«…Эй, ямщик, поворачивай к черту! Новой дорогой поедем домой!...» Г.Сукачев. «Дорожная»
В первй части , размещенной здесь, я попытался рассмотреть основные принципы работы и классификационные признаки тепловых двигателей вообще, и двигателей внутреннего сгорания в частности, поскольку в современном нам мире именно ДВС во всех его проявлениях является основой, «рабочей лошадкой» любой мобильной техники – от и до.
Соответственно, наличие на инженерном мобильном сооружении – не важно, танк ли это, автомобиль или что-то другое – более совершенного, чем у супостата, двигателя позволяет конструкторам получить преимущество в одном из решающих факторов простого с виду уравнения «вооружение/подвижность/защищенность».
В части 1. выведены несколько направлений, позволяющих в частности повысить агрегатную мощность поршневых ДВС. Это: 1 Увеличение рабочего объема двигателя. 2 Увеличение степени сжатия. 3 Уменьшение механических потерь. 4 Оптимизация процессов горения смеси. 5 Увеличение наполнения цилиндров.
«…Одного не могу понять – отчего они крутятся?» (В Ковалев. Командир одной из ПТРМ Эн-ской части)
Вместо предисловия: На форуме нашего сайта, здесь: Алексом Райгородецким размещена статья полковника А. Аганова «Перспективные зарубежные танковые двигатели», датированная 2000-м годом. Размер публикации не очень большой, сам материал профессиональный и дельный. Хотя - и несколько устаревший. Дело в том, что в отличие от, скажем, стрелкового оружия, технологии в двигателестроении устаревают быстро. Наибольшее внимание вызывает , собственно говоря, не сколько сам обзор, сколько ВРЕМЯ ЕГО ПОЯВЛЕНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ. И - ПРИЧИНЫ появления. Это же все-таки «Военное Обозрение». Я уже обращал внимание на то, что приведенные в работе сведения и оценки со всей очевидностью взяты непосредственно из первоисточников – информационных блоков фирм-производителей, о чем свидетельствует и «мешанина» в единицах измерения – «Систем Интернешнл» перемешана со старой отечественной СГС; мегапаскали перемешаны с килограмм-силами, мошности измеряются то киловаттах, то в «лошадях»…
На Западе принято: не только выдавать за новое хорошо забытое старое, но и выдавать за ОТКРЫТИЯ вполне обычные и очевидные вещи. Те пути развития, о которых говорит полковник, известны давным-давно и разрабатываются уже с полвека как минимум. И у нас в том числе. Так зачем в 2000-м была опубликована эта статья? Для того, чтобы разобраться в этом, необходим хотя бы небольшой экскурс как в историю двигателестроения и бронетанковой техники, так и в теорию ДВС – хотя бы в основные принципы. Вот тогда и можно будет говорить и о керамике, и о схемах продувки, и о прочих «прелестях термодинамики»… Но в два слова уложиться не получится, и поэтому...
…А когда затихают бои, на привале, а не в строю, Я о мире и о любви сочиняю и пою. Облегчённо вздыхают враги, а друзья говорят – «…Устал…» Ошибаются и те, и другие: - это ПРИВАЛ! Игорь Тальков.
Армии мира… Этот термин, превратившийся в стандартный речевой оборот, ставший почти штампом, имеет множество значений. От значения, подразумевающего под собой состояние армий стран мира как вооруженных сил, до значения, определяющего состояние армии в определенный промежуток политического положения:. – т.е. «армии военного времени» или «армии мирного времени». А если заключить слово «мира» в кавычки…
Целью написания этой статьи являлось желание показать каким образом в истории огнестрельного оружия были реализованы два существующие пути повышения энергии пули. Сразу следует сказать, что здесь подробно будет сказано о втором пути - повышение скорости, а о первом (повышение массы пули) скажем лишь вкратце. На протяжении многих веков единственным метательным, как и бризантным, взрывчатым веществом был чёрный порох. Недостаточный объем газов и невысокая температура сгорания не позволяли достичь в стрелковом оружии высоких начальных скоростей. Только увеличивая калибр и массу пули, можно было повысить мощность оружия. Логическим пределом этого пути была физическая способность человека переносить отдачу оружия, которая росла прямо пропорционально массе пули. Этим можно обьяснить, что с XV-го и по конец XVIII-го века внешняя баллистика стрелкового оружия не претерпела значительных изменений. Скорость пули оставалась в пределах 300 м/с, а масса пули менялась соответственно массе ружья в соответствии с тактическими доктринами. Первая половина XIX века ознаменовалась лишь постепенным снижением калибра до 6,5,а затем и до 4 линий. Прорыв произошел в конце XIX века, когда появление бездымных порохов буквально перевернуло все устои оружейного производства и открыло новую эру в истории стрелкового оружия - эру скорострельного, надёжного, высокоманёвренного оружия.
14,5-мм противотанковые ружья конструкций Симонова (ПТРС) и Дегтярёва (ПТРД), принятые на вооружение в 1941 г. и пробивавшие броню толщиной 50 и 30 мм с дальностей 200 и 300 м, были основным видом противотанкового вооружения пехоты и во многом способствовали повышению её устойчивости в борьбе против танков. Несмотря на некоторые недостатки, указанные образцы полностью оправдали себя как массовые средства борьбы пехоты с лёгкими и средними танками армий фашистской Германии и её союзников. Однако в ходе войны броневую защиту танков стали усиливать.
В ходе Великой Отечественной войны уже к 1943 году танковый парк воюющих стран имел основную броню толщиной до 60 мм. В результате усиления броневой защиты и применения частичного экранирования (в основном ходовой части танков) эффективность противотанковых ружей ПТРС и ПТРД, а также ручных противотанковых гранат РПГ-40 и РПГ-41 оказалась недостаточной. Наметился кризис в противотанковом вооружении пехоты. Почти на всём протяжении войны пехота не имела собственного, достаточно эффективного противотанкового оружия, и основная тяжесть борьбы с танками противника возлагалась на артиллерию и свои танки. Разрешение кризиса в противотанковом вооружении пехоты в период войны шло по двум направлениям: увеличение энергии бронебойной пули за счёт повышения её начальной скорости и увеличение пробивной способности ручной гранаты за счёт использования кумулятивного эффекта.
Перед лицом угрозы нападения Японии австралийские военные в 1941-1942 годах были вынуждены модернизировать и усилить оснащение оружием своих вооруженных сил : в стране стали разрабатывать собственные танки и боевые самолёты. Это касалось также и пехоты. Провозглашенный 17 сентября 1900 года Австралийский Союз ранее являлся британской колонией и к началу Второй Мировой войны располагал преимущественно оружием британской конструкции. Это было как импортированное, так и выпускаемое по лицензии оружие , например винтовки системы LeeEnfield, такие как многозарядная винтовка LeeEnfield№1 Мк.3, а также станковый и ручной пулеметы системы Vickers или Bren. Но австралийская армия не рacполагала пистолетами-пулемётами, которые были крайне необходимы.