет может применяться на дальностях, лежащих за пределами зоны активного действия ПВО, причем носители сразу после пуска ракет могут совершать маневр и атаковать другие цели. Сравнительно небольшие размеры ПКР и малая высота полета над уровнем моря затрудняет их обнаружение и уничтожение. На вооружении авиации ВМС США состоят ракеты «Гарпун» и «Маверик».
ПКР «Гарпун» имеет инерциальную систему наведения и радиовысотомер, с помощью которых корректируется траектория на начальном и среднем участках. На конечном участке включается активная радиолокационная головка самонаведения (ГСН). Фугасная боевая часть взрывается после проникновения ракеты внутрь корабля. Двигатель ракеты турбореактивный, масса его около 44 кг. Сообщается, что ракета может запускаться при азимутах цели до 90°. Высота полета на среднем участке траектории составляет около 15 м, а после захвата цели активной радиолокационной ГСН ракета снижается до 2—5 м.
Современные боевые самолеты ВВС США оснащаются прицельно-навигационными комплексами, включающими в себя лазерные прицельные системы. Одной из таких систем является система целеуказания и полуавтоматического сопровождения целей «Пейв Спайк», размещаемая в подвесном контейнере на самолете типа F-4. Она служит для наведения на цель боеприпасов с лазерными головками самонаведения (ГСН). Система состоит из телевизионной камеры с замкнутым циклом индикаторных устройств, лазерного целеуказателя и общей (для камеры и целеуказателя) оптической системы. «Пейв Спайк» сопрягается с бортовой цифровой вычислительной машиной (ЦВМ), радиолокационной станцией (РЛС) и инерциальной навигационной системой, сигналы которой используются для стабилизации оптической оси системы и удержания луча лазера на атакуемой цели. Наличие в системе поворотной носовой части контейнера и поворотного зеркала позволяет отслеживать цель при глубоких виражах самолета: по крену до 20° с правого борта и до 70° с левого борта, по азимуту до ±15°.
Этот вид оружия весьма эффективен для поражения малоразмерных целей. На вооружении ВВС и ВМС США состоят управляемые авиационные бомбы (УАБ) двух основных типов — корректируемые бомбы с лазерной системой наведения и планирующие бомбы с телевизионной системой наведения. При использовании УАБ первого типа цели подсвечивают лазерным лучом (со специального самолета или с земли). Бомбы наводятся по отраженному лучу. Головка самонаведения (ГСН) такой бомбы определяет угол между направлением вектора скорости полета УАБ и направлением на подсвеченную цель. Система управления вырабатывает соответствующие команды на отклонение рулей и корректирует траекторию полета бомбы.
Управляемые авиационные бомбы с телевизионной системой наведения оснащается передающей телевизионной камерой. Летчик (летчик-оператор) видит изображение цели на телевизионном экране в кабине самолета. Возможно автономное или командное наведение бомбы. В первом случае необходимо, чтобы цель была обнаружена перед сбросом УАБ. Маневрируя самолетом, летчик совмещает прицельное перекрестие телевизионного экрана с изображением цели, после чего включает систему наведения УАБ на захват цели. Система обеспечивает автоматическое наведение бомбы на цель.
В вооруженных силах НАТО для классификации артиллерийских снарядов (кроме ядерных и нейтронных) используются те же условные обозначения, что и в армии США. Различают 12 основных типов снарядов: осколочно-фугасные, кумулятивные, бронебойные, бронебойные подкалиберные, бронебойные подкалиберные с отделяющимся поддоном, бронебойно-фугасные с пластичным ВВ, осколочные, снаряженные стреловидными убойными элементами, картечь, осветительные, специального назначения (химические и дымовые), агитационные и практические.
Современные инженерные мины, предназначенные для установки с помощью инженерных, артиллерийских и авиационных систем минирования, характеризуются небольшими размерами и массой, повышенной прочностью. По утверждению зарубежных специалистов, прочность конструкции мин обеспечивает их нормальное функционирование после значительных перегрузок, возникающих при стрельбе кассетными артиллерийскими или неуправляемыми реактивными снарядами с этими минами, при метании их из кассетных установок, а также при паДении на землю. Подрыв мин происходит при воздействии цели на датчик взрывателя, срабатывании элемента необезвреживаемости (при изменении положения мины) или элемента самоликвидации (по истечении определенного срока). Мины систем дистанционного минирования - противотанковые (ПТМ), противопехотные (ППМ), противотранспортные (ПТрМ) - устанавливаются только на поверхность грунта.