«…и воздастся каждому по вере его!» М.Булгаков. «Мастер и Маргарита»
Для начала – немного истории. Цитата из Шапиро: « - Встречающееся в литературе утверждение, что "шнорхель" был изобретен и впервые применен в германском флоте, является ошибочным. Читатель помнит, что устройство с подобной функциональной схемой в 1904 г. была оснащена полуподводная лодка "Кета", сконструированная лейтенантом С. А. Яновичем. С еще большей степенью совершенства принцип подобного устройства воплотил в конструкцию поручик Корпуса инженер-механиков флота Борис Евгеньевич Сальяр, в период службы во Владивостоке неоднократно бывавший на "Кете" и знакомый с ее конструкцией. Сальяр не только разработал устройство, позволявшее при нахождении лодки на перископной глубине использовать двигатель надводного хода, но изготовил его в мастерских транспорта "Ксения" и добился оборудования им подводной лодки "Фельдмаршал граф Шереметьев". В 1910 г. на сравнительных испытаниях подводных лодок "Фельдмаршал граф Шереметьев" и "Скат" устройство Сальяра было проверено и получило положительную оценку. Командир "Ската" лейтенант Н. А. Гудим, будучи назначенным, позже на Балтику командиром одной из первых русских дизель-электрических подводных лодок – "Акулы", предложил оснастить ее устройством Сальяра. Но началась первая мировая война, и частые походы "Акулы" не позволили Гудиму осуществить свое предложение, а осенью 1915 г. он погиб вместе с подводной лодкой. В том же 1915 г., когда начали вступать в строй подводные лодки типа "Барс", на двух из них – "Волке" и "Леопарде" – командиры лейтенанты Мессер и Трофимов добились осуществления предложения Гудима. На этих лодках газоотводные коллекторы двигателей были подняты до уровня перископных тумб, а для подачи воздуха к двигателям в носовой части рубки установлены телескопические трубы, соединяющиеся с воздуховодом приточного вентилятора, нагнетающего воздух в дизельный отсек (подобное современному устройству РДП, от первых букв – работа дизеля под водой).»
Танковый бой 24 апреля 1918 года. Фото с британской стороны. В апреле 1998 года, к семидесятилетию первого в мире (как официально принято считать) документально зафиксированного боя между танками – акцентирую: именно между танками! – в британском издании George Forty. Tank Action. From the Great War to the Gulf. London 1998. был опубликован материал под названием «Первый в истории танковый бой», написанный, правда, ещё в 1995-м году.
На русском этот материал впервые был опубликован в 1999 году, в приложении к журналу «Техника и вооружение» и, видимо, оттуда начал своё путешествие по просторам сети, этрац-историческим журналам и так далее. Сегодня разве что ленивый не публикует материал, полученный с помощью правой и левой кнопок компьютерной мышки. В общем-то, ничего плохого или зазорного в этом нет, тем более, если не нарушается авторское право. Слава Богу, что интерес к истории проявляется хотя бы таким образом. Я не об этом.
С моей точки зрения, с точки зрения «не совсем танкиста», но человека, волею судьбы связанным с танками много лет, этот материал крайне интересен в качестве иллюстрации к тактике применения БТТ на поле боя. Он актуален даже сегодня, в начале 21-го века, при таком развитии тех.средств, о котором никто в Первую Мировую не мог даже помыслить. Именно поэтому умение танковых командиров тех лет увидеть поле боя именно как площадку «войны моторов» вызывает у меня восхищение.
«…История никого ничему не учит. Она лишь беспощадно наказывает тех, кто пренебрегает её уроками…»
Прежде всего хочу выразить благодарность своим старым друзьям-сослуживцам: Р.К.Бакланову, В.П.Петровскому, которые помогли мне собрать этот материал, а так же Е.М.Верещаге, Е.Черниковой, А Смышляеву и многтм другим людям, с которыми, хотя и не имел чести быть знакомым лично, а только по переписке, но переоценить вклад которых в исследование темы попросту невозможно.
Предистория моего интереса к теме Курильских островов имеет срок давности более двадцати лет. Тогда, в середине 80-х прошлого века, наш РТК, совершая переход из Ванино в Туттикорин, дал достаточно большой «крюк», о настоящих причинах которого я не знаю до сих пор, потому, что спрашивать о таких вещах не положено. Официально: был получен получен приказ забросить на один из островов Курильской Гряды несколько десятков ящиков со спиртом для местного гарнизона погранзаставы. То, что мы увидели тогда на острове – потрясало. Более громкого «эха войны» в этих краях мне видеть не приходилось. А тем более – ТОЙ, РУССКО-ЯПОНСКОЙ войны, о которой сейчас сравнительно мало пишут и вспоминают.
Спирт мы выгрузили, и с учетом «неизбежного повреждения части ящиков во время проведения грузовых операций» принялись «крепить дружбу» с местными погранцами и вольнонаёмным смотрителем маяка, старожилом острова, проведшим на нем много лет, похоронившем там жену, и имеющего только одно близкое существо – старую хромую кошку.
С той поры я и собираю по возможности любую информацию, храню её у себя и в бумаге, и в цифре. Что-то нахожу сам, что-то присылают мне друзья. Изложенный ниже материал представляет собой подборку наиболее любопытных с моей точки зрения отчетов, документов и фотоснимков. По возможности, я постарался сохранить вид, форму, стилистику и орфографию первоисточников. Свои же комментарии буду выделять.
«Земля имеет форму чемодана. Ты только за угол завернул, а тут уже я стою!» С.Улинич «Рота Думанского приветствует ростовчан!» Надпись краской на пирсе п\п Нуэвитас (Куба)
Один из моих добрых друзей попросил меня расширить тему по крейсеру «Орджоникидзе». Я подобрал кое-что из своих архивов и переписки. Материал показался достаточно любопытным. Дело в том, что один из главных действующих лиц этой истории не просто знаком мне лично уже более 30-лет; как выяснилось в 1993-м, он – ещё и мой сосед. В общем, выкладывая с минимальными купюрами и комментариями, я постарался сохранять первоисточники в том виде, в котором имею. Старику Скафандрычу будет приятно, тем более, что внучка его научила пользоваться интернет-связью, что, впрочем, зная его живой ум и сумасшедший характер, вполне ожидаемо. Самого Скафандрыча ( Эдуарда Петровича Кольцова, офицера КЧФ в отсатвке, командира спец.подразделения боевых пловцов) знаю ещё со времён своей «зелёной курсантской юности» Именно он преподавал нам легководолазное дело, диверсионную и противодиверсионную тактику подводных действий в теории, и в практике. Именно под его руководством я первый раз ходил под воду с аквалангом и с КИПом. Уже тогда нам было известно, сто старик Скафандрыч учавствовал в спец.операциях по линкору «Новороссийск». Позже, после гибели «Адмирала Нахимова» в Новороссийске судьба снова свела нас – он тогда командовал группой пловцов, уничтожавших свидетельства настоящей причины столкновения «Нахимова» и «Васёва», а мы «обеспечивали».
«Что имеем – не храним. Потерявши – плачем…» Омар Хайам
Прежде всего хочу поблагодарить моих друзей - капитана 1-го ранга КЧФ в отставке Бритвина Г.Г., офицеров Морской Пехоты КЧФ С. Гамарника, В.Фролова, И. Гуковского, а также Человека с Большой буквы, имя которого я озвучить не могу, потому, что «погоны – это не профессия, погоны – это диагноз» (его псевдоним «Фотосерж» и именно ему принадлежат снимки, использованные здесь). Отдельное спасибо хочу сказать своему старому знакомцу Д.Киселеву, который в числе прочих других не позволил идее музея заглохнуть и помог ей осуществиться, пускай даже в таком виде.
Музейный комплекс "Балаклава". База подводных лодок Черноморского флота СССР.
«…Каждый руководитель стремится достичь уровня своей максимальной некомпетентности» (11-й закон Мерфи)
«…Начав стрелять, не забудь остановиться…» (По легенде – Мишка Япончик.)
…Семьдесят лет прошло с тех пор, как постановлением ГКО СССР легендарное детище Морозова и Кошкина, гениальная «Фрау Тридцатьчетвёрка» - (именно такое личное имя носила машина Т-34-85, на которой лично мне довелось «поработать» в Йеменском конфликте в 1985-м под Эль-Мукаллой и Аденом). И семьдесят лет не утихают споры, компетентные и не очень, о том, хороший был это танк или нет, уступал он или превосходил своих сверстников, «союзничков» и противников, и прочее. Я ничего не буду говорить об этом. НИЧЕГО. Я – просто очень люблю эту машину, верю ей, как себе, и если придётся, снова без колебаний доверю одну из основных человеческих ценностей – собственную жизнь. Тридцатьчетвёрка говорит о себе сама, хотя бы тем, что и спустя 70 лет продолжает оставаться в строю. Вот интересный факт - 26 октября 2006 года, во время антиправительственных выступлений в Будапеште, демонстрантам удалось запустить двигатели музейных Т-34-85 и использовать их в столкновениях с полицией.